Стрелка васильевского острова

Проспекты Васильевского острова

Самая представительная, широкая, зеленая улица Васильевского острова – Большой проспект.

Самая оживленная транспортная артерия – Средний проспект. Малый проспект на их фоне кажется тихим и чуть провинциальным.

Гулять приятней всего по Большому проспекту. Здесь прекрасное озеленение. Много красивых домов.

Два нетривиальных музея – Музей специй (во время экскурсии можно пробовать специи, а потом приобрести) и Музей пожарной части

Музей пожарной части

На пересечении Большого проспекта с 6 линией стоит красивая церковь — собор Святого Апостола Андрея Первозванного

Если от Андреевского собора пойти по 7 линии в южном направлении, то через два дома (в доме № 16-18) вы увидите старейшую аптеку Санкт-Петербурга, аптеку доктора Пеля. Во дворе дома находится башня Грифонов.

В северном направлении от Андреевского собора в сторону Среднего проспекта между 6 и 7 линиями тянется симпатичный бульвар, засаженный молодыми лиственницами. Бульвар приводит к станции метро Василеостровская.

Метро стоит на Среднем проспекте. Этот проспект тоже достаточно широкий, с оживленным движением, с паутиной трамвайных линий.

Как и на Большом проспекте, здесь попадаются замечательные образцы архитектуры.

На Среднем проспекте тоже есть интересные музеи: музей гимназии Карла Мая, Геологоразведочный музей (огромная коллекция окаменелостей, минералов, работает только в будни, бесплатный). Напротив Геологоразведочного музея на месте бывшего трамвайного депо устроен Музей городского электрического транспорта, где можно посмотреть образцы трамваев, троллейбусов, поездов разных времен, а потом прокатиться на ретро-трамвае.

История Стрелки Васильевского острова

Самые ранние постройки появились на Василевском острове во времена Петра I. По задумке архитектора Доменико Трезини в 1716 г. здесь оборудовали площадь в виде трапеции, а по ее периметру — жилые дома. Но горожане неохотно селились на заболоченной местности. Поэтому в скором времени царь Петр изменил свои планы и отвел Васильевскому острову роль административного центра города. Стрелка же должна была стать важнейшим торговым портом. В 1721 г. Трезини представил обновленный проект с ключевыми сооружениями Васильевского острова:

  • Довольно быстро заложили фундамент под Кунсткамеру и построили ее в 1734 г. Здание очень пострадало от пожара в 1747 г., а полностью было восстановлено только во второй половине XX в.
  • Дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, который чуть позже отдали в распоряжение Академии наук.
  • Здание Двенадцати коллегий, одно из самых старых из сохранившихся сегодня, возведено в 1742 г. Сначала здесь располагались органы государственной власти, а впоследствии постройку передали университету.

Здание первой биржи тогда возвели из дерева. Через 50 лет ее решили перестроить, сделать каменной. Архитектор Джакомо Кваренги создал проект, но судьба нового здания не сложилась: купцам не нравилось архитектурное решение, в казне не хватало средств. Успели создать только цокольный этаж и часть стен, которые впоследствии просто разобрали на строительные материалы.

Ярослав Глухов

В 1805 г. французу Ж. Ф. Тома де Томону, который активно работал в России, поручили продумать ансамбль всей Стрелки. Это был первый масштабный проект архитектора. Результат этой работы мы можем видеть и сегодня, прогуливаясь по Васильевскому острову.

На том месте, где по замыслу Петра Великого должна была быть центральная площадь города, сейчас находится Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии. В 1990 г. городские власти рассматривали идею архитекторов В. Шене и В. Чагина. По их замыслу на Стрелке должен был возникнуть Концертный зал — здание в стиле модерн. Однако проект отклонили, потому что он мог нарушить гармонию окружающей застройки.

Стрелка сегодня

Набережная, плавно спускающаяся к реке, одно из любимых мест петербуржцев и гостей города. Сюда часто приезжают молодожены в день свадьбы. Гранитную стену вдоль набережной украшают головы львов с кольцами в пасти. Существует традиция — надо дотронуться до кольца на счастье. На площади проходят народные гулянья, проводятся городские и общегосударственные праздники, концерты. В 2003 году появились новые достопримечательности – якорь XVIII века, поднятый со Шкиперского протока реки Невы. А также памятный знак, подаренный таможенной службой Санкт-Петербурга в честь 300-летия города. Он представляет собой круглую бронзовую пластину диаметром около 2,5 м. установленную на постаменте из гранита. Торжественное открытие знака, на котором изображены сооружения Стрелки острова, состоялось 14 ноября 2003 года.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Преображение

Уже в девятнадцатом веке это великолепие решено было дополнить еще одним изыском — это сад, работа над которым была поручена придворному садовнику И. Визе. Кроме великолепных растений, в нем должны были размещаться скульптуры классического образца (чтобы гармонировать с античным обликом биржи) работы Д. Иенсена. Части ограды и скамьи для удобства гуляющих граждан тоже весьма примечательны по своей форме, их по специальному государственному заказу сделали на фабрике Ф. Сан-Галли.

В двадцатом веке Васильевский остров, стрелка и расположенный на ней сад продолжили оформляться. В 1916 году здесь же был построен Дворцовый мост, который выполнял весьма нужную функцию: соединял северный берег Невы на Васильевском острове с южным. До сего времени люди попадали на желаемую сторону в этом месте с помощью переправы. Следует заметить, что площадь на тот момент звалась Биржевой и являлась местом для всевозможных митингов, демонстраций и т. п.

В 1937 году площадь переименовали в Пушкинскую, в честь столетия со дня смерти великого русского поэта. И во время Великой Отечественной войны на стрелке Пушкинской площади блокадного Ленинграда были расположены зенитные батареи.

После войны облик стрелки был дополнен еще одним мостом — Биржевым, конструктивно совершенно таким же, как и Дворцовый. В1989 году площади было возвращено ее историческое название.

Музей Эрарта

Даже небольшой прогулки по Васильевскому острову достаточно, чтобы оценить высокую степень концентрации музеев на Васильевском острове самой разнообразной тематики, буквально на любой вкус.

Отдельно хочу рассказать о музее современного искусства Эрарта, который произвел на меня сильное впечатление. Я не большой любитель современного искусства, но этот музей меня просто поглотил, я провела там почти четыре часа.

Находится он в глубине острова между Большим и Средним проспектом (посмотреть на карте).

Перед ним лежит огромная площадь Собчака, с южной стороны застроенная безликими серыми бизнес-центрами, которым «противолежит» на северной стороне низкое, массивное здание ДК Кирова.

Здание Эрарты тоже немаленькое. Для частного музея – огромное, 5 этажей. Выглядит оно не столь монструозно, как его соседи, это, пожалуй, самое симпатичное здание на площади.

В музее есть постоянная экспозиция и временная.

Билет дороговат, 600 рублей. Но любопытство взяло свое, и отзывы были воодушевляющие. Не пожалела ни минуты.

В продаже есть абонементы, 1000 руб. за год. Выставки там меняются часто. К сожалению, расположен музей не очень удобно, на задворках острова. Выбираюсь я в Питер редко, и хочется другие музеи посмотреть. Это у питерцев есть великолепная возможность за тысячу рублей в течение года посещать разнообразные выставки Эрарты.

Мне многие работы понравились. Авторы для меня совершенно незнакомые (кроме Сергея Шнурова, там были и его картины).

Тайная вечеря

В конце зашла в кафе, которое оформлено с замечательным вкусом.

Можно выйти на балкон, посидеть за столиком между колонн.

Почему линии, а не улицы?

Исторически Васильевский остров задумывался как центр Петербурга, и строили его по европейским образцам. Новая столица России, по задумке Петра Первого, должна была быть похожа на Амстердам и Венецию, поэтому план города чертили не русские зодчие, а иностранные архитекторы.

«Был план разрыть каналы согласно линиям. Их разрыли, но на наших почвах эта идея не прижилась, эти каналы мелели, потом туда просто сбрасывали мусор …» – рассказывает Марина Зубкова.

Также есть версия, что дело было еще в нецелевом использовании выделенных государственных средств. Будто губернатор города граф Александр Данилович Меньшиков присвоил часть денег себе.

Как бы там ни было, каналы засыпали, от них остались лишь напоминания – улицы в исторической части острова называются линиями. Причем одна улица это две линии. Например, 2-ая линия В.О. – это правая сторона улицы (относительно Большой Невы), а 3-я линия В.О – левая.

Все линии пересекают три проспекта, еще одна градостроительная особенность исторической части Васильевского острова. И называются они просто, даже неказисто – Большой, Средний и Малый.

Земля в центре новой столицы стоила дорого, поэтому дома строили вплотную друг к другу, так появились знаменитые дворы-колодцы с узкими проходами. Раньше по ним можно было проехать на велосипеде от Стрелки до порта. Сейчас большинство закрыты, осталось всего несколько. Здесь же находится и самая узкая улица города. Ширина улицы Репина 5 метров 50 сантиметров. Причем изначально на картах города ее не было. Протоптали купцы, которые сокращали путь от рынка к Среднему проспекту

ФОТО автора

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

Как добраться до Стрелки Васильевского острова

Попасть сюда можно от нескольких станций метро, которым, в основном, пользуюсь сама. Очень не люблю пробки и ожидание наземного транспорта в непогоду на ветру. Потому предложу различные маршруты, а выбирать вам:

  • Выходите на станции метро «Невский проспект». От него или пешком или на автобусе № 7, или троллейбусах № 10 и № 11 надо проехать в сторону Невы.

    Выходите сразу после Дворцового моста. Да вы и не запутаетесь, ведь прекрасным ориентиром будут – величавые Ростральные колонны.

  • Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская». После следуете пешком в направлении, обозначенном мною на карте.

    Идти не долго (10–15) минут. Но вы минуете массу замечательных петербургских «красивостей»: Адмиралтейство, Эрмитаж, Дворцовую площадь, полюбуйтесь панорамой города над Невой. Нет, пешком ходить всё-таки интересней! Я не имею в виду те дни, когда дождь – сплошной стеной.

  • Кстати, для смельчаков есть ещё маршрут, который очень любим мною и моими друзьями. Получается прямо маленькое очаровательное путешествие.

    Попробуйте выйти на Горьковской станции метро (1). Далее пеший маршрут показан на карте. Но он продолжителен. По дороге вы можете зайти на территорию Петропавловской крепости (2), неподалёку вас поджидает зоопарк (3)… Это маршрут для погожего теплого денька.

Общие сведения

По первоначальному плану Петра именно на Васильевском острове должен был располагаться центр новой столицы (генплан 1716 года, архитекторы Доменико Трезини и Александр Леблон). Но царь не вовремя отлучился, а Меншиков, назначенный губернатором нового города, решил, что проще будет делать центр около Адмиралтейства. Когда царь вернулся, перестраивать уже было поздно. Петр вылил свой гнев на виновных, да и махнул рукой.

Большая часть острова расчерчена улицами на ровные квадратики. С запада на восток тянутся три проспекта (Большой, Средний и Малый), с севера на юг – линии. По первоначальному плану на месте линий намеревались прорыть каналы, как в Амстердаме, но до каналов дело не дошло.

На острове есть две станции метро: «Василеостровская» и «Спортивная» (южный павильон), обе – в восточной части острова. В западной части планируется построить еще две станции: «Гавань» и «Морской фасад».

Самые зрелищные, картинные места острова – стрелка и отходящие от нее набережные: Университетская, Лейтенанта Шмидта, Макарова. Самое бойкое место внутри острова – около метро «Василеостровская». Самое популярное среди верующих – на Смоленском кладбище, возле часовни Святой Блаженной Ксении Петербуржской.

Население района

По данным статистики на начало 2014-го года, в районе проживает около 211 тысяч человек, из них работоспособное население составляет 58%, дети и подростки в районе 16%, остальные — люди пенсионного возраста. Район стремительно «стареет», что сказывается на его развитии. Смертность значительно превышает рождаемость, новой недвижимости строится мало, соответственно, приток молодых семей с детьми в район небольшой.

Да и, согласно результатам многочисленных социологических опросов, петербуржцы не спешат селиться на Васильевском острове. Некоторое исключение составляют те, кому нравятся элитные квартиры с видом на Финский залив, но, в основном, все прекрасно осознают недостатки района: оторванность, проблемы с транспортом и загрязненность, и предпочитают покупать квартиры в более удобных местах. Стоит заметить, что и элитная недвижимость «с видом на море» в свете дорожного строительства теряет свою привлекательность, превращаясь в недвижимость с видом на море и Западный Скоростной Диаметр.

Строительство западного скоростного диаметра

Жилой фонд района очень разнороден: старый фонд и коммуналки, «хрущевки» и «сталинки», «корабли» на Наличной и Кораблестроителей, современные новостройки в районе Приморской. Охотно покупают василеостровскую недвижимость приезжие и иммигранты. Все же район считается центральным, отсюда близко до главных достопримечательностей Северной столицы, а цены на квадратные жилые метры здесь не так высоки, как в других районах города.

Социальный состав населения очень разнороден. Подавляющее большинство — это старая и новая интеллигенция (на острове сконцентрировано большое количество вузов и НИИ), приезжие, редкие владельцы элитных новых квартир и расселенных коммунальных квартир в старом фонде и студенты (в районе Приморской находится несколько крупных «общаг»).

Современный внешний вид моста

Мост Бетанкура – шестиполосный мост с велосипедной дорожкой с одной стороны и тротуаром для пешеходов – с другой.

Они отделены от проезжей части бетонными парапетами. Боковые ограждения выполнены из металлических перекладин цилиндрической формы, закрытых прозрачными блоками.

Выполнен он в изогнутой форме, чем-то напоминающей английскую букву S. Новая переправа частично возвышается над островами, которых она касается, особенно над участками с историческими местами.

Мост состоит из двух эстакад, с русловой частью более чем 350 метров, которая поддерживается 48 винтами, натянутыми на пару пилонов по 44 метров каждый. Помимо возможности круглосуточного движения по мосту, под ним так же могут проходить суда, но с ограничениями по высоте в 16 метров и по ширине в 100 метров.

Пешеходные улицы на Васильевском острове (6 и 7 линии)

Принято считать, что в Петербурге 10 пешеходных улиц. Одна из самых красивых — 6-я и 7-я линии Васильевского острова. Наиболее красивая часть улицы расположена между Большим и Средним проспектами Васильевского острова. Эту часть улицы также называют Андреевский бульвар. Сюда можно доехать на метро — при выходе из станции «Василеостровская» повернуть направо и вы окажетесь в пешеходной зоне.

155688

Фонтан на Андреевском бульваре

155696

Андреевский бульвар

Здесь Вы увидите голубой вагончик конки (конец 19 — начало 20 века).

155698

Памятник конке

В средней части улицы находится бульвар с растущими лиственницами и двумя фонтанами. Много магазинов, кафе, баров и ресторанов. В середине улицы — памятник Василию.

Добрые традиции

Хочу вам поведать об интересных традициях, которые сложились вокруг этого замечательного места:

  • Сюда непременно приезжают молодожены. Кроме желания сделать фото на фоне потрясающей панорамы города, у них есть ещё одна причина здесь побывать. Согласно доброй городской примете невесте с женихом необходимо для крепкой семейной жизни и радостной судьбы разбить бутылку шампанского или бокалы об один из каменных шаров.

    Пошло данное поверье, видимо, от морских традиций – ведь перед спуском на воду судна о его борт также разбивают бутылку с этим веселым шипучим напитком. Что же, семья – тот же корабль…

  • Я уже как-то писала про интересую примету заключать замки на цепи у Поцелуевого моста для того, чтобы влюблённым не расставаться всю жизнь. Нечто подобное парочки теперь проделывают и здесь. Замки они прикрепляют к цепям у Ростральных колонн.
  • Ежегодный летний праздник «Алые паруса» также стал потрясающей визиткой Санкт-Петербурга и Стрелки Васильевского острова.
  • Традиционно здесь проходят гулянья и поют хоры на ступенях здания Биржи в день Военно-Морского флота и в другие большие праздники, отмечаемые в нашем городе (в его день рождения, в День Победы). В это время на Ростральных колоннах вновь вспыхивают семиметровые факелы.
  • Также, на мой взгляд, очень интересными да и полезными мероприятиями являются проводимые здесь во время белых ночей, а иногда и на протяжении всего лета танцевальные вечеринки прямо под открытым небом. Всё спонтанно, бесплатно, весело. Примкнуть может кто угодно, главное, было бы желание подвигаться под зажигательные кубинские ритмы. Танцуют здесь популярные в наше время латиноамериканские танцы: сальсу, меренги и т. п.. Думаю, что это куда лучше, чем просиживать дома перед монитором.
  • На стене, ограничивающей набережную Стрелки, можно увидеть морды каменных львов с кольцами в пастях. Они использовались для швартовки. Сегодня, если подержаться за это кольцо и чмокнуть льва в нос, то, говорят, что может исполниться загаданное желание.
  • Кстати, на том самом Памятном знаке, о котором я рассказала выше, гости города начали оставлять монетки, чтобы непременно сюда вернуться. Теперь это – очередная питерская примета.

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

Здание Биржи, Ярослав Глухов

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Биржевой сквер, Елена Самусева

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Северный пакгауз — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Ярослав Глухов

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Ярослав Глухов

Интересные факты

  • По проекту А. Захарова перед центральным входом в Биржу должна была быть создана площадь, для чего оконечность Стрелки продлили в сторону Невы на 150 метров за счет насыпки грунта. Площадь назвали Биржевой.
  • Аллегория Навигации в скульптурной композиции «Навигация с Меркурием и двумя реками» изображена каменотесом Самсоном Сухановым с короной в виде городской башни. В петербургском фольклоре она считается богиней города.
  • Полукруглый выступ на набережной перед Биржей использовался для парадной набережной морского порта. Спуск к воде украшен огромными гранитными шарами, которые кажутся идеально круглыми, хотя считается, что они были вырублены С. Сухановым без каких-либо измерительных инструментов, на глаз.
  • Существует легенда о том, что под все четыре угла фундамента здания Биржи заложены золотые слитки, специально отлитые петербургскими биржевиками и купцами.
  • Здание поставлено на стилобат – специальный постамент с целью защиты от наводнения. Таким образом, архитектор учел особенности петербургского климата. Это спасло Биржу от попадания воды внутрь здания во время сильного наводнения в 1824 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector