Интересные факты о северном ледовитом океане
Общая информация
Северный Ледовитый океан почти со всех сторон «соседствует» с материковой частью Евразии и Северной Америки, располагаясь в самом центре Арктики. Условно его границы проводят по Северному полярному кругу, что и обуславливает суровость климата. Несмотря на свои достаточно скромные размеры (всего 14,06 млн. кв. км или 4% от площади Мирового океана), океанические воды считаются самыми холодными в мире и почти всегда покрыты льдами.
По количеству островов Северный Ледовитый океан уступает только Тихому, соединяясь с ним узким Беринговым проливом. Зато с Атлантикой имеет очень хорошее сообщение, откуда нередко приходят циклоны, приносящие туманы и сильные ветра. Гренландия и Исландия — самые крупные и освоенные человеком острова, присутствующие на ледовитой водной карте. Первый имеет материковое происхождение, второй вулканическое. Окраинными морями служат Норвежское, Баренцево Гренландское и Карское, из внутренних «в наличии» имеется только Белое.
На дне океана пролегают два горных хребта, разделяя его на глубоководные котловины, где пролегают холмистые равнины. Максимальная глубина составляет 5527 м. Почти половину донного периметра занимает шельф, местами уходя от берега до 1000-1300 м. Также заслуживает отдельного слова и материковый склон, ширина которого гораздо больше, чем в других океанах.
Вклад России в освоение Арктики
20 в. стал новым этапом в изучении океана, и первым в списке исследователей, продвинувшихся далеко вперед, можно назвать Отто Шмидта. В 1923 г. он возглавил научную экспедицию, отправившуюся на ледоколе «Сибиряков» изучать погодный режим, а также физико-химические свойства льда. В 1937 г. была организована станция «Северный полюс» на дрейфующей льдине, где работали полярники под руководством профессора Ивана Папанина.
Отто Шмидт
В 1977 г. в свою рабочую «командировку» отправился ледокол «Арктика». От Мурманска до Северного полюса дорога заняла 13 суток. Метрологические и геофизические исследования проводились в течение 9 месяцев, в результате чего было установлено, каким образом глубинные теплые течения достигают полюса, какова траектория движения дрейфующих льдов, каков рельеф дна и т.д. За время экспедиции был собран колоссальный объем информации по метрологии и океанологии, в том числе установлено, что отклонение от магнитной стрелки у полюса составляет примерно 10-20°.
Последнее масштабное научное исследование состоялось в 2007 г., получив название «Арктика-2007». Впервые человеческая нога (хоть и в переносном смысле) ступила на дно в непосредственной точке северного полюса. Целью научных работ было доказать, что хребет Ломоносова является частью Сибирской континентальной платформы. В соответствии с международным морским правом это позволило бы России получить законное право на разработку полезных ископаемых, находящихся на территории шельфа. Доказательства были предъявлены и одобрены мировым сообществом. На дне океана был установлен российский флаг, а также оставлена капсула с посланием для потомков.
История покорения
История освоения Северного Ледовитого океана — это целая летопись, в которую записаны имена множества ученых первопроходцев, замахнувшихся покорить холодные и неприветливые арктические земли. Исследователи утверждают, что первыми людьми, добравшимися до побережья Арктики в конце 16 в., стали русичи-новгородцы. Их предки, поморы, также были хорошо знакомы с крутым нравом северного моря и достаточно хорошо ориентировались в полярных водах. Главной целью их морских вылазок был рыбный промысел и охота на крупных зверей.
Экспедиция Виллема Баренца
В конце 16 в. на освоение Северного Ледовитого океана замахнулся Виллем Баренц, голландский мореплаватель, знаковая фигура в научном мире того времени. Он стал руководителем трех арктических экспедиций, позволивших значительно продвинуться в исследованиях Восточной Арктики. Ученым двигало желание найти кратчайший путь по северному морю в Вест-Индию. Он свято верил, что дорога, свободная ото льда, существует, полагая, что солнце способно растопить вечную мерзлоту на протяжении полярного дня.
Во время последнего морского похода Баренц умер, оставив после себя целый пласт ценной информации, которой активно пользовались его последователи. В «послужном списке» мореплавателя — первая официально засвидетельствованная зимовка западноевропейцев в арктических широтах, подробная карта западной и северной береговой линии (около 1500м), а также частично описание южного и восточного побережий (100 и 50 км соответственно). Огромная работа была проведена и в отношении метеорологических наблюдений, особенно касающихся розы ветров. Данные на протяжении нескольких столетий являлись единственным материалом, по которому ученые ориентировались в климате новой северной земли.
Михаил Ломоносов
Василий Чичагов
Далее, традицию подхватил Михаил Ломоносов, организовавший в 1764-1766 гг. полноценную экспедицию под руководством Василия Чичагова. Великий русский ученый лично хлопотал о том, чтобы каждый из трех кораблей, специально построенных для дальнего похода, был технически оборудован по высшему разряду. Судна получили новейшие астрономические приборы, полный комплект мореходных инструментов, изготовленных в мастерских Академии наук, а также корабельные и экспедиционные журналы, большинство из которых были составлены при участии Ломоносова. Штурманы прошли предварительное обучение и шли в море, уже умея определять долготу не по старой системе счисления, а с использованием метода лунных расстояний.
Всего команда состояла из 178 человек, в числе которых были три кормщика и 26 поморов-промышленников. На кораблях присутствовал большой запах провизии и теплой одежды. Помимо обеспечения научной базы, были учтены и мотивационные моменты. Все участники получили свои «бонусы» в виде повышения в чине, денежных поощрений, наград и прочих регалий.
В ходе экспедиции был получен богатый материал о природных условиях архипелага Шпицберген и специфике мореплавания в Гренландском море. Продвижение вглубь океанских вод закончилось на широте 80°30´, так как судна не смогли пройти дальше из-за непроходимых льдов. Команда повернула обратно и в конце 1766 г. прибыла в Архангельск. Идея создания Северного морского пути, начатая Ломоносовым, получила продолжение только почти 200 лет спустя, уже в 20 в.
Нильс Норденшельд
Сквозной проход Северного морского пути впервые оказался под силу Нильсу Норденшельду, которые совершил грандиозный прорыв в освоении Ледовитого океана. На корабле «Вега» в сопровождении еще трех судов мореплаватель в 1878 г. отправился в путь — пройдя через Югорский Шар в Карское море и достигнув гавани Диксона, экипаж направился к мысу Челюскина, а затем добрался до залива Колючина, застряв во льдах недалеко от Берингова пролива. Оставшись на зимовку, команда, в состав которой входили не только профессиональные матросы, но и ученые, собрала ценный материал по природным условиям местности, ранее еще никогда подробно не изученной. На следующий год «Вега» продолжила свое путешествие, обогнув мыс Дежнева, пройдя Берингов пролив и достигнув берегов Японии. Дальше судно обогнуло Азию и Европу по Тихоу и Индийскому океану, зашло в Суэцкий канал, Средиземное море и вернулось в Швецию. Чтобы осуществить задуманное Нильсу Норденшельду понадобилось 2 года.