Корабли не тонут
Содержание:
Fujikawa Maru
Лайнер лежит на дне Лагуны Чуук Федеративных Штатов Микронезии. Корабль построила компания Mitsubishi для судовладельцев Toyo Kaiun в 1938 году. Его длина составила 137 метров. Изначально судно было лайнером, а потом использовалось для перевозки сырого шелка, хлопка, джута и льна.
Всего за год до Перл-Харбора, в 1940 году, Императорский флот Японии захватил Фудзикаву и превратил корабль в подобие авианосца. Его оснастили орудиями, снятыми со старых военных кораблей. В сентябре 1943 года американская подводная лодка Permit торпедировала Фудзикаву. Но уже в следующем году корабль снова вернулся в строй и вскоре снова был торпедирован. На этот раз торпеду запустил ударный бомбардировщик, прикрепленный к группе авианосцев, в которую входили USS Monterey и Bunker Hill. В итоге авианосец затонул в Чуук Лагун.
Лагуна Чуук сама считалась мощным оборонительным узлом японцев в Тихом океане во время Второй мировой войны, поэтому в атолле есть множество других затонувших кораблей. В 1971 году океанолог Жак Ив Кусто выпустил телевизионный документальный фильм об этом районе и останках кораблей, который быстро стал популярным у дайверов.
Т-405 “Взрыватель”
Принадлежность СССР. Тральщик проекта 53. Заложен в Севастополе в 1936 г. Спущен на воду в 1937 г. Вступил в строй 9.05.1938 г.
Водоизмещение: стандартное – 447 т,
полное – 490 т
Длина: 62 м
Ширина: 7,62 м
Осадка: 2,37 м
Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с.
Скорость: 18 узлов
Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ,
1 45-мм орудие в установке 21-К,
1 20 -мм “Рейнметалл”
2 2х 12.7 мм Кольт
2 12.7 мм ДШК
28 мина образца 1926 г., 2 трала.
Экипаж: 52 человека.
4.01.1942 года в 23ч.30м. отряд кораблей в составе базового тральщика Т-405 “Взрыватель” (командир капитан-лейтенант В.Г.Трясцин), 7 сторожевых катеров и морского буксира СП-14 вышел из Стрелецкой бухты Севастополя имея задачу высадки передового десантного отряда в Евпатории. Во время перехода волнение моря достигала 3-4 баллов, сила северо-западного ветра достигала 4-5 баллов. 5 января в 02ч.41м. корабли подошли к точке тактического развертывания и по сигналу с флагмана направились к заранее установленным точкам высадки. В период с 3 до 6 часов была произведена высадка десанта в составе усиленного батальона морской пехоты (577 человек, 3 танкетки и 3 противотанковых орудия). При высадке десанта “Взрыватель” причалил к пассажирской пристани. Высадка в целом прошла успешно и десант, поддержанный огнем корабельной артиллерии, продвинулся вглубь города. Поняв, откуда исходит основная угроза, противник сосредоточил артиллерийско-минометный огонь по району порта. Снаряды и мины рвались вокруг кораблей. “Взрыватель” получил ряд повреждений. Осколком был убит командир высадки капитан 2 ранга Н.В.Буслаев. Командование принял на себя военком отряда полковой комиссар А.С.Бойко. Оставаться далее в порту стало невозможно, и корабли вышли на внешний рейд, где начали маневрировать, продолжая огневую поддержку десанта. Сторожевые катера неоднократно подходили к берегу и забирали раненых. На рассвете 5 января начались атаки авиации, продолжавшиеся в течение всего дня. Связь сторожевых катеров с флагманом и десантом на берегу прервалась. Днем катерам удалось связаться по радио, с Севастополем и им был передан приказ, возвращаться в базу. Во второй половине дня погода резко ухудшилась. Усилился ветер с мокрым снегом и дождем. К вечеру в районе Евпатории остался один “Взрыватель”. К этому времени корабль получил серьезные повреждения корпуса и большие потери в личном составе. Во время очередной атаки авиации две бомбы разорвались вблизи корабля. Взрывом корму подбросило вверх. От удара разошлись листы наружной обшивки. Началось поступление воды в машинное отделение и кормовые помещения. Были запущены все водоотливные средства. Погнулись гребные валы. Вышли из строя и остановились дизели. Было сорвано с креплений и выброшено за борт 45-мм орудие. Орудийный расчет был полностью выведен из строя осколками. Вышло из строя рулевое управление и неуправляемый корабль понесло на мель. Были отданы якоря, но из-за песчаного грунта они не держали корабль. Около 21 часа накатом волны тральщик был выброшен на берег занятый противником в районе Соляных промыслов.
В 21ч.15м. сторожевой катер №0102 принял с тральщика донесение для штаба флота: “Нахожусь на мели”. Авиация противника продолжала атаки неподвижного “Взрывателя”. Вышло из строя еще одно зенитное орудие. Разрушены мостик и мачты. Новые потери среди личного состава. В ночь на 6 января с тральщика была передана последняя радиограмма: ” Кораблю сняться нельзя. Спасите команду и корабль, с рассветом будет поздно”. На помощь тральщику по приказу командующего флотом два раза высылались торпедные катера с боезапасом, но подойти к берегу из-за противодействия противника они не смогли, катера №91 и №111 погибли, а №101 и №121 возвратились в базу.
Командование корабля, собрали оставшихся в живых и приказали уничтожить, секретные документы. А также занять оборону на корабле, и на берегу вокруг него. Вскоре танки противника подошли к урезу воды и начали в упор расстреливать корабль. Несколько снарядов прошили корпус. Около 14ч.00м. “Взрыватель” расстрелял весь боезапас 100-мм орудия, и оно вышло из строя. Погибли А.С Бойко и В.Г. Трясцин. Оставшиеся в живых предприняли попытку прорыва по суше, но она не удалась из-за интенсивного обстрела противника, и личный состав продолжал вести бой с борта корабля.
По словам местных спасателей, останки судна до сих пор находятся на месте гибели.
«Титаник»
На момент своей постройки перед Первой мировой войной это был крупнейший лайнер на планете. Но «непотопляемый» корабль не смог завершить даже свой первый рейс, столкнувшись в 1912 году с айсбергом и затонув в 370 милях юго-западнее Ньюфаундленда. «Непотопляемость» «Титаника» не смогла ничего противопоставить мощи природы, а его размеры были смехотворными в сравнении с размерами повстречавшейся ледяной глыбы, что и предопределило катастрофу, в которой на дно морское отправились 1517 пассажиров всех классов и возрастов.
Столкновение с айсбергом явилось следствием халатности или некомпетентности управлявших махиной моряков, которые слишком рано уверовали в непотопляемость «Титаника». Поскольку затонул корабль на большой глубине, то его обломки обнаружили лишь в 1985 году в результате долгих поисков. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Условия среды быстро разрушают останки корабля. От утонувших пассажиров осталась разве что обувь, а морские обитатели идеально обглодали их кости. Что касается самого судна, то над его разрушением непрерывно на протяжении уже больше столетия трудятся солёная вода и бактерии.
Самое большое кладбище кораблей
Может показаться, что лежащие на дне 23 корабля — это очень много. Однако, нет. Однажды исследовательская группа Black Sea Maritime Archaeology Project, которая состоит из британских и болгарских ученых, обнаружили кладбище с 40 кораблями. Все они лежат на дне Черного моря и, в большей мере, принадлежат Византийской и Османской империям. Исследователи нашли это место совершенно случайно, когда хотели нарисовать карту морского дна на глубине 1800 метров. А сделать это было необходимо, чтобы выяснить, как затопление прибрежных районов после Ледникового периода повлияло на древних людей.
Один из кораблей, обнаруженный на дне Черного моря
Судно исследователей прошло около 1250 километров вдоль береговой линии Болгарии. Именно тогда ученые и заметили, что на дне что-то есть. В конечном итоге им удалось обнаружить пять сотен кораблей, которые тоже были построены в совершенно разное время и оказались на дне по совершенно разным причинам. Многие виды кораблей были известны науке только по описаниям из исторических документов. Так что, благодаря находке, им удалось в прямом смысле прикоснуться к таинственным объектам древности. Благодаря тому, что останки кораблей находились в области с минимальной концентрацией кислорода, они отлично сохранились.
На тему затонувших кораблей советую прочитать еще один материал на Hi-News.ru. Благо, у нас их предостаточно. Например, в 2019 году я рассказывал о том, что ученым удалось найти один из кораблей Христофора Колумба. Эта находка считается уникальной, потому что многие другие суда были разъедены так называемыми «Корабельными червями». Внутри статьи вы еще найдете видео, в котором показано, как именно выглядит затонувший корабль под водой.
Март
3 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Атлантическая судьба | Канада | 43-метровое (141 фут) судно для ловли морского гребешка загорелось вечером 2 марта во время работы у побережья Ярмута, Новая Шотландия , Канада. Огонь выбил электроэнергию в море с волнами высотой 6–8 метров (20–26 футов). После выхода на воду все 31 член экипажа были спасены вертолетами береговой охраны Канады и США . Atlantic Destiny затонула в 10:36 3 марта. |
7 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Фаджар Бару 8 | Индонезия | Пассажирское судно сгорело в Соронге , Западное Папуа , Индонезия . Весь экипаж спасен. |
Лу Ронг Юань Юй 588 | Китай | Судно для ярусного промысла тунца село на мель у рифов Пуэнт-о-Сабль к западу от Порт-Луи, Маврикий . Весь экипаж был спасен вертолетом 8 марта. |
11 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Дана Трейдер | Идти | Грузовое судно затонуло в Средиземном море к северу от Абу-Кир , Египет . ВМС Египта спасли девять членов экипажа , один погиб и один пропал без вести. |
Волго Балт 179 | Коморские острова | Грузовое судно затонуло в штормовую погоду в Черном море к востоку от Констанцы , Румыния . Десять членов экипажа были спасены морским судном обеспечения GSP Falcon ( Панама ), двое погибли и один пропал без вести. |
14 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Бах Данг | Вьетнам | Грузовое судно затонуло, возможно, после опрокидывания, у побережья Муйне во Вьетнаме . Все семь членов экипажа были спасены. |
18 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Неопознанная лодка | Флаг неизвестен | Деревянная лодка с 100 мигрантами на борту загорелась у берегов Ливии. 45 человек были спасены, 5 подтверждены погибшими, а остальные считались погибшими. |
20 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Неопознанная лодка | Соединенные Штаты | 48-футовое (15-метровое) судно затонуло в 5 милях (8,0 км) у побережья Ла-Пуш, штат Вашингтон . Трое мужчин были спасены экипажем лодки станции береговой охраны США Quillayute River . |
23 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Когда-либо дано | Панама |
Когда-либо дано
Обструкция Суэцкого канала в 2021 году : контейнеровоз Evergreen G-класса сел на мель в Суэцком канале из- за сильного ветра во время песчаной бури. Ее сняли с мели 29 марта. |
24 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Мелькарт | Россия | Рыболовный траулер опрокинулся и затонул у причала в Киркенесе, Норвегия , частично погруженный на ее сторону правого борта. Все 26 членов экипажа были спасены. |
25 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Futura | Италия | Рыболовецкое судно затонуло в результате столкновения с грузовым судном Bergfjord ( Албания ) в Адриатическом море к юго-востоку от Равенны, Италия . Все четыре члена экипажа были спасены. |
27 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Фэнь Ян 68 | Китай | Грузовое судно затонуло в результате столкновения с рыбовозом Feng Hai 78 ( Китай ) у побережья Ниндэ , провинция Фуцзянь , Китай , в южной части Восточно-Китайского моря . Один член экипажа был спасен, шестеро пропали без вести. |
30 марта
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Скорпион | Россия | Неполный рыболовный завод траулер опрокинулся и затонул в доке на верфи Pella , Санкт — Петербурге, Россия , в Неве . Двое рабочих погибли. |
Две неопознанные лодки | Соединенные Штаты | Две 40-футовые (12-метровые) яхты затонули на острове Вашон, штат Вашингтон , после взрыва и пожара на пристани для яхт. |
апрель
11 апреля
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Несущая баржа-хоппер No 5 | Австралия | Избыточная баржа-хоппер, принадлежащая правительству Южной Австралии, была затоплена примерно в 17,5 км (10,9 миль) к юго-востоку от Ардроссана в заливе Сент-Винсент в Южной Австралии в апреле 1984 года с целью создания искусственного рифа для любительского рыболовства после запрета доступа. до воды в пределах 550 метров (1800 футов) с близлежащим местом затонувших кораблей Занони . |
20 апреля
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Соня | Испания | После того, как патрульное судно Aisling и неопознанное патрульное судно (оба Ирландская военно-морская служба ) поймали ее незаконно на рыбалке в ирландских водах во время шторма вечером 19 апреля, она скрылась, в результате чего началась пятичасовая погоня, в ходе которой ирландские суда открыли огонь 596 человек. Прежде чем прекратить преследование, промысловое судно массой 330 регистровых тонн затонуло в Ирландском море у побережья Англии примерно в 45 морских милях (83 км; 52 мили) к северо-западу от Лендс-Энда . Грузовое судно Achat ( Западная Германия ) спас трех членов ее 16 человек экипажа и Royal Air Force Sea King вертолет из RAF Броуди взял другой 13. |
26 апреля
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Тадуссак | Канада | Озеро грузовое судно село на мель в реке Сент — Клэр в тяжелых льдах. Освободили судно 28 апреля. |
28 апреля
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Шэрон Д. | Соединенные Штаты | Во время рейса из Диллингема в Кадьяк , Аляска , рыболовное судно затопило и затонуло в заливе Аляски примерно в 50 морских милях (93 км; 58 миль) к югу от Кадьяка после того, как большая волна накрыла его корму . Береговая охрана США вертолеты подняли все три члена экипажа с крышей ее рубкой , прежде чем она затонула. |
Giannis D
Судно затонуло в Красном море, недалеко от Египта. До этого оно поменяло несколько имен. Первое название «Шойо Мару» присвоено в 1969 году в Имабари (Япония) после завершения постройки. В 1975 году судно продано и переименовано в «Маркус». Затем, в 1980 году, снова меняется владелец – им становится Dumarc Shipping and Trading Corporation в Пирее, Греция. Тогда судно и получает название Giannis D.
Последний рейс начался в Риеки (Югославия) в 1983 году. На борту находились строительные пиломатериалы, которые должны были быть доставлены в Джидду в Саудовской Аравии.
Официально судно затонуло по следующим причинам: 19 апреля 1983 года Giannis D шел по Губальскому проливу, который является узким судоходным путем. Цель – выйти в Красное море. В это время капитан передал управление одному из младших офицеров и удалился в свою каюту, чтобы отдохнуть. Вскоре его разбудил громкий звук. Было похоже, что Джаннис D отошел к западу от заданного курса и сел на мель в северо-западной части Рифа Шааб Абу Нухас. При этом судно шло на полной скорости. И сегодня Giannis D остается на том же месте под 10-метровой толщей воды.
Может
2 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Безымянный траулер | Флаг неизвестен | 12-метровый траулер, перевозивший контрабандных мигрантов, перевернулся в заливе Сан-Диего , выброшен на берег и разбился о камни. Установлено, что три человека скончались, еще один человек позже скончался в больнице. Около 25 человек были спасены и госпитализированы, в том числе 1 в критическом состоянии. Капитан был задержан. |
3 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Безымянный катер | Бангладеш | Катер на реке Падма столкнулся с песчаной баржей и затонул, погибли 26 человек, и оставив еще несколько раненых и / или пропали без вести. |
4 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
НАГА-7 | Малайзия | Самоподъемная буровая установка рухнула , когда одна ноги пробила жесткое морское дно в мягкую грязь Саравак , Борнео , Индонезия в Южно — Китайском море . Вся команда в безопасности. |
7 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
PL 94-9301 | ВВС США | 93-футовое (28-метровое) учебное судно с избыточной водой было затоплено как искусственный риф в 14 морских милях (26 км; 16 миль) к юго-западу от Дестина, Флорида, на глубине 104 футов (32 м) в Мексиканском заливе ( ). Риф получил прозвище «Большой пёс». |
15 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Альянс | Индия | Циклон Тауктае : буксир перевернулся в результате циклона и позже затонул в Аравийском море у побережья Мангалора , Индия. Один член экипажа погиб, пять членов экипажа пропали без вести, двое доплыли до берега. |
17 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Гал Конструктор | Индия | Циклон Тауктае : морская баржа села на мель в циклоне в Аравийском море у Сатпати , Индия. Все 137 на борту были спасены индийской береговой охраной . |
Папаа 305 | Сент-Китс и Невис |
Циклон Tauktae : Баржа для жилых помещений / рабочая баржа затонула в циклоне в Аравийском море недалеко от Мумбаи , Индия. 186 были спасены INS Kolkata и INS Kochi (оба ВМС Индии ). 65 человек были объявлены пропавшими без вести и 22 погибшими. |
19 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Минь Куанг 03 | Вьетнам | Грузовое судно столкнулось с рифом в Южно-Китайском море у острова Кат Ба , недалеко от Хойфонга , Вьетнам . Затонул или был выброшен на берег, чтобы не затонуть в двух милях (3,2 км) от острова Кат Ба. Все девять членов экипажа были спасены. |
22 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Чонг Бонг | Северная Корея | На грузовом судне произошла утечка и он затонул в Японском море в 27 морских милях (50 км; 31 миля) к северу от Окиносима, острова Оки , Япония . Экипаж спас танкер Yujong 2 ( Северная Корея ). |
25 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Hokko Maru No. 8 | Япония | Японский рыболовный траулер из Момбецу, на борту которого находилось пять человек, в туманную погоду столкнулся с российским сухогрузом « Амур», на борту которого находилось 23 человека. Трое человек на Хокко Мару № 8 утонули, а двое других были спасены Амуром . |
26 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Утренняя 1 | Иран | Сухогруз затонул в Ормузском проливе . Весь экипаж был спасен в результате совместной операции танкеров Tenacity IV и Adisa . |
27 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Бьякко | Япония |
Ро-ро контейнеровоз был поврежден в результате столкновения с химическим танкером Ульсан Pioneer ( Маршалловы острова ) , а затем опрокинулся и затонул в Японском море , к северо — западу Imabari , Сикоку острова , Япония. Девять членов экипажа были спасены, ее капитан, старший и второй инженер остаются пропавшими без вести. |
Безымянная лодка | Нигерия | Лодка, на которой находилось не менее 150 человек, перевернулась, в результате чего 53 человека погибли и десятки пропали без вести в северо-западном штате Нигерии Кебби . |
28 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Назмие Ана | Панама | Грузовое судно перевернулось в доке в Кастельон — де — ла — Плана , Испания с надстройкой на дне. Два экипажа пропали без вести. |
29 мая
Корабль | Страна | Описание |
---|---|---|
Чжуан Синь 8 | Китай | Грузовое судно затонуло в результате столкновения с Yi Gang Wu Mao 20 ( Китай ) к юго-востоку от Шанхая возле рифа Баньян Цзяо . Спасено 19 членов экипажа, один экипаж пропал без вести. |
Пять яхт | Флаги неизвестны | Пять роскошных 20-метровых яхт были уничтожены пожаром на пристани для яхт Кастела , недалеко от Сплита, Хорватия . Три горящих лодки были отбуксированы в бухту Кастела, где две сгорели и затонули, одна была выброшена на берег и разрушена, две другие сгорели в гавани. Еще 18 были повреждены. |
132-метровый “Фудзикава Мару»
Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.
Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый “Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.
Затонувший Титаник
Огромный пароход «Титаник» строился в период с 1909 по 1912 год по заказу компании «White Star Line». Будучи самым большим кораблем тех времен, он отправился в первое плавание 10 апреля 1912 года по маршруту, следующему из Саутгемптона (Англия) в Нью-Йорк (США). Спустя четыре дня со дня отплытия, он столкнулся с айсбергом и в течение трех часов затонул в 600 километрах от острова Ньюфаундленд (Канада). В одной из самых известных катастроф погибло более 1500 человек — всего их было 2224 пассажира и их них уцелело только 706 человек.
Документальные кадры с «Титаником»
Останки легендарного судна были найдены только в 1985 году. Это произошло в ходе французских экспедиций под руководством океанографов Жана-Луи Мишеля (Jean-Louis Michel) и Роберта Балларда (Robert Ballard). Как и предполагалось, судно было разломано напополам и опустилось на глубину 3,8 километров — носовая и кормовая части лежали в 600 метрах друг от друга. Вокруг корабля были разбросаны личные вещи представителей 1910-х годов и мертвые тела. Тысячи предметов были успешно подняты со дна и выставлены в музеях. Большинство из них хранится в музее Branson’s Titanic Museum расположенный в городе Брэнсон (штат Миссури).
Branson’s Titanic Museum
За десятки лет пребывания на дне, «Титаник» стал местом обитания многих организмов. Когда к кораблю опустились аквалангисты, они обнаружили в его окрестностях как минимум 28 видов животных. На металлической поверхности затонувшего корабля было обнаружено огромное количество бактерий, которые живут за счет питания ржавчиной. В честь места их обитания им было дано название Halomonas titanicae. Впоследствии, эти бактерии предлагалось использовать для уничтожения затонувших кораблей, которые каким-либо образом мешают человеческой деятельности.
Так сейчас выглядит передняя часть «Титаника»
Поднять «Титаник» со дна невозможно, потому что его основа слишком хрупка для использования техники. На данный момент он находится под защитой ЮНЕСКО и остается интересным для многих ученых и режиссеров фильмов. Скорее всего, нам уже никогда не увидеть этот корабль на суше. Разве что, когда-нибудь наша планета лишится всей воды и на нее прилетят инопланетяне. Вот им-то и удастся рассмотреть загадочный корабль с очень богатой и трагической историей.
Город в осаде
9 сентября 1854 года произошла одна из первых сухопутных битв Крымской войны – Альминское сражение. Англичане и французы тогда победили, но воспользоваться плодами победы сполна не смогли. Путь на Севастополь был открыт, но сражение приостановило движение союзников, а русским войскам дало время для подготовки к осаде. Экспедиция с Запада здорово ошибалась, думая, что сражается только с авангардом армии. «Мудрые» царские полководцы оставили для защиты Крыма и Черноморского флота лишь небольшую армию.
Русская эскадра на Севастопольском рейде
По предложению начальника штаба флота вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова состоялся военный совет флота. Флотоводец предложил первыми напасть на союзный флот, который стоял возле мыса Лукулл. По его мнению, если повезёт, можно уничтожить корабли врага, а если нет – пойти на абордаж и взорвать себя с частью флота союзников. Героическая гибель должна была спасти город. Это мнение Корнилова разделяли не все командиры.
К сожалению, шансов на победу у Черноморского флота практически не было. Союзники по силам значительно превосходили черноморцев. Против русских 14 линейных парусных кораблей выступали: 21 линейный корабль (в том числе восемь винтовых) и 33 парохода. Русский флот без попутного ветра не мог выйти даже из бухты. Командиры согласились с Корниловым, но предложили другой план, который был одобрен главнокомандующим армией князем А.С. Меншиковым. Большинство сошлись во мнении, что перекрыть путь неприятелю и спасти город можно, если затопить корабли поперёк бухты. Военный совет флота, и Павел Степанович Нахимов в том числе, поддержали это решение.
Схема затопления кораблей
Этот план появился не спонтанно, а обсуждался ещё в августе 1854 года. Был даже проведён эксперимент. Пустой купеческий бриг решили пропустить через бухту под огнём береговых батарей. В результате корабль получил лишь незначительные повреждения и благополучно сел на мель. Точно так же могла завершиться и атака союзного флота. Эксперимент выявил и ещё один неприятный момент. В фортах от выстрелов появились трещины.