Новодевичий монастырь

История монастыря

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Обзор комплекса

По проекту монастырь задуман как огромный комплекс с собором и церквями, парком, кладбищем, огородами и жилыми зданиям, хозяйственными постройками.

Церкви комплекса

Первое строение Воскресенского Новодевичьего монастыря – церковь в честь иконы Казанской Божьей матери внешне напоминает Софийский собор. Здание украшают большие полукруглые окна. На низких барабанах – урезанные купола. Центральный барабан, украшенный мозаикой в голубых тонах, завершается куполом, который по кругу опоясывают вытянутые окна.

Внутреннюю центральную часть церкви окружают массивные колонны из красного мрамора, отделанные золотистыми капителями. Интерьер поражает обилием золотой лепнины, статуй и живописи. В главном приделе – двухъярусный иконостас, отделанный золотом. Слева от алтаря – рака с частицами мощей святого Иллариона.

В революционные годы в разграбленной церкви устроили склад. В период богоборчества ее собирались взорвать: внутри здания приготовили лунки для взрывчатки, но по неизвестным причинам план не воплотился в жизнь.

С южной и северной стороны Воскресенского собора – две одинаковые церкви: Трех Святителей и Афонская. У церквей – 5 золоченых куполов и колокольня в виде шатра. В храме Трех Святителей – икона Богородицы «Благоуханный цвет», одна из самых почитаемых в России.

В церкви иконы Ватопедской Богоматери, построенной в 1852 году, – православная святыня, икона «Отрада и Утешение», хранящаяся в храме по сей день. Три церкви: пророка Илии с дубовым иконостасом, в честь иконы «Всех скорбящих радость» и Марии Магдалины уничтожены в 20-е годы XX века.

В центре Новодевичьего кладбища в 1856 году возвели кладбищенскую Скорбященскую церковь, которая славилась красивейшей иконой – образом Воскресения Христова, вырезанным из слоновой кости. В 1925 году храм закрыли, а через 5 лет снесли.

Колокольня

В 1895 году возведена 50-метровая четырехъярусная монастырская колокольня. В первом ярусе – парадный арочный вход в монастырь. Во втором ярусе – надвратная церковь преподобного Исидора Пелусиота. В верхних этажах – звонницы, венчает колокольню объемный луковичный золотой купол. В 1920 году колокольню снесли, соорудив на ее месте проезжую часть.

Новодевичье кладбище

Сначала на маленьком церковном кладбище хоронили только представителей дворянского сословия. С 1845-1934 годы на Новодевичьем кладбище захоронили 25 000 человек – много известных людей. Здесь похоронены Некрасов и Тютчев, Майков и Врубель, Головин, врач Боткин.

Во времена гонения на православную веру высокохудожественные скульптурные памятники и захоронения разграбили и уничтожили безбожники. Кладбище напоминало каменоломню: разобрано 400 ценнейших надгробий.

Часовни и храмы снесли. В 1933 году кладбище закрыли. В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище. В 1995 году Новодевичий Некрополь становится памятником федерального значения. Здесь наведен порядок.

История

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».

С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.

Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.

Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы. В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.

С начала XVIII в. Новодевичий монастырь теряет статус «придворной обители». А после 1764 г. Новодевичий монастырь, как и все прочие русские обители, лишаются своих земельных владений. После Екатерининских реформ он был причислен к I-му классу с соответствующим денежным содержанием от государственной казны. Во время Отечественной войны в сентябре — октябре 1812 года, французским гарнизоном занят монастырь, а по выходе неприятеля спасен от взрыва и пожара решительными действиями оставшихся сестер во главе с казначеей мон. Саррой (Николаевной). Вплоть до ХХ в. продолжала свою работу золотошвейная мастерская, основанная царицей Ириной Федоровной Годуновой, вдовой царя Федора Иоанновича, ещё в конце XVI века.

В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.

В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.

К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.

Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.

Возрождение монастыря

Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами в Воскресенском Новодевичьем монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. В декабре 1996 года в храме появилась обновленная икона Казанской Божьей Матери. Потемневшая и пострадавшая от времени и небрежения икона попала в Николаевский собор.

Образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм. «Пришествие» пречистого образа Царицы Небесной почтили акафистным пением и горячей молитвой. На главном корпусе установили купола, блистающие новой позолотой. На 100-метровой высоте главного купола – 6-метровый позолоченный крест весом 600 кг.

В храме возобновили богослужения с 24 мая 2009 года. 6 и 7 января в храме прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение. К 2002 году монастырю возвратили все здания. При монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор и благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей.

Для молодых мам с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, устроен приют. Благотворительный медицинский центр «Белая роза» занимается диагностикой женской онкологии. С 2003 года при монастыре действует группа самопомощи для зависимых: в группу алкозависимых принимают по 20 человек, анонимных наркозависимых – 50 человек. Помощь оказывается еженедельно.

Архитектура монастыря

Монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого – 4 церкви с изящными главками. В центре монастырского двора – 92-метровая громада бело-голубого Воскресенского собора с колоннами по углам и массивной луковичной главой.

Колонны, объединенные по две, поддерживают декоративные аркады, украшающие фасад. На удлиненных барабанах – 5 затейливых куполов в форме луковички, покрытых золотистыми чешуйками. Главный вход венчает высокий арочный портал. По сторонам собора – двухэтажные здания келий, отделенные зеленью деревьев. Арочные окна келий собраны в группы по три с центральным «глухим», декоративным окном.

Обширный и светлый собор поражает благолепием, благодатью и торжественностью. На фоне голубых стен – белокаменная лепка, украшенная позолотой. Собор и здания келий охватили невысокой ажурной каменной оградой со стройными башенками по углам, въезды отметили портиками. Растрелли создал монументальный и одновременно легкий, воздушный и изящный собор. Фасад нижней части собора напоминает больше дворец, нежели храм.

Огромный церковный зал под руководством архитектора Василия Стасова отделали под мрамор. В центре – полукруглый иконостас в 5 ярусов. Стены и свод, отделанные белым мрамором, украшены лепниной, образа расписаны монахинями и живописцами монастыря. Солея отделялась от храма балюстрадой из граненого хрусталя. Амвон и ступени к нему – из уральского мрамора.

Справа от престола – царское место, слева – кафедра для чтения проповедей, украшенная тончайшей резьбой. В храме хранятся иконы Воскресение Христово с частицами Гроба Господня и Введение во храм Пресвятой Богородицы родовая икона Ушаковых (Казанской Богородицы), Образ Нерукотворного Спаса, принадлежащий Ивану Грозному, дарохранительница, сделанная из 5 пудов серебра по рисунку архитектора Тона. Собор вмещал 6000 человек.

Маршруты для туристов

Для гостей города наиболее актуальны маршруты, связанные с железнодорожным и авиасообщением. Здесь тоже есть масса способов добраться в монастырь:

  • От станции «Павелецкая», куда прибывают аэроэкспрессы из Домодедово, путь до «Спортивной» занимает 20 минут.
  • Столько же времени потребуется на дорогу от «Комсомольской», с Ярославского, Ленинградского или Казанского вокзала.
  • Поезда из Шереметьево приходят на «Белорусскую». Отсюда придется ехать с пересадками тоже 20 минут.
  • От места прибытия аэроэкспрессов из «Внуково» – станции «Киевская» – ехать всего 12-15 минут.

На станции «Спортивная» нужно выйти из метро в сторону Малой Пироговской и улицы Усачева. Удобнее ехать в последнем вагоне от центра. Выйдя на улицу, нужно повернуть направо, двигаться по улице 10-летия Октября, не сворачивая. Примерно через 500 метров покажется сквер Девичьего поля. Остается перейти Большую Пироговскую, и Северные ворота монастыря окажутся слева.

Расписание служб

Посетить службу можно в любой день недели.

По будним дням:

К 9.30 колокола созывают прихожан на литургию;

Однако если на дворе – Великий Пост, приходить следует на 2,5 часа раньше – к 7:00.

К 17.00 верующие собираются к Вечерне.

По субботам:

  • Божественную литургию служат чуть раньше, чем в будни – в 9.00;
  • день завершается Всенощным бдением в 17.00.

Воскресенье – особенный день, поэтому:

  • Литургию предварят чтение акафиста Иллариону Троицкому в 8.40;
  • Литургия, как и в обычные дни, начинаетсяс 9.30;
  • завершается день Вечерней в 17.00.

После Вечерни можно исповедоваться, на следующий день после Литургии — Причаститься  Святых Тайн Христовых 

История

Первая сестринская община появилась в монастыре еще в XVIII веке, но существование ее было недолгим. Однако Богу все же было угодно, чтобы обитель возродилась. И она возрождалась раз за разом, сколько бы ее ни уничтожали.

Что было «до»

Инициатором создания монастыря на месте деревянного Смольного дворца была императрица Елизавета Петровна. Это был ее дар Господу за то, что ответил на горячие молитвы и помог тогда еще молоденькой девушке взойти на престол.

Санкт-Петербург: Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте

Елизавета пожертвовала территорию собственного двореца под новый монастырь, доверив работу над проектом знаменитому архитектору Растрелли. Произошло это в 1746 году. Вскоре в обитель прибыли первые монахини. Но крепкой общины не получилось. После смерти последних инокинь монастырь закрыли, зато на его месте появился первый женский пансион – знаменитый Смольный институт.

От основания до ликвидации

Монастырь возродился в середине XIX века стараниями Николая Первого.

Специально для этого построили келейный корпус у Московской заставы, куда монахини благополучно перебрались в 1854 году из своего временного пристанища на Васильевском острове.

Интересно, что кладбище появилось намного раньше, в 1845 году, и изначально обители не принадлежало.

Первой среди прочих возвели Казанскую церковь. Храм из дерева просуществовал восемьдесят лет.

3 ноября 1849 году был заложен фундамент Воскресенского собора, и через 12 лет здесь уже провели первое богослужение.

Почти сразу после революции, когда вступил в силу декрет «Об отделении церкви от государства», Новодевичий монастырь был разорен, но еще несколько лет просуществовал в явочном порядке.

Советское время

До 1937 года в монастыре была резиденция митрополитов Ленинградских. При Серафиме (Чичагове) в 1932 году сестер обители арестовали и выслали, а при Алексии (Симанском) монастырь прекратил существование, самого митрополита изгнали и до 1940 года он проживал на колокольне Князь-Владимирского собора. Окончательная ликвидация с конфискацией всех земель и помещений последовала в 1937 году.

Интересный факт
В ночь с 17 на 18 апреля 1932 года в Новодевичьем монастыре было арестовано 126 сестер. Были оставлены лишь престарелые и больные, которые не могли передвигаться

Коммунисты уничтожили колокольню, которая мешала дорожному строительству, сняли купола Воскресенского собора. В главном корпусе разместился НИИ электромашиностроения.

В здании собора Воскресения Христова в 1960-е годы располагалось Хранилище Государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства

Постсоветское

Второе рождение обители произошло незадолго до развала СССР, когда 1989 году старейшую Казанскую церковь вернули РПЦ. Но потребовалось еще шесть лет, чтобы восстановить юридический статус монастыря.

И только в конце 2001 года правительство приняло решение вернуть обители все имущество и земли, принадлежавшие ей до революции. Год спустя началась реставрация и реконструкция.

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери перед реставрацией. 1990-е годы

Дорога к монастырю от «Спортивной»

Благодаря развитой транспортной сети Москвы, есть несколько способов, как добраться в Новодевичий монастырь. Для этого нужно воспользоваться двумя видами транспорта, первым из которых будет метрополитен. Для начала нужно доехать до станции «Спортивная» по красной ветке, а затем выбрать подходящий вариант:

  • Сесть на автобус №64 или 132.
  • Воспользоваться троллейбусом №5 или 15.
  • Проехать на маршрутном такси №64М или 5М.
  • Прогуляться пешком.

Дорога на автобусе или троллейбусе займет порядка 5 минут, на маршрутке – около 2 минут. При наличии заторов на дороге время может незначительно увеличиться – примерно на 5 минут. На пешеходную прогулку от «Спортивной» потребуется 10 минут.

Другие варианты

Есть и другие варианты, как добраться в Новодевичий монастырь. Можно выйти на станции метро «Воробьевы горы» и пройти оставшееся расстояние пешком. Дорога займет около получаса, но придется пересекать Третье транспортное кольцо по наземному переходу. Выйдя из метро на «Фрунзенской» за те же 30 минут можно дойти до монастыря по улицам 10-летия Октября и Ефремова.

От других станций метрополитена до монастыря тоже ходит транспорт:

  • От «Сокольнической» – маршрутка №132, 3 остановки.
  • От «Арбатско-Покровской» – та же маршрутка, 9 остановок.
  • От «Смоленской» – маршрутка №64, 8 остановок.
  • От «Арбатской» – троллейбусы 15 и 5, 11 остановок.
  • От «Коропоткинской» – те же троллейбусы, 9 остановок.
  • От «Краснопресненской» – автобус №64, 11 остановок.

От стадиона «Лужники» через Новодевичий монастырь проходит новый автобусный маршрут №126, который идет до «Краснопресненской».

Усыпальница Смолнеского собора

Князь Василий III, Иван Грозный придавали Новодевичьей обители особое значение: давали льготные грамоты, жертвовали дворцовые села, иконы. Делало пожертвования большинство бояр, но в 1610 году монастырь был разорен и сожжен поляками. Нынешние экскурсии проходят по палатам, отреставрированным в годы царствования Романовых.

В XVI–XVII веке на монастырском погосте создавался некрополь для знатных особ. Усыпальница под храмом вмещает 160 захоронений, не доступных для экскурсий. Памятники требуют бережного отношения, тщательной научной реставрации и кропотливого изучения. Увидеть своими глазами надгробные плиты Рюриковичей, наследников боярских родов, первых инокинь монастыря, первой жены и дочери Ивана Грозного, а также наследниц царя Алексея Михайловича могут только историки, искусствоведы.

Первые христиане, спасаясь от ранения, проводили богослужения в катакомбах Новодевичьего монастыря. Сохраняя традиции, воспоминания о кровопролитных событиях, под храмом возводили памятники, оставляли скрипты. Белокаменные прямоугольные плиты, выполняющие функции надгробий, содержат резные надписи на верхней плоскости, расширение у изголовья.

Новые испытания на долю Новодевичьей обители выпали в 1812 году при нашествии Наполеона. После Бородинского сражения французы направились в Москву, император приказал укрепить северные и южные ворота, установить против северных ворот пушки, а приходскую церковь Иоанна Предтечи у стены монастыря «взорвать порохом». Укрепление Новодевичьего монастыря позволяло складировать провиант, фураж.

Покидая крепость, французские солдаты, согласно приказу Наполеона, оставили горящие свечи в кельях и храмах, а подклет Смоленского храма оснастили бочками с порохом и зажгли фитили. Мать-казначея Сара, заручившись помощью монахинь, потушили свечи и фитили. Монастырь уцелел. Тело спасительницы захоронено у западных стен Смоленского собора.

На монастырском кладбище также был найден последний приют 100 активных участников и свидетелей происшествий 1812 года. До 2021 года уцелело 12 надгробий. Обычно гиды выделяют на экскурсиях памятник Денису Давыдову, вдохновлявшему партизанское движение против Наполеона. Будучи писателем, Давыдов оставил потомкам уникальные хроники военного времени.

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

Новодевичий монастырь

Он расположен на юго-западе столицы, рядом с Москвой-рекой. Это одно из любимых мест в Москве среди туристов. Его ценят за спокойную атмосферу и богатую историю.

Рядом с ним находится самое известное в Москве Новодевичье кладбище, посещение которого еще интереснее, чем посещение самого монастыря, так как здесь похоронены известные деятели русской истории, а гробницы и мавзолеи являются подлинными произведениями искусства.

Весь комплекс оформлен в стиле русского барокко, однако он претерпел значительные изменения с момента своего основания и является архитектурным примером истории России, Российской Империи и Советского Союза. Новодевичий монастырь в Москве объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.

Кроме того, за высокими каменными стенами находится парк, Москва-река и небольшое озеро, которое Чайковский увековечил в своем произведении “Лебединое озеро”. Также вдалеке виднеется финансовый район Москва-Сити с его современными небоскребами.

Посещение монастыря, включая кладбище, может занять у вас пару часов. Рядом с Новодевичьим монастырем находится современный, отремонтированный большой спортивный стадион Олимпийского Комплекса “Лужники”, который был главным местом проведения московской Олимпиады 1980 года и Чемпионата мира по футболу 2021 года. Его можно посетить сразу после осмотра достопримечательностей Новодевичьего монастырского комплекса.

Иконы Новодевичего монастыря

Вблизи центрального входа в общину располагается Навратный храм Господня Преображения, украшением которой служит чудотворный лик Смоленской Божьей Матери. В Успенском соборе, возведенном по указу царской дочери Софьи, пребывает на хранении одно из старинных священных изображений Новодевичьей обители, то бишь лик Иверской Небесной Царицы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

Сам православный комплекс включает в себя немалое количество художественно-архитектурных памятников искусства исторической значимости, в которых сохраняется и по сей день множество чтимых древних святынь.

Недавним важным событием в общине стало обретение старинной реликвии Ватопедского храма Св. горы Афон – божественного лика Девы Марии «Отрада и Утешение». А этот список со священным изображением обители еще в 1854 г. вручил старейшина Святогорец.

После того как в страшный богоборческий период произошло закрытие этого святого места, святыню считали утерянной, однако по счастливому стечению обстоятельств в нынешнее время, ее смогли вновь обрести в Вышенском храме. Причем следует отметить, что на тыльной части чудотворного образа присутствует надпись, которая как раз-таки и является доказательством принадлежности этого лика к этой Московской обители. А в чем новообретенной православной реликвии, а соборе было проведено церковное служение посвященной обретению старинного образа.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI—XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.

Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря.

Новодевичье кладбище — особая достопримечательность монастыря. Оно делится на «старое» (на территории самого монастыря) и «новое» — отгорожено от монастыря стеной. Последнее появилось в 1898—1904 гг. и расширялось в советское время, став вторым местом в столице по степени почетности после захоронений у Кремлевской стены. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. Не менее известны и авторы надгробий — Врубель, Мухина, Вучетич, Аникушин, Неизвестный.

Новодевичий монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector