Орсе

История музея

В 1810 году при Наполеоне I в аристократичном районе Парижа на набережной левого берега Сены было построено здание Министерства внешних сношений. В 1871 году в нём произошел пожар и до 1898 года оно оставалось в руинированном состоянии. За эти годы остатки дворца превратились в заросший дикий сад. Репортер газеты писал об этом необычном месте: «Удивительная растительность разрослась здесь за какие-то семнадцать лет. Кустарники ежевики застят дневной свет, пилястры облеплены мхами, в стенных проемах произрастают густые травы. Корни этого девственного леса поднимают плитку пола, дробят ступени подъезда и придают этим недавним разрушениям вид прекрасных античных руин».

К 5-й Всемирной выставке 1900-го года в столице Франции Орлеанская железнодорожная компания предложила на месте дворца построить вокзал. Что и было сделано профессором архитектуры Виктором Лалу. Причём здание вокзала выглядело настолько роскошно, что французский художник Эдуард Детай высказал слова, которые оказались пророческими: «Вокзал Орсе просто потрясающ: он напоминает дворец изящных искусств, а тот в свою очередь весьма похож на вокзал; вот я и предлагаю Лалу, если ещё не поздно, поменять эти здания ролями».

Вокзал торжественно открыли 14 июля 1900 года, но уже к 1939 году его здание морально устарело для исполнения функций железнодорожного вокзала. Постепенно оно приходило в запустение. Родилась идея использовать сооружение в качестве художественного музея. В декабре 1896 года, после преобразования здания бывшего вокзала, он был открыт тогдашним президентом Франции Франсуа Миттераном.

К 2011 году музей значительно обновили: установили современную искусственную систему освещения, избавились от стен белого цвета, убрали узкие коридоры и тупики, разместили новые кафе.

Коллекция среднего уровня музея Орсе

Направляясь на средний уровень, постарайтесь не пропустить желанную коллекцию Кагановича (залы 49 и 50) – маленькую, но с отчетливым акцентом на постимпрессионизме. На среднем уровне живописную часть экспозиции на террасе Лилль продолжают работы Вюйяра и Боннара (залы 71 и 72), скрытые от публики непомерной скульптурой белого медведя работы Помпона.

Вюйяр и Боннар начали свою карьеру как члены группы ар нуво, известной под названием «Наби» («Пророки»); в декоративном панно Вюйара «Общественные сады» (1894) и картине Боннара «Партия в крокет» (1892) отчетливо ощущается влияние японской живописи

Импрессионистическое внимание к свету здесь тоже присутствует, но оно подчинено весьма четкой цветовой гамме, где краски одновременно приглушенные и насыщенные

На террасе Сена (залы 55-58) демонстрируются менее известные работы конца XIX столетия, в том числе некоторые крупноформатные, эпические, натуралистические работы, такие, как волнующее полотно Детайя «Сон» (1888), «Каин» Кормона (1880), а также известный декадентский «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Коллекция живописи заканчивается несколькими волнующими работами символистов из разных стран: зал № 60, выходящий на Сену, почти полностью занят полотном Климта «Кусты роз под деревьями», с бесформенной массой листьев и лепестков, а также несколькими менее известными работами Мунка.

На параллельных скульптурных террасах мраморные фигуры XIX века на террасе Сены смотрят на скульптуры XX столетия, расположенные на противоположной террасе Лилль, а соединяющая их терраса Родена приютила все остальные экспонаты.

Скульптура Родена «Уголино» выглядит еще более мрачной, чем одноименная скульптура Карпо на первом этаже. Другая работа Родена – «Мимолетная любовь», ставшая ответом на выставленную рядом скульптуру его ученицы и любовницы Камиллы Клодель «Зрелый возраст», красноречиво символизирует конец их отношений. К сожалению, мало у кого остаются силы для посещения еще нескольких залов, где демонстрируется мебель и другие произведения прикладного искусства в стиле ар нуво.

Больше фотографий музея Орсе в Париже (Musee d’Orsay) тут: Фотогалерея

А что же после?

Также после того, как я посетила музей первый раз, мне стало интересно, а чем же еще примечателен этот музей, и выяснилось, что помимо картин, скульптур, фотографий и музыки, в музее проходят различного рода конференции, лекции об истории искусства и творческие встречи, которые чаще всего приурочены к какому-либо событию или временной выставке. Так, например, в музее проходит ежегодный кинофестиваль, посвященный истории происхождения кино. Они показывают спектакли и оперы в записи по мотивам известных произведений — «Ромео и Джульетта» и многие другие. На фото ниже фрагмент из оперы Джакомо Мейербера «Африканка».

То есть, приезжая в Париж, уже имея опыт посещения Музея Орсе, как одного из обязательных мест туристического must visit, вы можете также приходить сюда уже не только, как в музей, но и как в креативное пространство, предлагающее насыщенную культурную программу, которая освещена на официальном сайте.

Это я на фоне той самой мебели

Как возникло название импрессионизм

Секрет особого обаяния, очевидно, в том, что и в сегодняшнем Париже жив дух Парижа Ренуара и Писсаро, Моне и Сезанна. Создается такое впечатление, что, находясь на улицах Парижа, вы обязательно столкнетесь с Моне, стремительно идущим куда-то, или увидите в кафе Ренуара, который в задумчивости забыл раскурить свою трубку. Дух импрессионизма так и витает над Парижем.

Импрессионисты оставили яркий след в культуре Франции. Сегодня даже странно представить историю живописи Франции — да что там Франции, всего мира — без импрессионистов. Основным достижением импрессионизма принято считать пленэрную живопись, иными словами, пейзаж. Пейзаж сыграл огромную роль в живописи импрессионистов, и дело тут не в жанре, а в новой манере его исполнения.

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизм. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Помните, как возникло название импрессионизм? 15 апреля 1874 года в бывшем фотоателье Нодара на бульваре Капуцинок, 35 (сейчас это музей Мармоттен-Моне) открылась выставка. Участники назвали ее «Анонимное кооперативное общество художников, скульпторов, графиков…». Десять дней спустя вышла уничтожающая рецензия Луи Леруа, а «Анонимное кооперативное общество» было иронически названо «импрессионистами». Это название пошло от картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце.» («Impression. Soleil levant.»). Идея этой картины — не реалистическое изображение морского пейзажа с восходом солнца, а попытка воссоздать эмоциональное впечатление от восхода. Смелый эксперимент — изобразить все это цветом, смазывая грани, определяющие формы. Но Моне не поняли. Не поняли, что именно это «Впечатление» освободит многих художников и приведет не только к расцвету ярких талантливых живописцев, но и поможет родиться идее «полноценности этюда», идее того, что «недописанный» этюд имеет полное право на существование не только как черновая работа, но и как полноценное произведение искусства. Весь импрессионизм начался с этой самой картины.

Другие экспонаты

Музей Орсе – не только картины, в нем выставлены другие предметы искусства вышеозначенного периода. В первую очередь это, конечно, скульптуры. Интересно, что скульптуры в XX веке, особенно после Второй мировой войны, перестали интересовать публику и во многих французских музеях были убраны в запасники. Но благодаря Орсе этот вид искусства вновь обрел музейную популярность. Из представленных экспонатов можно выделить работы Огюста Родена, Эдгара Деги, Аристида Майоля и других.

Экспонаты из коллекции скульптур

Отдельно от картин, в Орсе представлена коллекция рисунков. Они собраны по тем же правилам, что и картины – авторы это французские художники, родившиеся в период с 1820 по 1870 год за некоторыми исключениями. Сегодня в Орсе хранится около 80000 тысяч рисунков и фонд постоянно пополняется.

Также в музее представлена фотография, которая уже существовала как самостоятельный жанр в начале XX века. В отличие от других экспонатов, многие из собранных фото имеют не только художественную или авторскую, но и историческую ценность – на них запечатлены люди и события с середины XIX до середины XX века.

Предметы прикладного исскуства в музее Орсе

Последняя категория экспонатов в Орсе – декоративно-прикладное искусство. Это различные предметы быта, посуды и мебели. Эту коллекция не такая большая, по словам работников музея – экспонаты подобного типа сложнее всего собирать. Уже готовые коллекции из соседних музеев достаточно маленькие, а другие объекты быта, заказанные в свое время для дворцов или усадеб, зачастую являются элементами оформления существующих там музеев, а потому не продаются и не выставляются отдельно.

Историческая справка

Место, где в наши дни располагается музей Орсе, имеет историю куда более длинную, чем официальная история этого музейного учреждения. Еще в начале 17 века здесь были королевские сады поместья Маргариты де Валуа, жены Генриха IV, а спустя век, когда на левом берегу Сены появилось множество аристократических особняков, была построена пристань и набережная. Впоследствии набережная получила имя в честь парижского прево Шарля Буше д’Орсе, при котором и происходило ее строительство. В 19 веке на набережной возникло величественное здание дворца Орсе, который был домом сразу для двух важных государственных учреждений: Счетной палаты и Государственного совета. В мае 1871 года в ходе подавления Парижской коммуны дворец, как и многие другие общественные здания этого района, очень сильно пострадал от пожара.

Почти три десятка лет полуразрушенное здание являло собою мрачное напоминание о последних днях власти коммунаров, но в конце 19 века участок земли вместе с бывшим дворцом был выкуплен одной из частных железнодорожных компаний, выполнявшей перевозки между Парижем и Орлеаном. В этот период в Париже, который готовился к принятию Всемирной выставки 1900 года, осуществлялось строительство многих грандиозных сооружений: Эйфелевой башни, первой линии парижского метрополитена, Лионского вокзала, арочного моста Александра III через Сену и др. Вокзал Орсе, который железнодорожная компания решила построить на месте бывшего дворца Орсе, должен был занять достойное место в вышеупомянутом списке парижских новинок. Строительные работы, которые начались в 1898 году, продолжались днем и ночью, чтобы успеть принять пассажиров к началу выставки.

14 июля 1900 года состоялось торжественное открытие вокзала, который вызвал массу восторженных отзывов и был назван современниками «настоящим дворцом изящных искусств». Вокзал Орсе и привокзальный отель класса люкс были весьма популярны у путешественников и иностранных делегаций, прибывавших в Париж на Всемирную выставку. Перроны находились под сводчатым ажурным куполом из стекла и стали, поскольку железнодорожная компания использовала на этой магистрали новинку – поезда с электротягой, что избавляло пассажиров от гари, копоти и пара, которые царили на обычных вокзалах. Впрочем, из-за быстрых темпов развития железнодорожного транспорта, уже к концу 1930-х годов перроны вокзала Орсе оказались слишком короткими для обслуживания магистральных поездов, и с вокзала стали отправляться только небольшие пригородные поезда.

После Второй мировой войны по своему прямому назначению использовалась лишь небольшая часть перронов, в то время как сам вокзал и здание отеля часто выполняли не совсем привычные для себя функции. Так, колоритные помещения вокзала в 1962 году стали декорациями к фильму «Процесс» по роману Кафки, а в 1972 году в здании вокзала открылась сцена театральной компании Рено-Барро. Несколько раз вокзал Орсе оказывался на грани уничтожения, когда в правительство Франции поступали предложения о сносе полупустого здания в центре столицы, чтобы освободить место для современного отеля или какого-нибудь административного строения. К счастью, этим планам не суждено было сбыться, и старинный вокзал в 1980-х был благополучно превращен в музей. Датой основания музея Орсе считается 20 октября 1977 года, когда был издан приказ министерства культуры о преобразовании в музейное учреждение здания бывшего парижского вокзала.

Такой приказ был принят неспроста: во-первых, он защищал от сноса исторически важное здание, а во-вторых, позволял решить проблему размещения части национальной художественной коллекции. Богатое собрание работ импрессионистов и постимпрессионистов по хронологическим рамкам создания (вт

половина 19 в. — начало 20 в.) не подходило ни Лувру, ни Национальному музею современного искусства в центре Жоржа Помпиду, поэтому Парижу давно требовалась новая галерея для экспозиции этой коллекции. На реконструкцию здания вокзала и обустройство выставочных пространств в его помещениях потребовалось несколько лет, по истечению которых, в декабре 1986 года музей Орсе принял первых посетителей.

Архитектура здания

Здание вокзала Орсе на момент его постройки в 1900 году являло собою органичное соединение технических достижений той эпохи с изящными архитектурными формами стиля боз-ар. Автором проекта вокзала был Виктор Лалу, который в сотрудничестве с Эмилем Бенаром и Люсьеном Манье создал великолепное здание, идеально вписавшееся в элегантную городскую застройку этого района столицы. Металлические конструкции и различные механические приспособления, являющиеся неотъемлемой частью любого промышленного сооружения, Лалу смог скрыть за монументальным каменным фасадом с арками, колонами и скульптурами. На крыше вокзала также размещались купола, башенки, декоративные украшения и орнаментальные щиты. Внутри здания находился огромный, богато украшенный центральный зал с перронами, который достигал 32 метров в высоту и 40 метров в ширину.

При реконструкции бывшего вокзала Орсе в 1980-х годах огромное внимание уделялось сохранению его первоначального облика, при этом перед архитекторами стояла также задача адаптации промышленного здания к требованиям музейного дела. Преобразованием вокзала в музей занималась группа архитекторов (Рено Бардон, Пьер Кольбок, Жан-Поль Филлипон), которая выиграла конкурс на создание музея, объявленный правительством

В течение 6 лет длилась кропотливая реставрация здания, в ходе которой было сохранено большинство прежних помещений и восстановлены элементы декора начала 20 века. Центральный зал, тот самый, в котором ранее располагались перроны, стал главным выставочным пространством музея. Широкий и протяженный арочный неф, разделяющий зал в длину на две части, создает эффект бесконечности экспозиций, в которых картины и скульптуры органично соседствуют с прекрасной архитектурой здания.

Обе части центрального зала состоят из отдельных выставочных залов, в которых представлены тематические экспозиции. Оформление интерьеров музея Орсе было доверено известному дизайнеру и архитектору Гаэтане Ауленти, которая создала достаточно оригинальные выставочные пространства из плоских панельных конструкций. Таким образом, выставки в музее имеют стены, но не имеют потолка, благодаря чему естественное освещение попадает в экспозиции через стеклянный свод крыши музея Орсе. Несколько галерей были созданы под самым куполом здания и в помещениях бывшего привокзального отеля, а просторный столовый зал отеля был переоборудован в современный ресторан. Для наиболее ценных экспонатов музея, которым вреден яркий свет, в галерее оборудованы затененные выставочные комнаты.

Организация экспозиций музея

Музейные фонды составлялись постепенно и из разных источников. Сюда поступали предметы искусства из Малого и Люксембургского дворцов, запасников Лувра, скульптуры из галереи Же-де-Поп, а также в качестве подарков от частных коллекционеров.

Парижский музей Орсе

Имея достаточно большую площадь – 57 400 м. кв., паноптикум размещает на трех основных уровнях коллекции из более 4 000 работ, разделив их по тематике и технике исполнения. Так, на верхнем этаже можно любоваться творениями импрессионистов и постимпрессионистов, выстроившихся вдоль всего здания, выходящего к Сене: Ренур, Гоген, Моне с серией полотен «Руанский собор», Тулуз-Лотрек – большой поклонник варьете, Дега, Писсаро и неповторимый Ван Гог.

Среднему уровню отдан период с 1870 по 1914 год, в котором нашли отражение символическое и публичное искусство времен III Империи, мастера арт-нуво и академической живописи.

На первом этаже соседствуют произведения 1848-1870 годов, а среди них такие имена, как Густав Моро и Энгра, Делакруа и Мане.

Удивительно, что столь непродолжительное время (1848-1914 г.г.) охвачено собраниями предметов искусств настолько разнообразными и потрясающими. Картины музея Орсе соседствуют со скульптурами, фотографиями, гравюрами, впечатляющими оригинальностью предметами мебели Дила, нарядной резьбой по дереву семейства Гере, декорациями оперы и кино. Особенно привлекают бронзовые украшения Бари и деревянный гарнитур, созданный специально для графини Беарн мастером Ж. Дамптом в начале ХХ столетия.

Шедевры музея Орсе постоянно пополняются, обновляя экспозиции очередными приобретениями работ не только импрессионистов и постимпрессионистов, а также недооцененных ранее художников академической школы. Чтобы помочь зрителям увидеть полотна в выгодном свете, специально разработана новая система освещения, а сами стены стали цветными.

Желающие посмотреть всю выставку в хронологическом порядке, должны приготовиться провести тут весь день. Но если вас интересует определенные направления, изучите план здания и расположение его залов, каждый из которых обладает собственной аурой, наполняющей его атмосферой.

Переступив порог musée d’Orsay, попадаешь под очарование исключительного декора.

Так начинается прелюдия к приключению по одному из самых популярных французских музеев, в котором собраны поразительные коллекции артефактов, созданных во время наиболее продуктивного исторического периода.

Начиная осмотр вернисажа на первом этаже, вам предстоит пройти под сводом, собранном из стеклянных панелей, поражающем своими размерами и вызывающем ассоциацию с хрустальным дворцом. Далее, пройдя по среднему и верхнему уровням, можно полюбоваться фантастическим видом на центральную аллею.

Советы для посещения музея

Музей располагается на набережной Сены, недалеко от аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Это район Латинского квартала, напротив него через реку находится Лувр и сады Тюильри. Адрес музея: улица Rue de Lille, 62, Paris.

Доехать до Орсе можно и на метро — остановки «Солферино» или «Национальная Ассамблея».

В здании работают сувенирные магазины, где туристы смогут выбрать книги, диски, открытки и детские товары. Они открыты ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 18.00, в четверг — до 21.00.

Еда

Ресторан работает с 1900 г. и отличается богатством интерьера. Еда подается на традиционном французском фарфоре, стоимость каждого блюда в пределах 25-50 евро. Часы работы — 11.45-17.30, в четверг — перерыв с 14.45 до 19.00, затем работает до 21.30, выходной — понедельник.

Пообедать возможно в ресторанах и кафе музея.

Из открытой террасы кафе Campana открывается красивый вид на улицы Монмартра, которые просматриваются сквозь вокзальные часы. Время работы кафе — с 11.00 до 21.00 в четверг и с 10.30 до 17.00 в другие будние дни. Выходной — понедельник.

Еще одно кафе L’Ours (Лурс) располагается напротив статуи Помпона «Белый медведь». Оно отличается бюджетными ценами. Работает с 9.30 до 16.45 (в четверг до 19.45).

Очереди и время пребывания

При покупке билета в кассе музея можно попасть в длинную очередь (занимающую 1-2 часа), которая часто сопровождает работу временных выставок.

Лучше всего отвести на осмотр 1-ю половину дня — в обеденное время очереди удлиняются из-за большого количества ценителей искусства.

Мне нравится1Не нравится

Сокровищница мирового значения

С первых же дней существования музей Орсе стал сокровищницей искусства мирового значения. Во многом этому поспособствовало его расположение в самом центре Парижа (VII столичный округ), да еще и на небольшом расстоянии от Лувра. Достаточно пройти по мосту на противоположный берег Сены, спуститься по набережной реки вниз по течению и дойти до сада Тюильри. Напротив него и находится этот музей изобразительных и прикладных искусств. Однако главное его достоинство, конечно же, заключается в его экспонатах. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи, а также скульптуры. Правда, она охватывает не самый большой по историческим меркам период (1850-1914 годы). Зато является бесценной, ведь здесь размещены экспонаты из многих известных музеев, того же Лувра. Учитывая гигантские масштабы здания и многообразие экспонатов самой различной направленности, Орсе способен удовлетворить эстетические вкусы самых даже взыскательных ценителей искусства.

Постоянная экспозиция охватывает целых три этажа. На цокольном этаже находятся центральная галерея (здесь можно увидеть скульптуру 1840-1875 годов) и примыкающие к ней боковые залы с образцами картин художников, являющихся предшественниками или современниками импрессионистов. На так называемом промежуточном этаже выставлены скульптурные работы, относящиеся ко второй половине XIX века, а также картины натуралистов и символистов и образцы декоративного искусства того периода. И, наконец, на самом верхнем этаже собраны работы ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

С середины позапрошлого столетия и до первой мировой войны Франция стала музой для выдающихся мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях. Здесь творили Руссо и Гоген, Милле и Сезанн, Дега и Ренуар, Синьяк и Тулуз-Лотрек. Последний известен своими работами, изображающими жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж». В коллекции немало произведений декоративного искусства (стиль ар-нуво), предметов архитектуры, фотографий тех лет. Но настоящая гордость музея заключается в картинах художников-импрессионистов и постимпрессионистов, составляющих основу его коллекции.

Публика поначалу не воспринимала их работы, равно как и оба эти направления в живописи. Оно и понятно, ведь она была воспитана на классике изобразительного искусства, а тут перед глазами предстают полотна с «непонятно чем» – размытыми очертаниями изображенных объектов, какими-то цветовыми пятнами. Было от чего прийти в недоумение. Непонимание проявляли и критики. Но названные выше художники, невзирая на молву, продолжали работать и открывали одну выставку за другой. И публика не устояла перед мастерством художников, выступавших за обновленный подход к изобразительному искусству и отказ в живописи от фотографически точных рисунков (в этом и заключается смысл импрессионизма и постимпрессионизма).

Среди выставленных в Орсе картин можно увидеть «Женщину с кофейником» (автор П. Сезанн), «Наводнение в Пор-Марли» (А. Сислей), «Бал в Мулен де ла Галетт» (О. Ренуар), «Собор в Руане» и «Завтрак на траве» (Э. Мане). В Орсе также демонстрируются работы Жана Беро и Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле и Камиля Коро, Люсьена Леви-Дюрмэ и Жоржа Сёра, Эдварда Мунка, Доминика Энгра и Теодора Шассерио.

Кроме живописи и скульптуры в музее Орсе представлены и другие творческие направления – архитектура, музыка, фотография, опера, кино и даже мебельное искусство. Чтобы посетителям было удобнее ориентироваться, все это многообразие располагается в хронологическом порядке. Музейные критики и просто ценители искусства едины во мнении, что Орсе в своем роде уникален, поскольку охватывает исторический период, не представленный в Лувре и Центре Жоржа Помпиду. Тем самым устраняется разрыв в хронологической цепочке между двумя названными музеями.

Как добраться

По городу можно передвигаться на метро, ближайшая к музею станция Solférino линия М12. Если человек приехал в Париж в первый раз, то ориентироваться можно бульвару Сен-Жермен, в его средней части находится интересующее туристов здание. Помимо метро до места можно добраться и на автобусе номера: 24, 63, 68, 73, 83, 84, 94. Самым простым способом, которым можно добраться — это вызвать такси, но по стоимости обойдется дороже. Адрес: 62, rue de Lille. Можно доехать и на арендованном автомобиле. В этом поможет карта проезда. Рядом с музеем расположена удобная парковка, машина останется под присмотром.

Карта проезда

Художественная галерея на вокзале

Придумать такое могли только французы. В начале двадцатого века в самом центре столицы Франции был построен железнодорожный вокзал. Великолепное здание возвышалось на берегу Сены. Но просуществовал вокзал не долго. Рельсы разобрали, а здание передали театральной студии, затем аукциону.

Во время немецкой оккупации здесь размещалась почта. Правительство Франции планировало снести здание, но этого к счастью не случилось. Сейчас уже неизвестно кому пришло решение открыть в пустующем железнодорожном вокзале художественную галерею. Но то, что эта идея оказалась очень удачной и превзошла все ожидания, сомневаться не приходится.

Как устроен музей

Выставка в музее Дорсе расположена на 3-х уровнях. Каждый вид искусства (скульптура, живопись, архитектура, фотография, мебель, кино, художественное оформление оперы, музыка), представлен в хронологическом порядке и освещает период с 1848 по 1914 гг. Так, данный музей заполняет отрезок времени между коллекциями двух других парижских музеев: Лувра и Современного искусства в Центре Помпиду.

В Дорсе также проходят спектакли, концерты и спектакли с тенями. Музеем предлагается программа концертов, которые посвящены репертуару 1848-1914 гг. в ресторане и аудитории. В аудитории еще есть дни, посвященные кино, например, ежегодно проходит фестиваль, посвященный его происхождению. Участники фестиваля посещают круглые столы и конференции, в особенности по темам, связанным с временными выставками.

Кроме скульптуры, живописи, декоративного и графического искусства, в Дорсе есть еще коллекция мебели, фотографии и архитектуры. Музей организовали на 3-х уровнях: на 1-м этаже галереи расположены по обеим сторонам центрального нефа. Через него идут террасы промежуточного уровня, которые, в свою очередь, делают доступными дополнительные галереи выставки.

Огромный главный зал (высота — 32 м., длина — 140 м.) на ж/д станции, которая искусно окружена тонкой конструкцией из железа, позволяющей потрясающе использовать стекло, оставили все, кроме крыс. В 1960-е годы упадок здания был столь велик, что Орсон Веллс решил снимать на его фоне свой фильм «Испытание по Кафке». В 1971 г. было принято решение о разрушении здания.

Но, к счастью, здание не разрушили. В период президентства Помпиду было решено переделать ж/д вокзал в музей. Преемник Помпиду, Жискар д’Эстен (Giscard d’Estaing), запустил процесс его реконструкции и преобразования вокзала в музей. Началась реконструкция в 1980 г. Около 270 миллионов американских долларов налогоплательщиков были истрачены, чтобы президент Митерран смог торжественно открыть музей.

Коллекция составлена из работ 1848-1914 гг. из Лувра, а также картин импрессионистов из музея Jeu de Paume, расположенного по соседству. Также тут есть работы с середины XIX в. до первых десятилетий XX в, хронологически соединяющие коллекции Лувра и Центра Помпиду.

На 1-м этаже экспозиция содержит более ранние произведения, которые посвящены скульптуре. В зале имеются 2 ряда меньших комнат, заполненных работами Просо, Дамьера, Коро, Руссо, а в последней из них выставлены работы Курбе. Еще есть специальная комната, которая посвящается творчеству Моне. Любителей Восточного Искусства заинтересует галереи, где имеются экспонаты Восточной Коллекции Дорсе. На 2-м этаже выставляется коллекция популярного искусства XIX столетия, а также комнаты с художественным оформлением и мебелью.

Анри Тулуз-Лотрек

Будучи знаменитым ловеласом и кутилой, неудивительно, что среди его работ так много изображений женщин.

Русе также называется Туалет (1889 г.)

Русе также называется Туалет (1889 г.)

Одна из тех картин, где он представил натуру «без излишеств», словно подглядывая за ней в замочную скважину, чтобы узнать, чем занимаются прелестные создания наедине с собой.

Характерная черта кисти мастера – рыжие волосы модели. Именно такой цвет обожал Лотрек и практически всегда наделял ими натурщиц на своих полотнах.

Один (1890 г.)

Один

Беглый набросок литографии, изображающий быт обитательниц борделя. Сам художник был частым гостем в подобных заведениях, и не видел в этом ничего предосудительного. Рисуя девушек, он не старался приукрасить действительность, и в данном случае мы видим момент, когда блудница предлагает себя очередному клиенту.

Фредерик Базиль

Импровизированная полевая больница (1865 г.)

Импровизированная полевая больница (1865 г.)

Сцена изображает Клода Моне после полученной травмы. Фредерик приехал, чтобы помочь другу в сложный для него период. Поскольку Базиль до своего увлечения живописью изучал медицину, он соорудил поддерживающую конструкцию для больной ноги, а затем запечатлел это на холсте.

Семейное воссоединение (1867 г.)

Семейное воссоединение (1867 г.)

Трогательная картина, на которой изображены члены семьи художника во время отдыха в Мерике. Изначально рядом с людьми резвились маленькие собачки, но позже мастер заменил их искусственным натюрмортом.

История музея

Его история начинается со строительства железнодорожного вокзала в 1900 году. Именно к этому событию было и приурочено открытие выставки. Здание вокзала использовалось до 1939 года, но после утратило свою актуальность, в связи с открытием более удобных веток маршрута. Помещение тоже было не простым. Весь зал был оформлен лепниной и фреской, а укрывался прозрачным куполом. Помимо прочего в самом здании вокзала находился отель на триста с лишним номеров, с ресторанами и помещениями для приема.

Музей Орсе

Музей де Орсе был открыт в 1986. И решения обосновать музей в бывшем знании вокзала оказалось самым удачным. Помимо великолепного оформления, стеклянный купол давал естественное освещение, в котором экспонаты выглядели наиболее интересно. А простор помещения позволил разместить не только картины, но и скульптуры. И вот уже третий десяток лет здание принимает своих посетителей.

На заметку! Но помимо этого музей может представить отделы французской архитектуры, фотографий и образцов мебели. Кроме того Орсе — это еще и современный музей. Туристы могут поработать за компьютерами, на которых хранятся экспонаты и вся связанная с ними сопутствующая информация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector