Методы географических исследований
Содержание:
- Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований
- Традиционные методы
- Великие географические открытия
- Источники географических исследований
- Теоретические методы
- Современные способы
- Понятие и предназначение картографического метода
- Что изучают в курсе географии. Предмет изучения
- В чем главная особенность бакалаврской программы, которую открывают Вышка и Институт географии РАН
- 30 Математико-картографическое моделирование
- Методы географической науки
- Сравнительно-географический метод исследования в современной экономической и социальной географии
Понятие и содержание сравнительно-географического метода исследований
Что вы помните из предыдущих курсов географии о сравнительном методе исследования?
Почему этот метод является одним из самых основных и древних методов исследований в географии?
Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод* – дрeвний метод познaния гeогрaфической реaльности, является сквозным и используeтся при рeшeнии тeорeтических и приклaдных зaдaч гeогрaфии. Этот метод является традиционным для географии. Он лежит в основе многих методов географических исследований: полевых, статистических, аэрокосмических методов классификации. Суть метода заключается в сравнении разнообразных территорий и географических явлений между собой, выделении сходства и различия. В далеком прошлом сравнительный метод заключался в зрительном сопоставлении различных территорий. Сейчас сравнение является более достоверным, т.к. опирается на большое количество разнообразных данных, методов и технических средств. Основоположниками сравнительного метода в науке считают Карла Риттера и Александра Гумбольдта. Метод сравнения стал одним из универсальных методов географии. Он помогает осуществлять индивидуализацию*,
типизацию*, дифференциацию, обобщение изучаемых объектов и явлений. Во всех отраслях географии метод находит широкое применение. В физической географии сравнение применяется при характеристике рельефа, геологических и тектонических структур, климата, рек, природных комплексов и зон, тепловых поясов, физико-географического положения и т. д. В социально-экономической географии при характеристике стран и регионов, районов и городов, территориально-производственных комплексов (ТПК), энерго-производственных циклов (ЭПЦ), экономико-географического положения (ЭГП), отраслей хозяйства, промышленных центров и др. Большое применение этот метод находит в страноведении. В сравнительном методе различают две важных операции: операции отождествления и различения. Сравнение может быть полным и неполным (рис. 5). При пeрвом из них осущeствляются обe эти опeрaции, при нeполном однa из них.
- Историко-геогрaфичeский метод
- Финансово-геогрaфичeский метод
- Экономико-геогрaфичeский метод
- Биолого-геогрaфичeский метод
- Срaвнитeльно-геогрaфичeский метод
Традиционные методы
Описываемые в этом параграфе методы применяются с древнейших времен. Однако на сегодняшний день они чаще используются в комплексе, дополняя друг друга. Так, и статистический, и исторический методы позволяют отследить закономерности в развитии тенденции или явления во времени. Оба они могут применяться в сочетании со сравнительным методом и в прогнозировании.
Наблюдение
Достигнув интересующего его географического объекта, исследователь наблюдает за происходящими на нем процессами. Как правило, результаты наблюдений бывают представлены в виде более или менее подробных описаний увиденного и услышанного. В течение последних нескольких веков исследователи не только выдают наборы географической информации, но и пытаются давать различные объяснения причин различных явлений и их особенностей.
Картографический
Информация, полученная в ходе наблюдений и описаний, систематизируется с помощью карт. По карте можно легко определить свое местоположение, а с помощью различных тематических карт — получить основные данные о рельефе, климате, народах, языках, народном хозяйстве, флоре и фауне всей Земли или отдельных ее участков. Пользуясь картами, можно установить некоторые закономерности и причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Статистический
Данные, которые были упомянуты в связи с предыдущим методом, обобщаются также в виде чисел, получаемых путем подсчетов. Эти данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков и в другом наглядном виде. Они подлежат дальнейшей обработке, в результате которой можно получить информацию о развитии определенных тенденций во времени, соотношениях изучаемых величин, различные индексы и другие численные показатели развития.
Исторический
Географические объекты часто изучаются, начиная с момента их возникновения или открытия до определенного моменты или до настоящего времени. Из отдельных исследований путем обобщения складывается история развития Земли и человечества.
Сравнительный
В ходе сравнений устанавливаются сходства и различия между объектами и происходящими на них явлениями, а также объясняются причины сходства или различия. Так, горный массив можно сравнивать с другим горным массивом, остров — с другим островом, климат Арктики — с климатом Антарктиды, город с городом и так далее. С помощью этого метода, опираясь на аналогии, можно прогнозировать различные процессы и явления во времени и пространстве.
Великие географические открытия
Год | Событие |
1492 | — Колумб открыл Америку |
1498 | — Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки |
1497 | — Джон Кабот открыл Ньюфаунленд и полуостров Лабрадор |
1519-1522 | — Магеллан совершил первое кругосветное плавание, открыв Магелланов пролив, Марианские, Филиппинские и Молуккские острова |
1513 | — Васко де Бальбоа открыл Тихий океан |
1519-1553 | — испанцы завоевывают Южную и Северную Америку, исследуют внутренние пространства |
1596 | — В. Баренц открыл остров Шпицберген |
1526-1598 | — испанцы открыли Соломоновы, Каролинские, Маркизские, Маршаловы острова, острова Новой Гвинеи |
1577-1580 | — Ф. Дрейк совершает второе кругосветное плавание, открытие пролива Дрейка |
1582 | — поход Ермака в Сибирь |
1586-1629 | — походы русских в Сибирь |
1638-1648 | — русские землепроходцы осваивают Восточносибирские реки, Забайкалье, озеро Байкал |
1639-1640 | — Иван Москвин исследует побережье Охотского моря |
На рубеже 16-17 в.в. | — англичане и французы осваивают восточное побережье Северной Америки |
1606 | — независимо друг от друга испанец Кирос и голландец Янзон открыли Австралию |
1616 | — Схаутен и Ле-Мером открыли мыс Горн |
1642-1643 | — Тасман открыл остров Тасмания, Новую Зеландию |
1648 | — С. Дежнев открыл пролив между Америкой и Азией (Берингов пролив) |
1648 | — Ф. Попов открыл Камчатку |
Смотри также:
- Картографические способы изображения
- Определение географических координат
- Определение поясного времени
- Определение расстояний на карте
- Построение профиля рельефа по карте
- Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта
- Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах
Источники географических исследований
Чтобы открыть новые факты, исследователи используют сведения, открытые до них. Эти сведения описаны на носителях, которые служат источниками исследований.
Традиционно географ пользуется следующими источниками:
- географические карты и атласы, топографические планы,
- текстовые описания интересующих исследователя местностей,
- сведения из справочников и энциклопедий,
- отчеты экспедиций,
- снимки местностей, сделанные с воздуха и из космоса.
Карты и планы отличаются друг от друга разными масштабами. Класс крупномасштабных имеет масштаб 1:200 000 или более крупный, мелкомасштабных — 1:1 000 000 или более мелкий. Масштаб, заключающийся между двумя приведенными масштабами, считается средним. Планы содержат намного более подробную информацию, чем карты.
Теоретические методы
Можно выделять две главные формы умозаключения – дедукция и индукция. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях. По итогам полевых и камеральных исследований, систематизации и анализа данных, отражения их в моделях и картах исследователи делают общий вывод об особенностях и закономерностях развития объекта, явления и процесса. Такой вывод становится теорией.
Теория – форма обобщения результатов исследования, система взаимосвязанных утверждений и доказательств.
Дедукция – путь рассуждений от общего к частному.
Индукция – путь рассуждений от частного к общему.
Примеры
- Пример дедуктивного заключения: «По карте экологического районирования установлено, что регион, в котором находится населенный пункт, относится к экологически загрязненным. Следовательно, и на территории местности можно обнаружить следы экологического загрязнения».
- Пример индуктивного умозаключения: «Во время полевых исследований установлено, что на территории населенного пункта обнаружены признаки экологического загрязнения. Следовательно, регион, куда входит наш населенный пункт, относится к экологически загрязненным».
- Пример умозаключения по аналогии: «Планета Земля расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера, вода и жизнь. Планета Марс расположена в Солнечной системе, на ней есть атмосфера и вода. Вероятно, на Марсе есть жизнь».
Запомни!
Любое умозаключение только тогда становится теорией, когда истинность каждого утверждения доказана опытом, экспериментом, наблюдениями, расчетами и т. п.
Современные способы
Появление и развитие этих способов вызвано возникновением современных летательных и космических аппаратов, компьютеров и компьютерных систем, средств и методов моделирования.
Дистанционное исследование
Аэрокосмическое наблюдение позволяет с использованием летательных аппаратов составлять подробные карты Земли. С помощью этого метода можно обнаружить многие факты, важные для развития народного хозяйства и охраны природы.
Прогноз и моделирование
С использованием традиционных методов исследования, таких, как статистический, исторический и сравнительный, географическая наука все чаще выступает с прогнозами различных явлений и процессов, которыми сопровождается развитие человечества. Такие прогнозы особенно ценны тем, что помогают вовремя предупредить негативное воздействие жизнедеятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать другие проблемы.
Как для прогнозов, так и для решения других задач, служат географические модели. Наиболее простая из них — глобус. Создаются также модели отдельных географических объектов — горных массивов, рек и других водоемов, водных впадин, пустынь и других.
Геоинформационный
В современных исследованиях применяются ГИС. Этот термин означает «географические информационные системы». Они представляют собой компьютерную технологию для анализа объектов и явлений и составления карт. В ней объединены базы данных, средства статистического анализа, визуализации и пространственного анализа. ГИС позволяют во много раз сократить время выполнения разнообразных исследовательских действий, для которых ранее зачастую требовались года.
Аэрокосмический
Применяется для проведения съемок земной поверхности с самолетов, вертолетов, воздушных шаров, космических кораблей, спутников и орбитальных станций. От просто дистанционного исследования отличается большей продолжительностью съемок, которые требуются для составления подробных карт и отслеживания состояния окружающей среды и ее изменений.
Понятие и предназначение картографического метода
Вспомните из предыдущих курсов географии, что означает картографический метод исследований в географии? Как изменился картографический метод за всю историю развития географической науки?
Картографический метод такой же старый, как и географическое описание. Изучению карт древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени посвящены многие работы таких ученых, как А.Б.Дитмара, К.А.Салищева, Н.Г.Фрадкина, А.М.Берлянта и др. В XIX-начале ХХ века этот метод исследования получил дальнейшее развитие благодаря деятельности А.А.Тилло, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Д.Н.Анучина, Ю.М.Шокальского и др. Альфред Вегенер использовал его при разработке своих идей тектоники литосферных плит и дрейфа материков, а Вальтер Кристаллер и Август Лёш выдвинули свою теорию центральных мест на основе использования картометрии. Так складывался, обогащался и усложнялся картографический метод. О его значении для географии писали многие, но убедительнее других это сделал Н.Н.Баранский.
Э.Б.Алаев предложил еще более лаконичную формулировку: «Географично то, что картируется». Картографический метод получил широкое распространение в физической географии, где на первом месте стоит ландшафтное картографирование. К этому можно добавить использование общегеографических, тематических карт и карто-геометрических методов, которые давно применяются в геоморфологии, гидрологии. Широкое применение этот метод нашел и в социально-экономической и политической географии: для получения количественных характеристик различных объектов с помощью оценочных карт, выделения и оценки основных факторов размещения таких объектов, изучения динамики развития и тенденций их размещения, оценки и выявления взаимосвязей, обеспечения районной планировки и социально-экономического прогнозирования.
В страноведении данный метод помогает получить максимум информации и создать полный «портрет территории». Картографический метод применяется на всех этапах и уровнях научного исследования – подготовительном, аналитическом, обобщающем, прогнозном.
Это интересно!
Высказывания Н.Н. Баранского о значении картографического метода:1) карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географии; 2) карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектом географического исследования – поверхностью земного шара; 5) карта – «второй язык» географии;6) карта – один из критериев географичности.
Что изучают в курсе географии. Предмет изучения
География зародилась на заре человеческой мысли. За время своего существования эта наука не стала менее актуальной, наоборот, она и сейчас играет важную роль в жизни человечества, помогает решать глобальные проблемы, вопросы рационального использования и преобразования природной среды, ставит перед людьми определенные задачи, решение которых улучшает условия их жизни и деятельности.
А географ — это человек, изучающий географию, Землю, и все, что происходит на нашей планете.
Что изучает география определяет название науки. Оно пошло от грека Эратосфена, ученого, жившего во 2 половине III века н. э. в Александрии.
Эратосфен, древнегреческий ученый, давший название науке «география»
С древнегреческого «гео» и «графос» («Земля» и «пишу») переводится, как «землеописание», то есть география изучает Землю, земную поверхность, природу планеты, население и его хозяйственную деятельность.
В настоящее время представляет собой комплекс наук, тесно взаимодействующих друг с другом. Она охватывает практически все сферы нашей жизни, деятельность географа многогранна, но можно выделить три главных направления:
- Физическая география;
- Социальная и экономическая география;
- Картография.
Что изучает физическая география? Эта ветвь имеет много интересных направлений, включает климатологию, почвоведение, гидрологию, палеогеографию (прошлое географической оболочки), геоморфологию, гляциологию (изучает льды), урбанистику (науку о городах) и многое другое. Физическая география изучает население, климат, природные зоны, рельеф. Включает в себя и древнейшую ветвь географии — страноведение, берущую начало в античном мире.
То, что изучает экономическая география, включает в себя знания о мировой экономике и экономике отдельных государств. Например, в старших классах мы изучаем географию промышленности, что относится также к сфере экономики. Социальная география рассматривает непосредственно общество, жизнь в нем людей, их взаимодействие между собой. Эти ветви тесно взаимодействуют друг с другом и представляют собой единой целое.
Картография — это наука о составлении географических карт, о которых поговорим на этом уроке, а также само их составление.
В курсе географии 7 класса мы продолжим изучать физическую географию. Материки, океаны, народы и страны будут предметом нашего изучения. Познакомимся с природой Земли, более подробно, чем в курсе начальной географии, рассмотрим свойства оболочек нашей планеты, население континентов, страны, народы, их быт и культуру, отличие друг от друга. Поговорим и о нашей стране, но подробнее изучим географию России в 8 классе.
В чем главная особенность бакалаврской программы, которую открывают Вышка и Институт географии РАН
Ольга Соломина
Наша программа призвана запустить новый формат высшего географического образования в России. Мы будем готовить специалистов, находящихся на мировом уровне исследований и востребованных в прикладных областях — в сфере работы с пространственными данными, в геомаркетинге, в экологическом менеджменте и так далее.
Программа предлагает «пересборку» частных географических дисциплин в три широких направления (специализации). Это обеспечит концентрацию на современных теоретических подходах, на наиболее актуальных методах фундаментальных и прикладных географических исследований.
Этим инструментам их будут учить практики, работающие в этих сферах деятельности — и не только в аудиториях, но и в ходе реализации проектов и стажировок. Но, конечно, среди наших преподавателей есть и действующие ученые, которые проводят исследования мирового уровня, печатаются в международных журналах, руководят научными проектами, в которых студенты также смогут получить исследовательский опыт.
С первого года обучения часть занятий будет проходить в Институте географии РАН, а затем студенты будут поэтапно включаться в работу лабораторий при поддержке научных руководителей. Студенты получат доступ к оборудованию лабораторий, к уникальному массиву данных, включая архив аэрокосмических снимков, к научному архиву и библиотеке института.
Кроме того, мы формируем сеть партнеров как среди исследовательских и некоммерческих организаций, так и в бизнесе. Наша цель не только в том, чтобы выпускники получили качественное образование (что ценно само по себе)
Не менее важно, чтобы наши выпускники высоко котировались в целевых сегментах рынка труда и ясно видели будущие треки своей профессиональной деятельности
30 Математико-картографическое моделирование
30а. Общие сведения о математико-картографическом моделировании; аппроксимации поверхностей и их географическая значимость. Формализованное картографическое изображение, в котором каждой точке карты с координатами x и y поставлено в соответствие лишь одно значение картографируемого параметра z, т.е. z = F(x, y), хорошо приспособлено для математического анализа. В принципе почти все разделы математики применимы для обработки и анализа картографического изображения. Проблема лишь в том, чтобы точно подобрать математическую модель и – главное – дать надежное содержательное истолкование результатам моделирования. Достаточно прочно в картографический анализ вошли аппроксимации, элементы математической статистики и приемы теории информации. Под аппроксимацией в математике понимают замену сложных или неизвестных функций другими, более простыми, свойства которых известны. Любую сложную поверхность, изображенную на изолинейной карте, можно аппроксимировать, т.е. приближенно представить в виде уравнения z = f(x, y) + ε. Функцию f(x, y) можно далее разложить в ряд, представив уравнение поверхности в виде компонентов разложения, которые предстоит определить. В общем случае уравнение решают так, чтобы отклонение аппроксимированной поверхности от реальной было минимальным, т.е. ε → 0. В исследовательской практике аппроксимации обычно используют по двум направлениям: во-первых, для аналитического описания поверхностей, изображенных на картах, и выполнения с ними различных действий (сложения, вычитания, интегрирования, дифференцирования и т.п.), а, во-вторых, для разложения поверхностей на составляющие, что позволяет выделять и анализировать нормальную и аномальную компоненту в развитии и пространственном размещении явлений.
30б. Применение элементов математической статистики в математико-картографическом моделировании. Элементы математической статистики предназначены для изучения по картам пространственных и временных статистических совокупностей и образуемых ими статистических поверхностей. Статистический анализ картографических изображений преследует главным образом три цели: – изучение характеристик и функций распределения явления; – изучение формы и тесноты связей между явлениями; – оценка степени влияния отдельных факторов на изучаемое явление и выделение ведущих факторов. Первая цель реализуется группировкой данных, взятых с карты, по интервалам и составлением гистограмм распределения. По гистограмме вычисляются различные статистические показатели (например, среднее арифметическое, мода, вариация и др.), характеризующие пространственное распределение изучаемого явления. Кроме того, по гистограмме можно подобрать теоретическую кривую, аппроксимирующую фактическое распределение, и описать ее известными уравнениями. Вторая цель – оценка взаимосвязи между явлениями – решается с помощью хорошо разработанного в математической статистике аппарата теории корреляции. Для этого с карт разной тематики (например, A и B) берутся значения ai и bi в одних и тех же строго скоординированных i-ых точках и затем строят график поля корреляции. Если поле корреляции может быть аппроксимировано прямой, которая называется линией регрессии, то вычисляют коэффициент корреляции r. Его числовые значения заключены в интервале от –1 до +1; знак коэффициента указывает направление связи. Если коэффициент корреляции близок к нулю, то связь между явлениями отсутствует, а при значениях коэффициента более 0,75 по модулю связь считается существенной. Для получения достоверной величины коэффициента корреляции рекомендуется использовать не менее 30 – 50 пар значений. Аппарат теории корреляции достаточно разнообразен. Существуют коэффициенты для расчета криволинейных зависимостей, связей между тремя явлениями, связей для явлений, выражающихся качественно или обладающих альтернативным разнообразием и т.п. Наконец, третья цель – выделение основных факторов, определяющих развитие и размещение того или иного явления, – достигается использованием дисперсионного, факторного и компонентного анализов. Они позволяют свести все многообразие причин, влияющих на изучаемого явление, к небольшому числу (обычно 3 – 4) факторов и количественно оценить силу их влияния.
Методы географической науки
В арсенале географической науки находится множество методов исследования, способов получения географической информации, которые применяются для решения различных задач: политических, практических, научных и других. К ним относятся:
- Метод моделирования.
С его помощью изучаются природные и социальные процессы и явления. Суть: построение, имитирование природного (любого другого географического) объекта в виде макета, изучение. Данный метод значительно облегчает исследование и делает его наглядным. Самой простой географической моделью является глобус. Метод применяется для решения многих задач, например:
— изучение территориальной организации;
— оценка степени антропогенного воздействия на природные объекты;
— исследования динамики геосистем и прогнозирование развития и др.
- Статистические методы исследования. Дают количественную характеристику процессов, объектов, явлений. Как пример можно привести исследования климата. Здесь важны количественные показатели солнечного тепла, осадков, минимальной и максимальной температуры за период. В социальной географии — это рождаемость, смертность, прирост населения и др.
- Исторический подход. Географы очень широко используют данный метод. Исторический подход необходим в географии для выявления природных изменений с течением времени. Например, с его помощью можно сделать прогноз развития рельефа местности, на котором ведется хозяйственная деятельность.
- Метод наблюдений. Старейший метод, но актуальный по сей день. Проводятся с какой-либо конкретной целью: наблюдение за состоянием окружающей среды, за метеорологическими условиями, за изменением среды под влиянием человека и т.д.
- Методы полевых исследований на местности. Один из классических методов исследования в географии, дающий самую ценную географическую информацию. Результаты таких исследований, увиденные своими глазами природные явления, фиксируются в описаниях. Также при проведении полевого исследования ведется сбор образцов (почвы, минералов, растительности и т.д.), все это впоследствии представляет собой ценный фактический материал и становится предметом изучения.
- Методы картографирования. Данный способ получения географической информации позволяет наглядно описывать природные явления и объекты. Любое исследование в географии начинается с изучения и анализа карты, а завершается внесением дополнений в старые карты или созданием новых. Карта, если уметь ее читать, может дать большой объем информации о нужном объекте. Особенно выделяется метод экологического картографирования тем, что его результат осуществляет экологическую оценку изображаемой территории. По такой карте легко можно оценить состояние окружающей среды.
- Сравнительный метод. Метод сравнения выявляет сходства и различия процессов, состояний, свойств объектов географической среды с целью дальнейшего прогнозирования изменений (возможных), которые могут произойти со временем с этим объектом.
- Аэрокосмические методы. Аэрокосмический метод позволяет прогнозировать и предотвращать техногенные катастрофы. Используется для составления и уточнения топографических карт и наблюдения за состоянием природной среды.
Космическая съемка Земли. Один из интереснейших методов и важнейших источников для составления и обновления карт и атласов. С его помощью мы получаем информацию о нашей планете и всей Солнечной системе, изучаем природные ресурсы Земли, океаны и атмосферу, следим за состоянием природной среды и опасными природными явлениями. Сведения добываются с помощью специальных аппаратов, размещенных на искусственных спутниках нашей планеты, кораблях и станциях в Космосе. С появлением этого метода у нас появилась возможность видеть труднодоступные местности, сравнивать, наблюдать за объектами, которые раньше были недоступны.
Все методы в отдельности и в комплексе дают возможность не только описывать изучаемые явления, но и прогнозировать будущее
А это очень важно для человечества, потому что людям необходимо знать о последствиях своего развития. Географический прогноз дает шанс предотвратить нежелательные явления либо уменьшить негативные последствия воздействия человека на природу и научить его разумному природопользованию, рациональному взаимодействию с природной средой, решению глобальных проблем
На следующем уроке рассмотрим современный облик нашей планеты, который формировался миллиарды лет, узнаем о необычайном разнообразии природы и о причинах такого разнообразия.
Сравнительно-географический метод исследования в современной экономической и социальной географии
Вспомните, кто из ученых активно использовал в своих исследованиях сравнительный метод?
М.В. Ломоносов (1711–1765)
А.И. Воейков (1842–1916)
Сравнительный метод широко использовали в своих исследованиях М.В.Ломоносов, П.П.Семенов-Тян-Шанский, И.М.Пржевальский, А.И.Воейков, В.В.Докучаев и другие классики географической науки. В экономической и социальной географии этот метод позволяет сравнивать различные страны, экономические районы, города, промышленные узлы и центры, типы сельского хозяйства и другие экономико-географические объекты по их развитию, специализации, функциям, которые они выполняют. Метод сравнения заменяет в социально-экономической и политической географии эксперимент и позволяет решить вопросы проблем типологии изучаемых явлений. Пространственное разнообразие мира устанавливается и изучается с помощью сравнительно-географического метода. Выделяя главное и второстепенное, распространенное и уникальное, старое и новое, необходимо заниматься сравнением.
Основные правила сравнения географических объектов:
- сравниваются объекты, между которыми существует какая-либо общность;
- сравнение должно проводиться по наиболее важным особенностям объектов;
Сравнения часто используются географами при анализе динамических процессов. Это могут быть демографические, миграционные, экологические, политические и другие процессы, происходящие в разных странах и регионах мира, отдельных районах страны. При таких сравнениях целесообразно использовать эталоны рациональной организации стран и территорий (по природным зонам, экономическим районам), с учетом экологических, эстетических и других признаков. Государственная региональная политика Республики Казахстан, как и других стран не может развиваться без целенаправленного применения сравнительного метода исследований.
Сравнительно-географический метод исследования выявляет:
- географические особенности развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом и возможностями стать «точками роста» для страны и отдельных ее районов;
- направления путей поддержки регионов экологического бедствия, высокого уровня безработицы, острых демографических и миграционных проблем;
- участие в разработке научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования;
- анализ и прогноз экономических связей между предприятиями пограничных районов Казахстана и соседних государств ближнего и дальнего зарубежья.
- К. Риттер
- А. БЕРГ
- А. Гумбольдт
- Ш. Валиханов
- С. Неуструев
- П.П. Семенов