Мечеть кул-шариф в казани

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.
  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.

Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики. Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.
  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Полезная информация

  • Адрес: Кремль, 13, Казань.
  • Телефон: с 9:00 до 19:00.

В Казани мечети Кул-Шариф туроператоры придают первостепенное значение. Как вы поняли, это символ центральной части указанного только что города. На фото отлично видно, насколько удачно описанный ансамбль вписывается в облик ключевых кварталов татарской «столицы». Адрес объекта известен каждому уважающему себя казанцу. Не стоит забывать, что Кул-Шариф – лишь частичка богатого историко-архитектурного заповедника на площади Тысячелетия. А еще к ней примыкают кафе и ГК. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.

Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики. Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.

Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики. Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Мечети Казани

Казань, «третья столица России» – крупный культурный центр РФ. Это город, где мирно и спокойно сосуществуют две мировые религии – ислам и христианство. Здесь имеется множество старинных и современных мечетей, красивых, изящных, величественных. Они завораживают и восхищают. Итак, мы расскажем о мечетях города Казани.

Мечеть Кул-Шариф в Казани

На территории Казанского Кремля расположена главная мечеть Казани – Кул-Шариф. Это современное здание, строительство которого производилось с 1995 года по 2005 год, имеет древние корни. Известно, что до 1552 года на его месте находилась мечеть столицы Казанского ханства, разрушенная армией Ивана Грозного. Архитектура Кул-Шарифа впитала традиции исламского зодчества, присущего татарам. Вокруг купола в форме казанской шапки-короны простираются четыре основных минарета высотой 58 м.

Голубая мечеть в Казани

Так называемая Голубая мечеть была основана в начале XIX века на средства местного купца Ахмета Аитова-Заманова. Выстроена она в классическом стиле, а само название было дано благодаря цвету стен. Интересно, что при СССР минарет у мечети был снесен, а здание использовалось в качестве жилого фонда. В 1993 году сооружение снова стало исполнять религиозное предназначение.

Азимовская мечеть в Казани

Среди мечетей Казани Азимовская впечатляет своей красотой. Выстроенная из кирпича, мечеть оформлена в стиле эклектики с восточно-мавританским направлением, что, в частности, просматривается в витражах здания.

Мечеть Марджани в Казани

Сооруженная в 1766-1770 гг., мечеть Марджани более двухсот лет являлась центром татаро-мусульманской духовности Татарстана. Построено здание в татарском средневековом архитектурном стиле с элементами барокко. Из крыши двухэтажного сооружения ввысь устремляется трехъярусный минарет.

Закабанная мечеть в Казани

Мечеть была возведена в честь 1000-летия принятия ислама в Среднем Поволжье в 1924-1926 годах по личному разрешению Сталина. Этот памятник татарско-исламского зодчества являет собой стиль романтического модерна с вкраплениями восточно-мусульманских мотивов.

Мечеть Медина в Казани

Эта современная мечеть была построена в 1997 году в лучших традициях деревянного зодчества татар. Особенностью здания является минарет с восьмигранными балконами.

Бурнаевская мечеть в Казани

В архитектуре мечетей Казани выделяется Бурнаевская мечеть, здание которой представляет собой органичное сочетание элементов русской, традиционной татарской и восточно-мусульманской архитектуры со стилем эклектики.

Султановская мечеть в Казани

Гордо возвышается трехъярусный минарет Султановской мечети, строительство которой было завершено в 1872 году. Это один из пяти ордынских минаретов, существующих в мире.

Интересные факты

  • В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
  • В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
  • На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
  • Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.
  • В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
  • Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
  • Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Полезная информация

  • Адрес: Кремль, 13, Казань.
  • Телефон: с 9:00 до 19:00.

В Казани мечети Кул-Шариф туроператоры придают первостепенное значение. Как вы поняли, это символ центральной части указанного только что города. На фото отлично видно, насколько удачно описанный ансамбль вписывается в облик ключевых кварталов татарской «столицы». Адрес объекта известен каждому уважающему себя казанцу. Не стоит забывать, что Кул-Шариф – лишь частичка богатого историко-архитектурного заповедника на площади Тысячелетия. А еще к ней примыкают кафе и ГК. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф

, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф

– настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Штурм Казани войсками Ивана Грозного

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда

и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода

, сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани

, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшалаглавная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

История старой мечети

С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.

Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта

По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.

К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.

Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида

Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.

Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.

Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля

После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Мечеть Нурулла

Это культовое сооружение представляет собой здание из двух этажей. Примерная дата постройки — конец 1840-х годов. Нуруллская мечеть в Казани имеет просторный зал с глубоким колоритным куполом. Минарет состоит из трех ярусов и расположен над южным входом.

Экстерьер храма украшен орнаментом, свойственным средневековому Ближнему Востоку. До 1908 года имам-хатибом мечети был известный общественный деятель Габдулла Апанаев, который также являлся владельцем издательства «Азат». После его ухода храм был закрыт и частично разрушен по распоряжению властей Татарстана. И только в 1992 году мечети Нурулла вновь вернули ее былое величие и значимость. Ближе к концу 1990-х храм был полностью реконструирован.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector