Реколлекции на адвент в костелах минска

История местности

Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.

На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.

Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.

Солы. Костел Богоматери Руженцовой

Миниатюрный храм в Солах за характерную красную черепичную крышу сравнивают с пряничным домиком из сказки про Гензель и Гретель. И это далеко не единственная изюминка костела. Во-первых, он был возведен на деньги, вырученные от продажи драгоценностей из клада — в 1930-е годы местные жители решили построить каменный костел на месте когда-то сгоревшего деревянного и во время рытья котлована наткнулись на церковные сокровища XVII века. Во-вторых, здание является памятником стиля модерн — редкость для культовых сооружений Беларуси. В-третьих, внутри храма можно найти необычную фреску. На ней запечатлено «Чудо на Висле» — победа польских войск над Красной армией в битве под Варшавой в 1920 году. Во времена Советов фреску не закрасили, а в самом храме проводились службы. Что это, если не чудо?

Мядель. Костел Божьей Матери Шкаплерной

Компактный храм, дополненный граненым куполом, — памятник позднего барокко. Костел вместе с монастырем босых кармелитов был возведен в 1754 году на средства владельца Старого Мяделя Антония Кощица. Считается, что таким щедрым даром он благодарил небеса за рождение долгожданного наследника. Долгое время в кармелитском храме хранились мощи Святого Юстина, подаренные Антонию папой римским. После закрытия монастыря реликвия была перевезена в костел в Мосаре, где хранится до сих пор. Мядельский же храм успел побывать православным, снова католическим, пережить забвение в советское время и вернуться к верующим.

История

Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.

В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.

Территория вокруг костела, April. B

Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.

Архитектурные особенности костела

В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом

Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны

Архитектура потолков костела, samike

Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.

При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны

samike

История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии

Когда был основан приход в Трокелях и построен первый костёл, точно неизвестно. Можно предполагать, что это произошло примерно в 1500 году. Кс. Михал Шалкевич, который был трокельским настоятелем в начале ХХ века, считал, что акты основания прихода пропали во время шведской войны или даже раньше, во время польско-московской войны.

На протяжение веков менялась и деканальная принадлежность прихода. До середины XVIII века она упоминается как приход Радуньского деканата Виленской епархии. В первой половине XIX века приход находился в составе Вишневского деканата, а документы второй половины XIX века свидетельствуют о его принадлежности к Радуньскому деканату Гродненской епархии.

Основанный в Трокелях приход был одним из самых бедных. У него не было крестьянских хозяйств, с которых он получал бы доходы на содержание. Когда приход перешёл в руки иезуитов, тогдашний ректор Виленской Академии Гарсияс Алябиянус с разрешения верховной власти ордена позаботился о выплатах на содержание при костёле местного настоятеля.

После упразднения ордена иезуитов в 1773 году и перехода костёла под покровительство придворного маршалка Владислава Гуровского, трокельский приходской дом вообще не получал десятины, и по этой причине нёс потери до 3000 польских злотых в год.

С 1585 года отцы-иезуиты были полноправными собственниками Трокельского прихода. Они не только обладали на этих землях земными поместьями, но и оказывали различную пастырскую помощь местному настоятелю во время Великого Поста и различных церковных торжеств.

Около середины XIX века Трокели переживали большой материальный недостаток. В 1839 году вишневский декан в своём отчёте виленскому епископу писал про трудности и нужды прихода. Бедность храма соответствует бедности крестьян – им не хватало даже хлеба. Декан пишет, что богослужения совершаются регулярно, что хорошо налажено обучение верующих и что оказываются необходимые духовные услуги.

В 1843 году учредительное оснащение прихода было конфисковано властями царской России. Нравственное состояние жителей прихода характеризует документ 1843 года. В нём отмечается их трудолюбие, мирный характер и набожность. Упрекнуть их в каком-то значительном проступке нет оснований. Все они принадлежат к римо-католическому вероисповеданию. Из документа визитации мы узнаём, что они отличаются «набожностью и добрыми нравами».

В том же 1843 году был организован церковный совет, который назывался дозором. Совет состоял из 9 человек и выбирался самими прихожанами. В приходском архиве на протяжение столетий сохранялись приходские метрические книги крещений, погребений, венчаний, приходов и расходов, инвентари, книги визитаций, книга облигаций, книга полученных и отправленных писем.

На протяжение многих лет настоятелем прихода был кс. Михал Шалкевич. Своё служение он начал в 1922 году. Доброжелательность прихожан к нему проявилась в помощи при постройке нового приходского дома. В приходском архиве найдена корреспонденция отца-настоятеля. Она свидетельствует о его заботе в пользу своих прихожан. Его пастырская деятельность в приходе проходила в тяжкие времена войны и преследований со стороны советской власти. Ему неоднократно угрожала смерть, а с 1949 по 1955 год он провёл в советских тюрьмах. После освобождения кс. Михал Шалкевич ещё три года работал в приходе. Однако преследования со стороны власти продолжались, и он в 1958 году выехал в Польшу (Папа Павел VI назначил его папским камергером в Варминской епархии).

С того времени и на протяжении тридцати лет в Трокелях не было своего священника. Заботу о храме, его защиту взяли на себя местные прихожане. Даже тогда, когда власти отобрали у верных ключи и закрыли костёл, верные продолжали молиться перед входом в святыню. Они организовали дежурства, чтобы не допустить уничтожения святыни и непрестанно обращались в разные государственные учреждения с просьбой, чтобы им вернули Божий Дом. Делегация верующих ездила даже к верховному руководителю по делам вероисповеданий в Москву.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Юра Лепеса

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Анна Кудрявцева

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Анна Кудрявцева

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костела святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган. Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костелом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костел разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы еще некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

Рядом с храмом

Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.

29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли еще одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.

Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Скульптура Архангела Михаила

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.

Я обратила внимание, что на копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году

Этот памятник был установлен в 1996 году.

Юность

А эта скульптурная композиция под названием «Юность» находится во дворе, справа от католического костела.

Она символизирует молодость и вечную любовь. А ранней весной на фоне распускающихся деревьев смотрится просто завораживающе.

Возможно, летом здесь работает фонтан (трубки для водяных струй имеются). Но чуть подробнее об этом памятнике речь пойдет в статье «Что посмотреть и куда сходить в Минске. Ищем интересные места города».

5. Боруны. Костел Святых Апостолов Петра и Павла

Асимметричный барочный костел в Борунах входит в состав бывшего монастырского комплекса базылиан — некогда важного центра униатства в Беларуси. История строительства монастыря и костела связана с чудотворным образом Матери Божьей Борунской

Cчитается, что в конце XVII века местный шляхтич Николай Песляк получил икону в дар от родственника и с ее помощью избавился от слепоты. Под впечатлением от чудесного исцеления он принял духовный сан, заложил храм и велел основать монастырь. Икона никогда не покидала костел в Борунах: сегодня она почитается как католиками, так и православными. А еще здесь прямо в костельной крипте бьет святой источник — +1 повод зайти внутрь, не ограничиваясь внешним осмотром. 

Рядом с храмом Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.

29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли ещё одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.

Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Внутреннее убранство

Интерьер костела Святой Троицы не уступает по своей красоте экстерьеру. Внутри костела есть старинный орган, который был сделан европейскими мастерами по заказу. Отличительная черта этого храма — это невероятная акустика. Поэтому органные концерты, которые, к слову, проходят достаточно часто, оставляют незабываемые впечатления.

На стенах костела множество изображений и фигур святых и икон, некоторые из них были нарисованы несколько веков назад. Да и в целом здесь царит умиротворенная атмосфера: складывается впечатление, что, переступив порог церкви, оказываешься полностью отрезанным от цивилизации.

Зал костела, kaaaaatarinka

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.

Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя

Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны. 

При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове

Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране

Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.

Видзы. Костел Святой Троицы

Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.

Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.

Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.

После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.

Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

Минский Бисмарк

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам — своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение — стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» — так назвал Столыпин Войниловича

Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд. Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой — полуодетые и испуганные — успели скрыться в саду и переждали нападение там.

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя. В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.

В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костеле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Это интересно: Проспект Независимости (видео)

Мосар. Костел Святой Анны

Классицистический храм в Мосаре появился в конце XVIII века по распоряжению владельцев местечка — Роберта и Анны Бжестовских. В 1838 году в костел из мядельской кармелитской церкви перевезли мощи Святого Юстина, некогда подаренные папой римским Антонию Кощицу, владельцу Старого Мяделя.

Мосарский костел работал по назначению и в советское время, не помешало даже отсутствие священника: с 1961 по 1981 год сельчане проводили службы своими силами.

Новую жизнь в храм вдохнул ксендз Юозас Булька. Он до неузнаваемости преобразил прикостельную территорию, разбив дендропарк с живописными аллеями, живыми изгородями, прудами, скульптурами: Мосар может похвастаться копией знаменитой «Пьеты» Микеланджело и первым в стране памятником Иоанну Павлу II. Все 22 года своей службы в деревне — с 1988 по 2010 год — ксендз яро боролся с пьянством: открыл антиалкогольный музей, проводил профилактические беседы с местными жителями, добился запрета на продажу спиртного в сельпо. Алкоголь в магазине не продают до сих пор.

Рассказываем, где искать храмы с изображением глаза в треугольнике и что он символизирует.

7. Могилев. Костел Святого Станислава

Костел Святого Станислава строился в середине XVIII века как храм монастыря кармелитов и назывался костелом Успения Девы Марии. После вхождения этих земель в состав России был переосвящен, обзавелся статусом кафедрального и по сути стал главным католическим храмом империи: в подчинении Могилевской архиепархии находились церкви латинского обряда по всей стране. Тогда же к барочному костелу добавились черты классицизма — к фасаду пристроили характерный портик с колоннами. В советское время здесь находился архив: сперва центральный архив БССР, после — областной. Это оставило печальный след во внутреннем убранстве костела: часть оригинальной фресковой росписи была сурово замазана зеленой краской. Сегодня храм возвращен верующим, ежегодно здесь проходит фестиваль духовной музыки «Магутны Божа». 

Драматический театр, костел Святого Станислава и еще 15 точек must see в когда-то «белорусской Праге».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector