Исаакиевский собор. колоннада исаакиевского собора

Практические рекомендации

Лестница, ведущая наверх, винтовая и очень крутая.

Голова у вас, конечно, не закружится, но уровень аккуратности и осторожности должен быть повышенный

И еще на этой лестнице, как видите, получаются симпатичные фотографии.

Непосредственный выход на поверхность выглядит вот так:

Но и это не все. Перед смотровой площадкой вас ждет еще одна лестница:

На фотографии выглядит немного жутко, но на деле ничего страшного. Единственное, что бы мы порекомендовали в плане лестниц – надевать удобную обувь с подошвой, которая плотно держит контакт с поверхностью. Никаких, понятное дело, каблуков. Вполне подойдут кроссовки, мокасины, сандалии, кеды.

С колоннады открывается обзор на крыши Петербурга, из общего горизонта выбиваются основные достопримечательности и прочие архитектурные доминанты. На фотографии ниже выдаются купол Казанского собора и башня бывшей Городской думы (ныне находится во владении Сбербанка).

Шпили Адмиралтейства (на переднем плане) и Петропавловского собора (на заднем плане).

Колоннада менее всего загружена по утрам в рабочие дни, больше всего – в обед и вечером в праздничные. Есть еще такой фактор, как солнечная / пасмурная погода. Когда светит солнце, людей немного больше.

Вдалеке – купола Спаса-на-Крови, он же, если официально Собор Вознесения Христова. Он, кстати, является филиалом музея Исаакиевский собор.

Вид на Неву и Университетскую набережную с Меншиковским дворцом (желтое здание слева) – филиалом Эрмитажа. В общем, в Петербурге, куда ни глянь, – всюду музей, даже если это изначально дом первого генерал-губернатора города или церковь, построенная на месте убийства императора. Военный корабль здесь стоит не постоянно, прибыл в акваторию Невы на военно-морской парад в честь 70-летия Победы.

Статуя как бы предупреждает взмахом руки: переходить на красный нельзя. Но на самом деле мы разместили эту фотографию, чтобы в сравнении статуи и пешеходов вы, взглянув на людей-«лилипутов» внизу, получили ощущение высоты.

Вид на краны стивидорных компаний Большого Порта Санкт-Петербург:

Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (не путайте с Медным всадником, он с прямо противоположной стороны собора) и Мариинским дворцом, в котором заседает (иногда небесполезно) Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

И в завершение еще парочка видов:

Особенность местности. Помимо совета надеть удобную обувь, мы дадим еще некоторые рекомендации:

1. Надевайте или берите с собой теплую одежду, хотя бы свитера или кофты. На высоте гуляют ветры.

2. Фотографировать почти всегда приходится против света: за вами собор, перед вами – открытое пространство. Знатоки фотоискусства знают, что делать, остальным просто советуем снимать на автомате.

3. Детишек младше 7-8 лет мы брать с собой не рекомендуем.

4. Селфи-палки выручат не только вас, вам скажут спасибо и другие посетители, поскольку упомянутые устройства экономят пространство и не заставляют других ждать, пока один фотографирует другого на фоне крыш Петербурга.

5. Для тех, кто боится высоты, скажем, что ничего страшного нет. Шанс упасть с колоннады не то что минимальный, его почти что нет. Винтовая лестница в плане травм и падений предоставляет куда как больше возможностей.

Иван Семенов

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.
  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.

  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Посещение Исаакиевского собора и часы его работы

На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.

Важно! Для посещения колоннады и самого храма необходимо приобретать разные билеты. Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

Что касается стоимости входа на территорию Исаакиевского собора:

  • дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
  • для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
  • взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
  • вечером вход обойдется в 400 рублей;
  • прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.

Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время

Важно! Кассы перестают работать за полчаса до закрытия. Тогда же прекращается впуск посетителей

Для тех, кто хочет побывать в Исаакиевском соборе в вечерние часы, стоит обратить внимание налетний режим работы:

  • с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
  • в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
  • в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).

Важно! По средам в музее выходной день, однако в дни школьных каникул (кроме летнего периода), а также по государственным праздникам собор открыт.В соборе проводятся экскурсии, предлагается аудиогид. Кроме того, можно заказать экскурсию и по другим храмам, которые входят в комплекс этого музея

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.
  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.
  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Особенности архитектуры, что посмотреть

Каждый уголок собора заслуживает внимания – в его строительстве было занято более 400 тысяч рабочих.

Купола – первое, что бросается в глаза. При их золочении, от отравления ртутью, скончались 60 мастеров. Для отливки понадобилось 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, почти 50 тонн меди и 30 бронзы. Удивительно, что купола были построены полностью из металла, без кирпичей. До этого было лишь 2 подобных сооружения в мире.

Часто Исаакиевский собор называют музеем цветного камня. Здесь использован русский, итальянский и французский мрамор 3 разных цветов, с использованием яшмы и порфира.

Особенно красива роспись храма. Над ней работали знаменитые художники Брюллов, Бруни, Бурухин, Рисс и Шебуев

Обратите внимание на главный купол – на нем изображены 12 апостолов, а также на витражи, мозаики и скульптуры

Западная сторона

Надпись на фризе: «Царю царствующих». Фронтон украшает барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», созданная скульптором Витали. Он олицетворяет союз церковной и светской власти. Фасад это обращен к зданиям Сената и Синода. Там можно увидеть святого Исаакия, благословляющего склонивших головы императора с женой и их свиту. Очень интересна фигура полуобнаженного мужчины в левом углу. Это Монферран, изображенный с макетом храма в руках. Он единственный не склоняет головы пред святым старцем.

В углу фронтона фигура апостола Фомы, держащего угольник. На его лице отображено удивление, ведь маловерие принесло ему известность. Апостол Варфоломей в противоположном углу предстает с крестом и скребком. Крест – символ его веры, а скребком с него перед смертью содрали кожу. Евангелист Марк венчает фронтон. Рядом с ним лев – олицетворение смелости и мудрости.

Как создавался четвертый собор

Решено было строить новое сооружение, которое могло восхитить и удивить весь мир своими размерами, архитектурой, роскошью.

Александр I решил провести конкурс и с его помощью выбрать проект и архитектора. Основным условием было – сохранить алтари старого храма. Это условие и стало проблемой. Опытные архитекторы понимали, как сложно объединить новые и старые части здания. Был очень велик риск проседания сооружения, что впоследствии могло привести к разрушению. Все представленные на конкурс проекты предполагали полный снос старого здания. Ни один проект не был выбран.

В 1813 году был проведен еще один конкурс, который завершился так же, как и предыдущий. Император от своей идеи не отказался, но решил обойтись без конкурса.

В 1816 году создали комитет, основной задачей которого было улучшение архитектурного облика Петербурга. Членами комитета были опытные специалисты в области строительства, возглавил комитет Агустин Бетанкур – талантливый инженер. Именно ему Александр I поручил найти архитектора для строительства собора. Бетанкур предложил кандидатуру француза Огюста Монферрана.

Строительство, которое длилось 40 лет

Многие были удивлены такому выбору, так как Монферран не имел опыта строительства подобных сооружений и был более известен как художник. Француз работал над проектом почти год и результатом этих трудов стали 24 эскиза. И хотя его эскизы не были совершенными, опытные архитекторы критиковали некоторые решения, император назначил Монферрана придворным архитектором и утвердил его работу.

Недостатки проекта

В 1818 году Монферран был назначен на свою должность, а через 2 года издал альбом, в котором были эскизы будущего храма. На архитектора обрушился шквал критики, причем вполне обоснованной. Специалисты указывали на ряд недостатков, таких как недостаточная прочность фундамента, неправильная конструкция основного купола. Были и те, кто завидовал успехам молодого архитектора, и кроме справедливой критики допускали личные выпады.

Была создана специальная комиссия, которая рассмотрела все претензии и пришла к выводу – проект необходимо доработать. К этому моменту на строительство потратили почти 5 000 000 рублей, начали разбирать старое здание и сооружение фундамента, так что более целесообразно было переделать проект, чем отказаться от него. Строительство приостановили.

Кроме того, комиссия провела проверку расходования материалов и денежных средств. Проверяющий сообщил о растрате. После проверки Монферран был отстранен, как сейчас говорят, от денежных потоков.

Новый проект

Император распорядился переделать проект. Члены комиссии, опытные русские архитекторы, 3 месяца работали над ошибками Монферрана, который согласился с мнением более опытных коллег. Француз исправил расчеты, неточности, учел замечания членов комиссии и рассмотрел их предложения, после чего разработал новый проект, более совершенный.

По этому проекту здание становилось более пропорциональным, менялось внутреннее пространство, коснулись изменения и главного купола. Изменения были одобрены императором в 1825 году. Монферран сохранил свою должность – эту битву он выиграл, но впереди были 40 сложных лет.

История возникновения Исаакиевского собора

Думаю, будет интересно узнать, что то здание, которое открыто для нашего взора сейчас, четвертое по счету. Самый первый храм был деревянным и строился по приказу Петра I в 1707 году. Другие два были каменные. Но, к счастью или к сожалению, сейчас мы знакомы с абсолютно другим зданием, на мой взгляд, уникальным. Собор был построен французским архитектором Огюстом Монферраном, которому предсказывали скорую смерть по окончании строительства, многие шутили, что именно поэтому Исаакий строится десятки лет. Архитектор действительно умер вскоре после освящения храма – 10 июля 1858 – и, вопреки европейской традиции, не был похоронен в построенном им соборе. Его захоронение находится в Париже на кладбище Монмартр. Официально храм был открыт лишь в конце мая 1858 года в присутствии Александра II и царской семьи. В строительстве Исаакия приняли участие более 400 тысяч крестьян, около четверти из них, исходя из документов тех лет, погибли за время строительства, многие в результате несчастного случая. Благодаря всем, кто в той или иной мере был причастен к строительству, наше поколение видит сейчас поистине уникальный памятник архитектуры невообразимой красоты. Собор выполнен в стиле неоклассической архитектуры, а его высота составляет 102 метра.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.

На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи

Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом

Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Главный иконостас Исаакиевского собора

Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение в стиле позднего классицизма второй трети XIX века. 

Главный иконостас Исаакиевского собора. Источник

Высота иконостаса в центральной части – 25 метров, длина – 45 метров. 

Одним из основных акцентов убранства главного алтаря Исаакиевского собора считается образ Иисуса Христа, выполненный в технике витража. Его создал Макс Эмануэль Айнмиллер по рисунку художника Генриха Марии фон Гесса в Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене в 1843 году. Площадь витража составляет 28,5 кв. м., поэтому он считается одним из наиболее крупных фигуративных витражей Европы и самым крупным в России. 

В год проводилось не более 20 служб с зажжением всех семи люстр. Электричество в провели в Исаакиевский собор только в первые годы XX века.

Французский путешественник Пьер Жюль Теофиль Готье подробно описал главный иконостас в свечном освещении:

«Эта стена из образов, разделённых малахитовыми колоннами, досками драгоценных мраморов, богато украшенными карнизами, производит в таинственном полусвете, в котором погружена эта часть собора, чудный и величественный эффект. Иногда какой-нибудь луч заставляет блестеть фон червонного золота; металлическая доска освещается, вырисовывая, как живую, фигуру святого, которая отделяется от неё; полоса света скользит по выемкам малахита, блёстка прилепляется к золочёному капителю, гирлянда освещается и получает выпуклый вид. <…> Блеск свеч бросает неожиданное освещение на какую-нибудь деталь, остававшуюся тёмной, и всё достоинство которой выступает теперь наружу. Смотря по часам дня, завеса алтаря темнеет и освещается тёплыми тенями, или ослепительным светом».

Панорама внутреннего убранства собора.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  1. Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
  2. Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран. Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
  3. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга. Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
  4. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
  5. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
  6. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован. Богослужения возобновили в 1990.

Южная сторона

Надпись на фризе: «Храм мой храм молитвы наречется». Фронтон украшен барельефом «Поклонение волхвов», который создал Витали. Центральная фигура — восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклонится Царю мира и принести дары.

Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.

Северная сторона

Надпись, выгравированная на фризе, гласит: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Фронтон украшает барельеф «Воскресение Христа» работы Лемера. Центральной фигурой является воскресший Христос в окружении ангелов. На заднем плане — испуганные стражи, и потрясенные увиденным женщины.

Пасха – самый светлый и праздник в православии. В честь него возжигают светильники на углах собора, которые удерживают преклонившие колени ангелы. По углам и на вершинах каждого фронтона установлены фигуры двенадцати учеников Спасителя, причем на вершинах помещены скульптуры евангелистов написавших Новый Завет.

Так слева на северном фронтоне скульптура Петра, держащего ключи от райских врат. Справа – изображение Павла. Меч в его руках — олицетворение ревностного служения Спасителю. В центре фигура Иоанна, рядом с ним орел, олицетворяющий полет богословской мысли. Ниши украшены скульптурами «Несение креста» и «Положение во гроб», автор которых скульптор Клодт.

Православный храм

Так как Исаакиевский собор является не только музеем, но и православным храмом, для женщин не лишним будет захватить платок, чтобы покрыть голову. Нарядов с декольте, а также коротких юбок или шорт стоит избегать. Оптимально будет надеть скромное платье средней или максимальной длины. Тем не менее, даже если вы придете в джинсах, вас пропустят, а если забыли свой головной убор, то его любезно предоставят бесплатно при входе в лавру, но все же с точки зрения гигиены оптимально иметь свой платок.

В храме проходят утренние и вечерние службы в 9.00 и 16.00, ежедневно, кроме среды. С более подробным расписанием можно ознакомиться здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector