Катакомбы капуцинов в палермо
Содержание:
- Погребения
- Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима
- Церкви Палермо
- Захоронения в катакомбах и феномен Розалии Ломбардо
- Замок Циза (Il palazzo della Zisa)
- Неординарность музея
- Туристам на заметку
- Как добраться до катакомб Рима
- Мастер вечного сна
- Описание и фото
- Катакомбы капуцинов. Страницы истории
- История катакомб
- Музеи Палермо
- Театр Массимо
- Описание катакомб в Палермо
- Как добраться
- Способы мумификации
Погребения
Розалия Ломбардо , умершая в 1920 году, так же как и в 1982 году.
В 1871 году брат Риккардо был последним монахом, похороненным в катакомбах, но после этого были похоронены и другие известные люди. Катакомбы были официально закрыты в 1880 году, но туристы продолжали посещать их. Последние захоронения относятся к 1920-1930-м годам. Среди заключительных погребений была Розалия Ломбардо , которой тогда было почти два года, чье тело остается удивительно неповрежденным, сохраненным с помощью процедуры, выполненной профессором Альфредо Салафией . Его процесс включал в формалине , чтобы убить бактерии, алкоголь , чтобы высушить тело, глицерин , чтобы сохранить его от более сушки, салициловой кислоты , чтобы убить грибы, а наиболее важные компоненты, соли цинка ( сульфат цинка и хлорид цинка ) , чтобы дать жесткость кузова. Формула состоит из одной части глицерина, одной части формалина, насыщенного обеими солями цинка, и одной части спиртового раствора, насыщенного салициловой кислотой . Последнее захоронение было захоронено Джованни Ликата ди Баучина, графа Изнелло , в 1939 году.
Катакомбы содержат около 8000 трупов и 1252 мумии (по данным последней переписи, проведенной EURAC в 2011 году), которые выстилают стены. Залы разделены по категориям: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и профессионалы. Некоторые тела сохранились лучше, чем другие. Некоторые установлены в позах; например, двое детей сидят вместе в кресле-качалке. Гробы были доступны семьям умерших, чтобы в определенные дни семья, в том числе умерший, могла взяться за руки в молитве.
К известным людям, похороненным в катакомбах, относятся:
- Филиппо д’Австрия (ранее Айяла), принц Туниса, принявший католицизм (1620 г.)
- Джузеппе Гримау, предшественник королевства (1755)
- Винченцо Натоли , судья (1770)
- Лоренцо Марабитти, скульптор (начало XIX в.)
- Филиппо Пеннино , скульптор (1801)
- Джузеппе Веласко , художник (1827)
- Сальваторе Манцелла, хирург (1835)
- Полковник Джулио Асканио Энеа, член военного комитета (1848)
- Джованни Коррао, партизан (1863)
- Паоло Рагона, полковник артиллерии (1863 г.)
- Епископ Агостино Франко (1877), титулярный епископ Гермополиса
- Джованни Патернити, американский вице-консул (1911)
- Эрнесто Салафия, мастер фехтования (1914)
- Иногда говорят, что Джузеппе Томази ди Лампедуза погребен в катакомбах, но он похоронен на кладбище рядом с ними.
Что можно увидеть в катакомбах / Почему стоит посетить катакомбы Рима
Прямоугольные ниши (loculi), где хранились останки большинства усопших
Когда в V в. до н.э., еще в дохристианскую эпоху, был введен запрет на захоронения в черте Рима, возникла традиция хоронить умерших за пределами города. Римская знать строила для себя великолепные усыпальницы – мавзолеи и колумбарии (хранилища урн с прахом), которые и сегодня можно увидеть, например, вдоль .
Остальным же, кто не мог позволить себеотдельную усыпальницу на поверхности земли, достался подземный мир. Существует гипотеза, что для захоронений использовали пещеры и тоннели каменоломен, в которых добывался мягкий камень туф (травертин). Из него были построены такие римские здания, как, например, Колизей. Символично, не правда ли, что этот камень преследовал римлян и при жизни, и после смерти.
Начиная со II века н.э., первые христиане стали хоронить своих умерших, в том числе мучеников и святых, подвергшихся гонениям и казням по приказу языческих императоров, в катакомбах. Так рядом с Римом выросли целые подземные города – некрополи, где и христиане, и язычники обретали вечный покой, всего около 500 000 человек.
Аркосолий — невысокая глухая арка в стене, под которой в гробнице помещали останки усопших, чаще всего святых и мучеников, а надгробную плиту использовали как алтарь при совершении литургии
Посещение катакомб позволит прикоснуться к истокам современного христианского Рима и Ватикана, центра католического мира, и больше узнать об истории христианства. В катакомбах совершались первые богослужения на гробах мучеников (отсюда ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых), а стены и потолки тоннелей украшались фресками.
Языческие и светские рисунки здесь соседствуют с фресками, иллюстрирующими сцены из Библии и рисунками с характерными раннехристианскими символами – рыба, агнец, голубь с оливковой ветвью в клюве, якорь, хризмы (монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв хи и ро). Таким образом, в катакомбах можно увидеть одни из первых свидетельств художественного осмысления образа Иисуса Христа и всего христианского учения.
Кубикулы (дословно «покой») – небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, часто они служили фамильными склепами
Первые христиане подвергались гонениям со стороны римского государства как оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии. Однако для христиан, и это расходится с распространенным мнением, катакомбы не служили убежищем во время гонений, по крайней мере на длительное время, так как в тоннелях под землей было очень мало места и воздуха. Римские власти знали о существовании захоронений, но не трогали их, потому что эти области, вне зависимости от религиозных представлений умерших, считались охраняемыми и неприкосновенными.
В любом случае катакомбы использовались ранними христианами не только для захоронений (многие христиане желали быть похороненными рядом с мучениками и святыми), но и для проведения богослужений и молитв в те времена, когда христианство находилось под запретом языческих императоров.
В V века захоронения в катакомбах прекратились, но с этого периода они приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах христианских мучеников и святых.
Церкви Палермо
В Палермо просто огромное количество церквей и перечислить их все не представляется возможным. Напишем лишь о самых известных:
Chiesa del Gesu
Церковь Иисуса была построена в конце шестнадцатого века, однако здание претерпело несколько перестроек на протяжении веков, пока бомбардировки Второй мировой войны не повредили его безнадежно. После длительной реставрации, закончившейся только в 2009 году церковь снова открыла свои двери для посетителей
Фасад церкви весьма прост, однако внутренне убранство очень богато и выполнено в готическом стиле с просто потрясающей детализацией и вниманием к деталям
Церковь Иисуса, также известная как Casa Professa, является одной из самых важных церквей в стиле барокко города Палермо и всей Сицилии.
Chiesa di S. Maria dell’Ammiraglio (Martorana)
Церковь Святой Марии, более известная как Марторана, несомненно, является одним из абсолютных шедевров Палермо. Снаружи это небольшая церковь с простым фасадом, однако её интерьер, богатый мозаиками, фресками и мраморной облицовкой поражает воображение. В интерьере церкви смешались 4 различных стиля, а именно: арабский, норманский, византийский и барокко. Церковь находится на площади Беллини, в историческом центре города.
Chiesa di S. Caterina
Напротив церкви Мартораны находится еще одна великолепная церковь, одна из самых богато украшенных в городе. Церковь Святой Екатерины. Она была вновь открыта для публики в мае 2020 года после нескольких лет реставрации и, наконец-то, можно вновь любоваться богатством внутреннего декора, выполненного целиком в стиле барокко.
Chiesa di S. Maria dello Spasimo
Это, безусловно, одна из самых живописных церквей не только в городе Палермо, но и всей Сицилии. Ей наиболее интересной особенностью является отсутствие крыши, которая никогда не была построена. Церковь не освящена и используется для концертов и выставок в лунном свете. Очень впечатляюще!
Oratorio di S. Lorenzo
Эта небольшая часовня, в центре Палермо, считается шедевром Джакомо Серпотта. Его лепнина, украшенная мрамором, является настоящим произведением искусства, с невероятно реалистичными формами и скульптурами. Данная церковь всемирно известна благодаря картине “рождество” Караваджо, а точнее её кражи. Картина была украдена мафией в 1969 году и до сих пор не найдена. В настоящее время в церкви висит репродукция картины. Статья о краже картины на английской вики.
Захоронения в катакомбах и феномен Розалии Ломбардо
Достаточно интересно, что в катакомбах существовал точный план по захоронению. Мертвецов разделяли на бедных и богатых. Также важную роль играли возраст и половая принадлежность. Отдельно хоронили девственниц и монахов:
- В коридоре для женщин хоронили только представительниц прекрасного пола. Большинство из них были погребены в шикарных нарядах, многие умерли молодыми и красивыми, но смерь всех уравняла – сейчас из-под истлевших останков дорогих тканей торчат обезображенные кости. Жуткое зрелище.
- Во многих религиях девичью чистоту очень ценят. Здесь для них также отведен отдельный зал – кубикула девственниц. Несмотря на то, что захоронений здесь немного, но каждая девушка отправлялась в последний путь в дорогом наряде и с металлическим венком на голове, символизирующем чистоту.
- В коридоре священников, где покоятся священнослужители, соединились два противоборствующих начала: скелет, символизирующий смерть, и священническая ряса, в которую был облачен умерший, – символ бессмертия.
- В Новом коридоре хоронили тела, начиная с середины 19-го века. Все тела лежат в гробах.
- Коридор для мужчин стал последним пристанищем для жителей Палермо, внесших особенно большие пожертвования на нужды монастыря.
- Самой древней частью катакомб является Коридор монахов. Она закрыта для посещения. Здесь покоятся духовный писатель Алессио Нарбоне, наследник тунисского престола Аяла, ставший христианином, Виченцо Агати и многие другие известные личности ордена.
- Кубикула детей – это место, заставляющее особенно ценить жизнь и близких. Дети захоронены здесь в открытых и закрытых могилках. Но самое сильное впечатление оставляет захоронение брата и сестры: старший брат, сидя в кресле, держит на руках младшую сестру.
- Коридор профессионалов – это место, где покоятся известные люди своего времени. Здесь нашли свое пристанище полковник Франческо Энеа, скульптор Филиппо Пеннино, хирург Сальваторе Манцелла и многие другие.
Дополнительная информация! По специальному разрешению властей в катакомбах был похоронен вице-консул США Джованни Патернити. Произошло данное событие в 1911 году.
Часовня святой Розалии Ломбардо
Пожалуй, самая известная часть катакомб – это часовня святой Розалии, которая вплоть до 1866 года была посвящена Богородице скорбей. В центре часовни под стеклянной крышкой гроба «спит» Розалия Ломбардо – об умершей в 1920 году двухлетней девочке нельзя сказать иначе, ведь ее тело не тронуто признаками разложения.
Родители девочки, тяжело переживавшие смерть любимой дочери, попросили помощи в бальзамировании у доктора Альфредо Салафии. Он согласился и приготовил состав, позволивший на долгие годы предотвратить тление. Тайный состав смеси так никто и не узнал – его Салафия забрал с собой в могилу.
Дополнительная информация! Спустя 90 лет после смерти Розалии тайна доктора Салафии была раскрыта благодаря найденному дневнику. В бальзамирующий состав входили формалин, спирт, цинк, глицерин и другие компоненты.
Замок Циза (Il palazzo della Zisa)
Замок Циза – величественное сооружение арабо-норманнской архитектуры. Построенный в 11 веке, замок успел побывать и резиденцией норманнских королей и надежной крепостью. В настоящее время Il palazzo della Zisa отреставрирован и представляет собой музей, в котором хранятся произведения искусства мусульманских авторов и средиземноморские артефакты. Изюминка виллы – главный зал, инкрустированный мозаикой и производящий ошеломляющее впечатление.
Адрес Piazza Guglielmo il Buono.
Цена билета: 6 евро.
Остановка транспорта: на автобусе № 124 до Piazza Zisa.
Время работы: будни: 9.00-18.30, выходные: 9.00-13.00.
Неординарность музея
Необычен этот музей тем, что представляет собой не что иное, как погребальные галереи, находящиеся под землей. Они заключают в своих стенах массовое захоронение — более 8 тыс. знатных людей Сицилии XVI-XIX веков. Склеп и в наши дни пользуется большим спросом у туристов. На палермской экспозиции мумий тела погибших лежат, сидят, стоят и даже подвешены на крюках, образуя композиции. Останки усопших покоятся в открытом, доступном для обозрения виде. По одетых на них вещах без труда угадывается мода тех эпох, в которые они были захоронены.
Сами катакомбы больше напоминают лабиринт — сеть из коридоров и отсеков, в которых каждый сантиметр заполнен мумифицированными мертвецами. Зрелище не для слабонервных, порой возникает ощущение, что мумии вот-вот придут в движение. Все «экспонаты», находящиеся в капуцинских монастырских катакомбах, разделены: по статусу, занимаемому при жизни, профессиональным, половым и другим признакам. Здесь вы обнаружите коридоры: для монахов, священников, мастеров, мужчин и женщин, девственных девушек и непорочных малышей. Кроме того, здесь присутствуют: «новый» коридор, в коем хоронили с 1837 года, после принятия решения о запрете на выставление тел почивших в открытом виде, и часовня.
Туристам на заметку
- Фотографировать и снимать видео в катакомбах запрещено категорически, правда, некоторые туристы умудряются тайком сделать пару-тройку снимков. За это, кстати, может ожидать немалый штраф.
Детей младше 12 лет брать на эту экскурсию не рекомендуется. Самые «ужасные» и неприглядные мумии, конечно, не выставлены на всеобщее обозрение, но посещение такого места может стать травмирующим для детской психики.
Почти за три века катакомбы превратились из заурядного места захоронения в яркую достопримечательность города Палермо. Притягательные и пугающие экспонаты и по сей день хранят свои многовековые тайны.
Как добраться до катакомб Рима
Все римские подземелья находятся на расстоянии друг от друга, и перейти из одного в другое без выхода наружу невозможно. Поэтому стоит сразу определиться, какие из них вы хотите посетить.
Как добраться от ж/д вокзала Термини
До катакомб святого Каллиста:
Точный адрес: Via Appia Antica, 110/126, 00179 Roma RM, Италия.
Вариант 1
Метро:по ветке В ехать до станции Колизей 2 минуты.
Автобус:маршрутом №118 доехать до остановки Catacombe S.Callisto.
До катакомб святых Марцеллина и Петра:
Точный адрес: Via Casilina, 641, 00177 Roma RM, Италия.
-
Вариант 1
Метро:ехать по ветке А до станции Lucio Sestio15 минут.
Автобус:маршрутом №558 ехать до остановки Casilina/Berardi 9 минут.
Пешком:пройти около 100 метров.
-
Вариант 2
Автобус:маршрутом № 105 ехать 25 минут до остановки Casilina/Berardi.
Пешком:идти около 100 метров.
До катакомб Присциллы:
Точный адрес: Via Salaria, 430, 00199 Roma RM, Италия.
Вариант 1
Автобус:маршрутом №92 или 310 добраться до остановки Priscilla, в пути менее 20 минут.
Пешком:пройти 350 метров.
До катакомб Домитиллы:
Точный адрес: Via delle Sette Chiese, 282, 00147 Roma RM, Италия.
-
Вариант 1
Автобус:маршрутом №714 доехать до Navigatori, в пути 15 минут.
Пешком:идти около 700 метров.
-
Вариант 2
Метро:по ветке А отправиться к станции San Giovanni, в пути 4 минуты.
Автобус:маршрутом №218 ехать до остановки Fosse Ardeatine 12 минут.
Пешком:пройти 400 метров.
До катакомб святой Агнессы:
Точный адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, 00186 Roma RM, Италия.
-
Вариант 1
Метро:по ветке В добраться до станции S. Agnese/Annibaliano за 8 минут.
Пешком:идти около 400 метров.
-
Вариант 2
Автобус:маршрутами №310, N13 или N2L ехать до S. Costanza/Nomentana примерно 15 минут.
Пешком:идти 230 метров.
До катакомб святого Себастьяна:
Точный адрес: Via Appia Antica, 136, 00179 Roma RM, Италия.
-
Вариант 1
Метро:по ветке В ехать до станции Колизей, в пути 2 минуты.
Автобус:маршрутом №118 ехать до Basilica S. Sebastiano 15 минут.
-
Вариант 2
Автобус:маршрутом №714 добраться до Colombo за 17 минут.
Автобус:пересесть на маршрут №716 и ехать до Odescalchi/Bompiani 5 минут.
Пешком:идти примерно 1,4 километра.
Мастер вечного сна
Мумия Розалии Ломбардо – самый невероятный пример работы Альфредо Салафии, известного бальзамировщика из Палермо, который посвятил свою жизнь исследованию и изучению того, как бороться со смертью, не давая времени ухудшить форму и внешний вид умершего.
Салафия разработал метод консервации органики, основанный на введении химических веществ. В результате появились мумии, внешний вид которых удивительно хорошо сохранился даже сегодня.
Секретная формула, основанная на химических соединениях, которая, как теперь полагают, была утеряна со смертью Салафии через несколько лет после приготовления тела маленькой Розалии Ломбардо.
Только недавно изучение нескольких листов рукописей, хранящихся у наследников, молодым сицилийским антропологом Дарио Пьомбино-Маскали, позволило выявить чудесную формулу, которая сотворила чудо бальзамирования знаменитых трупов.
Однократная внутрисосудистая инъекция формалина, глицерина, солей цинка, спирта и салициловой кислоты, к которой Салафия часто добавлял парафин, растворенный в эфире, для поддержания живого и округлого вида лица.
Этот метод настолько эффективен, что тело маленькой Розалии Ломбардо, недавно проанализированное с помощью очень сложного рентгеновского аппарата, все еще обнаруживает наличие всех внутренних органов, в частности мозга, печени и легких.
За свою жизнь Салафия забальзамировал более ста тел, в том числе таких выдающихся личностей, как государственный деятель Франческо Криспи, кардинал Микеланджело Селезия, сенатор Джакомо Армо, этнограф Джузеппе Питре и граф Франкавилла.
И среди тех, что еще сохранились в склепе капуцинов, помимо маленькой Розалии, ее брат Эрнесто Салафии и вице-консул Джованни Патернити.
Информационная составляющая путешествия
Итак, прочитав все вышеперечисленное вы наверняка захотите побывать в этом уникальном месте. А значит не сможете обойтись без дальнейшей информации.
Катакомбы капуцинов в Палермо открыты ежедневно, вне зависимости от праздников, исключением являются новая данность, связанная с коронавирусом. На данный момент это период с конца октября по конец марта.
Время посещения делится на первую половину дня с 9 до 13 и вторую с 15 до 18. Билет обошелся нам в 3,00 € (менее 300 рублей).
Правила посещения
В целях сохранения целостности мумий и соблюдения биоэтических предписаний посетителям следует придерживаться строгим правилам:
- запрещается фотографировать,
- снимать на видео,
- трогать тела и все, что связанно сними.
Мумифицированное биоантропологическое наследие имеет религиозный контекст, подобный церквям и склепам. Поэтому рекомендуют соблюдать элементарные правила поведения. Не следует: пользоваться мобильными телефонами; употреблять еду и напитки; не повышать голос; не сорить.
Мы доедем, мы домчимся
В любом случае к вашим услугам будет такси. А вот с применением общественного транспорта нужно будет знать примерную схему маршрута.
Если взять за точку отправления Центральный вокзал, то воспользовавшись автобусами с номерами 109 и 318 вы доберетесь до площади Piazza Indipendenza. Далее следует пересесть на автобус 327, либо воспользовавшись красотами города прогуляться в течение 15 минут через Cappuccini. На первом же перекрестке следует свернуть направо на улицу Via Pindemonte, а там немного и пред вами предстанет площадь Пьяцца Капучини. Вот именно на этой площади возвышается церковь Санта-Мария-делла-Паче и катакомбы.
Другой вариант передвижения — это метро. От Центрального вокзала на метро нужно выйти на остановке Palazzo Reale-Orleans. Далее пройтись в направлении Palazzo dei Normanni (или Palazzo Reale) и пересечь площадь Piazza Indipendenza. Наконец, свернуть на Via Cappuccini и повернуть направо на первом повороте Corso Calatafimi. Следует дойти до площади Пьяцца Капучини, где и будет ваша цель маршурута.
Для тех, кто проживает за пределами Палермо можно воспользоваться арендой автотранспорта. По схеме маршрута следует свернуть с шоссе на Corso Catalafimi. По дороге двигайтесь до первого светофора, затем сверните налево на Via Pindemonte. Ну а дальше вам нужно будет добраться до нужной вам площади Капуччини. На площади можно припарковать свой транспорт на автостоянке.
Надеемся, мы смогли завладеть вашим вниманием и максимально описать это природное и рукотворное чудо так, чтобы любой читатель смог представить себя в этом удивительном месте как наяву. 5 1 голос. Рейтинг статьи
Рейтинг статьи
5 1 голос
Рейтинг статьи
Описание и фото
Погребальные катакомбы представляют собой крипту с захоронением более 8 тысяч человек – множество коридоров, вдоль которых стоят, лежат, сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Некоторые мумии похоронены в гробах – от простого и до изысканного, некоторые – в нишах стены.
Расположение захоронений имеет свою особенность – здесь хоронили не всех подряд, для каждого из умерших предназначался свой отдельный коридор.
Два коридора, наиболее длинных и располагающихся параллельно друг другу – это коридор мужчин и коридор профессионалов. В последнем хоронили «людей искусства» — поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. Существует даже своя легенда, согласно которой в этом коридоре похоронен сам Диего Веласкес, знаменитый испанский живописец.
Коридор мужчин тоже впечатляет размерами. Здесь хоронили сначала влиятельных вельмож и представителей духовенства, а затем знатных и богатых горожан (особенно тех, кто жертвовал немалые суммы на приход). Разрешение на захоронения в крипте до 1739 года выдавали только архиепископы или руководители ордена капуцинов. Быть похороненным в подземной крипте считалось среди горожан весьма престижным.
Перпендикулярно этим коридорам идут коридор женщин, коридор монахов, коридор девственниц, коридор детей и младенцев. Коридор женщин оказался единственным, который подвергся бомбардировке в 1943 году. Многие мумии оказались разрушенными целиком, а те, что остались, были уложены в ниши и на полки. Причем резко контрастируют почти разрушенные лица и яркая, отлично сохранившаяся одежда разных эпох…
Отдельно идет коридор священников, куда туристы не всегда допускаются. Есть и закрытые помещения, где похоронены высшие церковные чины.
Особенность атмосферы в катакомбах такова, что она препятствует разложению тел. Все мумии благодаря особой температуре склепа сохранились довольно неплохо: какие-то сохранились полностью, можно даже в деталях рассмотреть наряд той эпохи, которой принадлежала мумия – от платья обычного горожанина до роскошного наряда знатного вельможи.
Причем по поводу одежды случались небольшие казусы. Именитые горожане, завещавшие похоронить себя в крипте, давали монахам-капуцинам особые указания по поводу того, сколько раз в год нужно менять их наряды…
Катакомбы капуцинов. Страницы истории
К концу XVI века количество постоянно проживающих в монастыре монахов и послушников увеличилось настолько, что возникла острая необходимость в организации отдельного кладбища. По одной из версий, в одном из погребов монахи обнаружили, что воздух в нём обладает какими-то особенными свойствами «консерванта», замедляющими процессы разложения. Именно поэтому здесь было решено устроить последнее прибежище. Усыпальница была оборудована в монастырской крипте. Первым здесь в 1599 году был захоронен брат Сильвестро, рождённый в Губбио. Немного позже сюда занесли тела ранее скончавшихся капуцинов. С течением времени крипта стала слишком тесной, и монахи вырыли длинный подземный коридор, в котором до 1871 года продолжали хоронить «постояльцев» монастыря.
Сначала в усыпальнице находили последний приют только капуцины и только с разрешения прелата. Но многочисленные благодетели, жертвовавшие на монастырь, тоже захотели, чтобы их родные были захоронены здесь. Это позволяло им иметь постоянный доступ к телам усопших. В результате уже в XVII веке катакомбы превратились в престижное кладбище для аристократов и духовенства, разрешение на захоронение на котором после 1739 года выдавал уже настоятель монастыря. Для захоронения всех желающих были прорыты дополнительные подземные коридоры и кубикулы. За три столетие здесь было погребено более 8000 человек.
Официальное закрытие катакомб состоялось в 1882 году. С тех пор захоронения в подземных коридорах Палермо производились лишь несколько раз. Исключения были сделаны для Джованни Патернити, усопшего в 1911 году вице-консула США, и умершей от пневмонии в 1920 году Розалии Ломбардо.
История катакомб
Исторические корни сицилийского «царства Аида» тянутся из XVI века. В то время, основанный на Апеннинском полуострове орден Капуцинов подался на о. Сицилия, где стал довольно востребован. Его представители были против погребения вдалеке от родного монастыря, потому было принято решение организовать кладбище непосредственно на его территории. Первая могила в катакомбах появилась в конце XVII века, позже сюда переместили и другие останки прежде почивших монахов. Со временем в крипте стало не хватать места, и Капуцины понемногу выкопали довольно протяженный коридор. Со временем здесь же стали хоронить покровителей монастыря. Для их погребения также были выкопаны добавочные коридоры и кубикулы.
До 1739 года захоронения в склепе санкционировались либо местными архиепископами, либо руководителями ордена. Позже это право перешло к настоятелям монастыря. С XVIII по XIX века капуцинское подземелье взяло на себя роль престижного кладбища, где хоронили духовенство и высокопоставленных жителей Палермо. В 1837 году запретили погребение усопших в обозримом виде. Несмотря на это запрет зачастую обходили, оставляя «окошко» либо убирая стенку гроба, чтобы видеть покойного.
Погребать в катакомбах перестали только в конце XIX века (1882). После 1880 года были сделаны исключения для некоторых подавших прошение, и здесь было размещено еще несколько забальзамированных тел, среди которых находилась Розалия Ломбардо. Именно это дитя стало финальным человеком, погребенным в катакомбах Капуцинов.
Музеи Палермо
Разве будет неожиданностью сказать, что их здесь очень много, причём на любой вкус? Научные и исторические, специализированные и художественные — в них отражается вся многоплановость жизни Палермо. Мы выбрали пять из них, на наш взгляд, достойных внимания в первую очередь. Хотя, конечно, у кого-то может быть иной список, ведь вкусы у людей разные.
Археологический музей
наVia Bara all’Olivella, 24 . Его основал известный меценат и нумизмат Антонио Салинас, заложив в качестве основы всю свою громадную личную коллекцию. Экспонаты музея окунают зрителя в давние эпохи, начиная с доисторических времён и заканчивая Средневековьем. Гордость музея — так называемая «этрусская коллекция», собранная Пьетро Казуччини.
Археологический музей в ПалермоМузей марионеток.
Искусство кукол-марионеток давно стало своеобразным фирменным знаком Палермо. Сюда, на знаменитый фестиваль, съезжаются мастера-кукольники со всего мира. А в самом музее собраны куклы разных народов и культур, всего их более трёх тысяч! Находится музей на улице Антонио Паскулиано, названной в честь его основателя.
Музей марионеток в ПалермоМузей исламской культуры.
Его легко найти, спросив, где расположен замок Зиса (Castello della Zisa ). Здесь, под красивыми старинными сводами дворца халифа, взору посетителей открывается удивительная коллекция артефактов, выполненных в IX – XI веках. Именно в то время Сицилия находилась под управлением Арабского халифата.
La ZisaЕпископский музей (Museo Diocesano).
Возможно, не попал бы в нашу «пятёрку», если бы не его расположение: в самом центре, почти рядом с главным собором города. Здесь много живописи и скульптуры на религиозные темы. Да и стены с потолком в музее — настоящее произведение искусства!
Museo DiocesanoМузей керамической плитки.
Не исключено, наиболее «раскрученный» среди всех специализированных музеев Палермо. Находится наVia Garibaldi 11 , в частном доме. Сицилийцы ещё со средних веков славились умением изготавливать прекрасную керамическую плитку, и, посетив музей, туристы с восхищением понимают: кафельная плитка тоже может быть настоящим произведением искусства!
Музей Сицилийской керамики
Театр Массимо
Театр Массимо является самым большим театром в Италии и кроме того, он известен во всем мире за идеальную акустику своей комнаты лошадиной подковы.
Театр выполнен в неоклассическом стиле, с огромным куполом и монументальной лестницей, по бокам которой находятся два величественных бронзовых льва. Строительство театра было завершено в 1897 году.
Кроме собственно представлений и концертов, театр Массимо можно посетить в составе экскурсии, которые проходят ежедневно. Если вам повезет, возможно вы даже увидите репетицию спектакля на сцене или тренерующихся танцоров за кулисами.
Описание катакомб в Палермо
Адрес: Площадь Капуцинов 1, Палермо, Сицилия, Италия.
Телефон: +39 091 212117.
Катакомбы открыты для посетителей с 8.30 до 13.00 и с 14.30 до 18.00.
Стоимость билета – 1.5 евро.
В результате многих работ по переоборудованию катакомбы капуцинов в Палермо приобрели вид прямоугольника с дополнительным коридором священников в плане. Все стороны этого прямоугольника – коридоры (монахов, женщин, мужчин и профессионалов), на пересечении которых находятся кубикулы девственниц, детей и часовня святой Розалии.
Исторически самой древней частью катакомб в Палермо является коридор монахов. В нём захоронения производили на протяжении всей истории подземного кладбища. Тела 40 наиболее почитаемых монахов располагаются в правой части коридора, а первый и последний погребённые здесь братья Сильвестро и Риккардо – в левой. Все усопшие капуцины облачены в грубую рясу с верёвкой, обвитой вокруг шеи.
Самую меньшую сторону прямоугольника катакомб составляет коридор женщин, большинство тел которых лежат в нишах. Две решётки ранее закрывали коридор, а стеклянные перегородки защищали ниши до 1943 года. Но после бомбардировки союзников большая часть этих перегородок было разрушено. Тела женщин облачены в кружевные шёлковые платья с оборками и шляпки в соответствии с модой XVIII–XIX веков.
Первую длинную сторону прямоугольника образует коридор мужчин, в котором в XVIII–XIX века захоронены благотворители из числа мирян. В соответствии с их собственными завещаниями тела облачали как в грубые погребальные саваны, так и в роскошные костюмы с жабо и галстуками.
Вторую длинную сторону занимает коридор профессионалов, где помещены тела скульпторов, юристов, художников, профессоров и профессиональных военнослужащих. Местная легенда гласит, что где-то в этом коридоре покоится и знаменитый испанец Диего Веласкес.
Самая недавняя часть катакомб – новый коридор, используемый после запрета на открытое погребение. Именно поэтому здешние стены не содержат ниш, а всё пространство коридора было заполнено гробами. Правда, в результате бомбардировки 1943 года большая часть гробов была уничтожена. Нынче уцелевшие гробы располагаются вдоль стен, благодаря чему можно рассмотреть майолику на полу.
На пересечении коридоров профессионалов и женщин располагается кубикула девственниц, отведённая для захоронения незамужних женщин и девушек. Приблизительно десяток тел стоит и лежит вокруг деревянного креста, головы девушек в знак чистоты усопших увенчаны металлическими венцами. В месте пересечения коридоров священников и мужчин находится кубикула детей. Останки нескольких десятков детей расположены вдоль стен в открытых и закрытых гробах. В центральной нише стоит кресло-качалка, в котором мальчик держит младшую сестру. Скелетированные останки детей резко контрастируют с разноцветными платьями и костюмчиками, любовно подобранными скорбящими родителями.
Самой известной частью катакомб Палермо является часовня святой Розалии, вплоть до 1866 года посвящённая Богородице. Сейчас в её центре стоит стеклянный гроб, в котором покоится практически нетленное тело усопшей в 1920 году Розалии Ломбардо. Успешно произведённая Альфредо Салафия процедура бальзамирования позволило ему сохраниться почти без изменений. Примыкает к часовне кубикула, в которой располагаются ещё несколько хорошо сохранившихся тел, среди которых и американский консул.
https://youtube.com/watch?v=u1f5KWJYl5U
Безусловно, катакомбы капуцинов в Палермо — это не самый весёлый музей на планете, но любители разнообразия и экстрима его оценят.
Как добраться
Адрес достопримечательности: Piazza Cappuccini, 1, 90129, Palermo
Телефон: +39 091 652 7389
Чтобы попасть на территорию монастыря капуцинов, нужно будет пройти от Пьяцца Индепенденца (Piazza Indipendenza), где находятся две знаковые достопримечательности Палермо – Дворец Норманнов и Орлеанский дворец, далее — по улице Корсо Калатафими до Пьяцца Каппучини (Piazza Cappuccini).
На этой площади и расположилось здание монастыря.
Купив входной билет и пройдя в монастырский двор, далее нужно следовать по указателям «Cappuccini».
Если же добираться из других районов Палермо, то до площади Индепенденца и Площади капуцинов идут автобусные маршруты № 124, 327 и 440.
Способы мумификации
Капуцины усовершенствовали процесс естественной мумификации, основной смысл которой – удаление из тканей жидкостей, что препятствует размножению бактерий и соответственно – процессу разложения. Манипуляции разделялись на несколько этапов:
- сначала тела переносили в особое подземное помещение с низким уровнем влажности (colatoio – «водосток» или «поддон»), где удаляли внутренние органы;
- на место извлечённых органов помещали солому или лавровый лист с целью ускорения дегидратации;
- около года тела хранились в горизонтальном положении над специальным дренажным устройством, постепенно теряя влагу;
- затем их выносили на открытый воздух и обмывали в уксусе, после чего кожные покровы окончательно обретали коричневый цвет и прочие свойства выделанной кожи;
- на завершающем этапе на тела одевали их лучшее платье и помещали в приготовленные для них ниши в катакомбах.
В периоды эпидемий монахи временами прибегали и к такому способу, как обработка тел раствором мышьяка или извести, вследствие чего удавалось добиться особенно хорошего состояния мумий.
Изредка капуцины обращались и к искусственной мумификации, то есть к бальзамированию посредством инъекций химических веществ. Наиболее известна обработанная таким способом мумия Розалии Ломбардо – двухлетней девочки, умершей в 1920 году. Её называют «самой красивой мумией в мире».