Мировые знаменитости с азербайджанскими корнями

Праздничные традиции азербайджанцев

В азербайджанском календаре масса интересных народных праздников. В сельской местности во время таких торжеств допускаются некоторые вольности поведения за столом, разговоры становятся более свободными и весёлыми. Многие праздничные дни связаны с мусульманской верой, являясь священными датами с давних времён и сочетая в себе языческие обряды с исламскими ритуалами.

Одним и самых значимых среди них стал Новруз-байрам, что символизирует наступление весны и возрождение природы. Традиционно его отмечают 21 марта, в день весеннего равноденствия. Но подготовка к Новруз-байраму начинается задолго до мартовских дней. Ещё с конца зимы азербайджанцы начинают делать ремонт в квартирах, наводить порядок, избавляться от старых ненужных вещей.

Новруз в Азербайджане / aa.com.tr

Новруз-байрам символизирует обновление, а потому в праздник следует войти без старых обуз. Важным этапом подготовки к празднику является выращивание пшеницы. Зёрна проращивают в тарелках, чтобы потом приготовить из него особенное праздничное угощение.

Вечером в Новруз устраиваются народные гуляния. Ребятня разжигает во дворах костры, через которые прыгает под присмотром взрослых. Считается, что этот нехитрый ритуал подарит ребёнку здоровье и счастье. Праздничный стол в Новруз переполнен угощениями и различными яствами. Новруз считается промежуточным временем – между уходом старого и приходом нового года.

Коса и Кечал – персонажи народных преданий Азербайджанцев

В Новруз можно увидеть театрализованные представлениями, главными героями которых выступают Коса и Кечал. Это забавные персонажи народных преданий, имена которых переводятся очень красноречиво: Коса – “редкобородый”, Кечал – “лысый”. Оба героя стараются развеселить публику и дарят зрителям по-настоящему праздничное настроение.

Традиции азербайджанцев берут своё начало в далёкой древности. Несмотря на то, что сегодня большинство представителей этого народа исповедует ислам, многие обычаи сохранились ещё с языческих времён. Без сомнения, азербайджанская культура успешно пройдёт немало столетий и в будущем, ведь её обладатели считают свои традиции – ценнейшим даром, полученным от предков.

На обложке: «Исполнение азербайджанской народной музыки» / Vugarİbadov / commons.wikimedia.org

Разные лица одной национальности

Это ее рука: смуглая (загорелая)… Это его рука — черная (волосатая)… И все-таки они вместе. Они вообще почему-то все и всегда держатся вместе. Впрочем, объяснение этому уже в том, что они — лица кавказской национальности. Может быть, ты думаешь, что в твоей повседневной жизни эти люди ни при чем. Но приглядись получше, и увидишь, что «при чем», и, похоже, даже слишком «при чем». Так что скорее учись их распознавать и отличать друг от друга

Потому что это ну никак не менее важно, чем, например, знание расписания твоего автобуса. Так вот

Азербайджанцы

1. Как узнать.

Этот гриб невелик: редко встретишь азербайджанца выше 170-175 см. Несмотря на густые черные брови и традиционно крупные черты лица, явно кавказские стороны в его внешности отыскать будет сложно. В первую очередь потому, что у азербайджанцев совершенно прямой нос и почему-то не затемненная палящим солнцем кожа. Одеваются они строго, элегантно и смотрятся по меньшей мере внушительно.

2. Чем интересны.

Азербайджанцы — народ чинный и спокойный по сравнению со своими товарищами по крови. Любой конфликт с ними можно уладить без диких воплей и кулачных боев. Зажигательный кавказский темперамент проявляется в других ситуациях: во время празднования национальных праздников. Например, 21 марта в Азербайджане празднуется Новый год (на местном языке именуется Новрус). Вполне логично, ведь настоящий Новый год начинается на самом деле весной.

Еще кое-что о годах — новых и не только. Живут в Азербайджане довольно долго. Средняя продолжительность жизни у мужчин — 70 лет, а у женщин и того больше — 75-80. Местная демографическая достопримечательность — селенье Талыш, где сегодня нет жителя младше 110 лет. А что? Горы, воздух, бараны… Живи да радуйся!

3. Герои.

Азербайджанцев много. Как водится, хороших и разных. Но есть среди них этакие достояния нации. Например, сценарист знаменитого «Белого солнца пустыни» Рустам Ибрагимбеков. Вот так, в стране не без героев.

Армяне

1. Как узнать.

Большой, нет, очень большой нос; прямой, будто подпиленный поровнее, затылок; огромные глаза. И какая-то хитрость во взгляде — вот он, типичный армянин. По росту вряд ли отличишь от азербайджанца (170-175 см), но по лицу — сразу же.

2. Чем интересны.

Смешно звучит, но большинство армян — очень закомплексованные люди. Еще это, пожалуй, самый вспыльчивый народ Кавказа. И та, и другая особенности — детища древних армянских традиций, которые живы до сих пор. Например, в Армении девушки рано выходят замуж: в 18-19 лет. Если к 21 году кто-то «засиделся в девках», это быстренько исправят. Только не надо думать, что все армянки — маленькие развратницы, мол, только волю дай, скорее замуж. Наоборот. Девушка не может уйти, например, на дискотеку без брата или сопровождающего и уж тем более вернуться домой позже 9 часов вечера. Плюс никакого секса до свадьбы и никаких знакомств с родителями, если «свадьбы не будет». Перемешайте все запреты, добавьте перчика, залейте армянским коньячком — и перед вами такой вот коктейль из славных армянских традиций.

3. Герои.

Евгений Петросян, Армен Джигарханян и даже Шер. Да-да, все они оттуда.

Грузины

1. Как узнать.

Выше прочих, чернее многих, веселее остальных — так и выглядит рядовой Гоги. Никак не ниже 180 см, широк в плечах, с перманентной улыбкой на лице, и уж конечно, жгучий брюнет. Одно слово, красавэц-мужчына!

2. Чем интересны.

Если ты пришел в гости к грузину, трезвым не уйдешь. Так, и никак иначе. Названия известных на весь мир настоящих грузинских вин («Саперави», «Хванчкара», «Киндзмараули»), кажется, уже стали нарицательными. Они во многом символизируют грузинский характер. Стоит ли удивляться, что авторы многих вращающихся в России анекдотов — именно грузины.

Но не все им хиханьки да хаханьки! Когда появится необходимость, серьезность вмиг активизируется. Пример тому — продуктовые рынки: да, продавцы фруктов и прочей провизии — в основном лица кавказской национальности. Но лишь 2-3% из них — грузины. В большинстве своем это образованные и интеллигентные люди.

3. Герои.

Зураб Церетели, Шота Руставели, Вахтанг Кикабидзе.

P. S. Да, есть еще вокруг нас абхазцы, кабардинцы, балкары, ингуши, дагестанцы (этих, кстати, 26 «разновидностей») и, конечно, чеченцы. Но армяне, азербайджанцы и грузины — это те, кто ближе и как-то роднее.

Виды спорта

Номер Имя Изображение Задний план
1 Хади Саи бывший иранский спортсмен по тхэквондо, который стал самым успешным иранским спортсменом в олимпийской истории
2 Хоссейн Резазаде бывший чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике
3 Голамреза Тахти Иранский олимпийский чемпион, борец и практикующий Варжеш-э Бастани
4 Насер Хиджази Иранский футболист и тренер, который наиболее заметно играл за Тадж / Эстеглал Тегеран
5 Али Даеи Бывший иранский футболист и тренер, который в настоящее время руководит «Персеполисом». Текущий мировой рекордсмен по количеству голов за сборную — 109 голов за Иран
6 Карим Багери иранский профессиональный футболист на пенсии
7 Рахим Алиабади выиграл серебряную медаль по греко-римской традиции на летних Олимпийских играх 1972 года.
8 Махмуд Моллагасеми выиграл серебряную медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 1952 года.
9 Саджад Ануширавани серебряная медаль летних Олимпийских игр 2012 г. в весовой категории до 105 кг среди мужчин.
10 Мохаммад Пазиреи выиграл бронзовую медаль в наилегчайшем весе на летних Олимпийских играх 1960 года в Риме.
11 Юсеф Карами соревновались в весовой категории до 80 кг на летних Олимпийских играх 2004 года и завоевали бронзовую медаль.
12 Джаханбахт Тофик выиграл бронзовую медаль по вольной борьбе на летних Олимпийских играх 1952 года.
13 Хоссейн Садагиани Иранский футболист и менеджер; в течение своей игровой карьеры нападающий, а затем был главным тренером национальной сборной Ирана с 1941 по 1950 годы.
14 Ахад Пазай выиграл золотую медаль по вольной борьбе на Азиатском турнире
15 Али Ашкани выиграл золотую медаль по вольной борьбе в Азии и серебро в мире
16 Парвиз Хади выиграл золотую медаль по вольной борьбе на Азиатском турнире
17 Фарзад Абдоллахи выиграл золотую медаль в полусреднем весе (-80 кг) в мире
18 Мохаррам Навидкия Футбольный игрок
19 Паям Садегян Футбольный игрок
20 Моджтаба Джаббари Футбольный игрок
21 год Ягуб Карими Футбольный игрок
22 Мехди Рахмати Футбольный игрок
23 Бююк Ватанхах иранский футболист на пенсии
24 Джафар Салмаси выиграл первую олимпийскую медаль Ирана на летних Олимпийских играх 1948 года.
25 Азиз Асли иранский футболист на пенсии
26 год Джавад Аллахверди иранский футболист на пенсии
27 Карим Ансарифард Футбольный игрок
28 год Али Акбар Остад-Асади иранский футболист на пенсии
29 Сирус Динмохаммади иранский футболист на пенсии
30 Мохаммад Навази иранский футболист на пенсии
31 год Расул Хатиби иранский футболист на пенсии
32 Саид Маруф воллейболист
33 Бехнам Махмуди воллейболист
34 Хоссейн Рухани каратэ
35 год Камаль Шалорус профессиональный боец ​​смешанных единоборств
36 Гадер Мизбани профессиональный шоссейный велогонщик
37 Мехди Сохраби профессиональный шоссейный велогонщик
38 Мохсен Шади гребец
39 Оалеб Талеби рестлер
40 Рухолла Дадаши пауэрлифтер, культурист и силач
41 год Шахрам Махмуди воллейболист
42 Хамид Эстили тренер и отставной игрок
43 год Афшин Биабангард рестлер
44 год Али Ашкани рестлер
45 Ахад Пазай рестлер
46 Кимиа Ализаде Игрок тхэквондо, она первая иранская спортсменка, когда-либо выигравшая олимпийскую медаль.
47 Мохаммад Багери Мотамед Игрок тхэквондо
48 Мансур Агаи Иранский альпинист и тренер национальной сборной по скалолазанию.

Тюркизация

Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.

Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.

В Дербенте

До начала шестнадцатого века этнический состав Дербента оставался неизменным, пока город не стал частью империи Сефевидов. В 1509 году в Дербенте поселились 500 тюркских караманских семей из Тебриза. Полвека спустя еще 400 семей тюркского племени Баят были переселены в Дербент по приказу шаха Аббаса I. В 1741 году Надир-шах переселил тюркское племя Микри в Дербент. Адам Олеарий, посетивший регион около 1635 года, описал Ширван как государство многих народов, однако все они, помимо собственного языка, также говорили по-тюркски. Во время завоевания Петром Великим побережья Каспийского моря в 1722 году город Дербент был преимущественно заселен азербайджанцами.

Северная часть Дербентского района была заселена тюкрским племенем терекеме, похожими на племя карапапаков, которые иногда классифицировались как отдельная этническая группа вплоть до двадцатого века. В Дагестане их также иногда называют падарами. Таракама возникла в различных частях Ширвана и была переселена ханом Мухаммедом из Кайтага к северу от города Дербент около 1600 года. С тех пор территория, населенная ими, упоминается как махал (район) Таракама.Район включал 10 деревень. В 1736 году около 300 семей Таракама из Кайтага продвинулись дальше через реку Сулак и поселились в Терекской долине в трех деревнях, где они позднее смешались с кумыками . Они в основном сунниты и говорят на разных азербайджанских языках, близких к диалекту шамахинского. В 2010 году азербайджанцы составляли 32,3% от общей численности населения с 38 523 человек.

Музыка и искусство

Номер Имя Изображение Задний план
1 Ареф Арефкия певец
2 Насролла Насехпор музыкант
3 Парвиз Парастуй актер
4 Тахминех Милани кинорежиссер, сценарист, продюсер
5 Бехруз Воссуги актер
6 Qolamhossein Bigjekhani музыкант и tar player
7 Джамиле Шейхи актер
8 Атила Песяни актер
9 Хасан Энами Оля певец
10 Али Салими музыкант, композитор и тар-исполнитель
11 Монир Вакили певец
12 Самин Багтчебан музыкант, композитор, автор и переводчик
13
14 Акбар Абди актер и комик
15 Джамшид Хашемпур актер
16 Googoosh певец
17 Мохаммад Реза Гользар актер
18
19 Хоссейн Шахаби сценарист и режиссер
20 Сами Юсуф певец
21 год Эбрагим Хатамикия режиссеры
22 Рубаба Мурадова певец
23 Масуд Дехнамаки режиссер
24 Махмуд Шатерян композитор, музыкант и тар мастер
25 Рахим Шахриари певец
26 год Мансур Мамагани певец
27 Камаль Тебризи режиссер фильма
28 год Мансур Гандриз художник
29 Ахмад Аали фотограф и художник
31 год Давуд Азад певец
32 Акбар Бехкалам скульптор и художник
33 Ахад Хоссейни скульптор и художник
34 Фархад Фахреддини композитор и дирижер
35 год Али-Асгар Бахари музыкант и каманчехист
36 Рамбод Джаван актер
37 Рахим Моаззен Заде Ардабили моазцен
38 Джафар Панахи режиссер
39 Айдын Агдашлоо художник
40 Реза Дегати фотокорреспондент
41 год Джавад Ализаде юморист, сатирик, художник комиксов и карикатурист
42 Али Акбар Сареми архитектор
43 год Насрулла Медкалчи художник дубляжа
44 год Али Самади Ахади режиссер
45 Реза Миркарими режиссер фильма
46 Хади Каземи актер
47 Амир Агаи актер
48
49 Хайдар Хатеми художник
50 Марьям Пализбан актер
51 Хоссейн Ализаде композитор
52 Шахаб Аббаси актер
53 Хасан Саттар певец
54 Дариуш Эгбали певец
55 Фатьма Мухтарова оперный певец
56 Дариуш Пирнякан музыкант
57 год Фархад Гемян актер
58 Афсар Асади актер
59 Реза Наджи актер
60 Реза Бейк Иманверди актер

№9. Гейдаров Али Мусаиб-оглы («Альберт Рыжий»)

Еще один представитель азербайджанского города Гянджи, Гейдаров Али приехал в приполярное Приморье, где прочно обосновались его соотечественники, организуя торговлю фруктами и цветами. За светлые волосы и сходство с местным губернатором к нему прилипла кличка «Альберт Рыжий». Впоследствии, примкнув к местной «Комсомольской» ОПГ, Али стал именоваться «Альберт Архангельский». Участвовал в грабежах, вымогательстве, кражах и хулиганстве.

Был коронован в 2012 году сподвижниками клана «Деда Хасана». Затем Гейдаров переехал в Санкт-Петербург и, сменил прозвище на «Альберт Питерский». Слишком рьяно поддерживая Усояна, навлек на себя гнев многих криминальных авторитетов, включая Надыра Салифова. Гейдаров переехал в Турцию, но после череды неприятностей, в которых он показал себя не с самой лучшей стороны, вернулся в Россию. За вымогательство приговорен к длительному сроку — на свободу «Альберт Рыжий» выйдет только в 2021 году.

Этноним

Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год

Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.

Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.

Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».

Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.

Язык

В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда

Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.

На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Топчубашевы

Мустафа Агабек оглы Топчубашев был ученым-хирургом, доктором медицинских наук, профессором, заслуженным деятелем науки Азербайджанской ССР. Имя Топчибашева присвоено НИИ клинической и экспериментальной хирургии в Баку. Также одна из улиц города носит его имя.

Его жена — Рейхан Ибрагим кызы Топчубашева — первая женщина-художник Азербайджана. Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР.

Их сын Ибрагим также был ученым-хирургом, написал больше 100 научных произведений, которые издавались в разных странах. Помимо этого Ибрагим был композитором и автором музыки и слов около двадцати песен. Стал первым врачом-хирургом в стране, кто использовал музыку в терапевтических целях во время операций.

Дочь Земфира была доцентом I кафедры акушерства и гинекологии и президентским стипендиатом.

Дочь Эльмира — доцент Бакинской музыкальной академии, учитель фортепиано, получила звание заслуженного учителя.

Джейхун Топчубашев — сын Ибрагима — хирург, главный врач Центральной клинической больницы Баку. Получил почетную стипендию за долгосрочную плодотворную деятельность в сфере здравоохранения в Азербайджане.

Источник фотографии: ru.wikipedia.org

№10. Даглиев Талех («Толик Ногинский»)

Родился Даглиев в небольшом городке рядом с Баку, но переехал в Ногинск Московской области, где и стал известен среди криминального сообщества. Быстро стал в городе положенцем и выполнял роль арбитра в криминальных разборках. Был коронован в Турции в сентябре 2014 года. В сентябре 2016 года попал в СИЗО «Матросская тишина», где у него произошел конфликт с Сергеем Асатряном («Осетриной-младшим»), отказавшимся признавать в нем «вора».

С подачи Асатряна Даглиев был лишен титула, однако после вынесения приговора и отправки в ростовскую колонию, «воровская корона» была ему возвращена. В марте 2019 года «Толик Ногинский» вышел на свободу, и с того момента он продолжает выполнять свои функции «смотрящего» по Ногинску.

Древность[править]

Первое письменное упоминание об Азейбраджане имеет 54 308 428 790 203 478 762 340 052 723 346 983 453 487 023 489 987 231 275 412 390 872 348 475-летнюю древность. Найдена она была на древнем iКамне. На нём изображено государство iЗейбраджан, которое охватывает большую часть Евразии (территория Великого Турана). Азербайджанские учёные, совместно с британскими учёными разгадали тайну этой карты. На карте помимо iЗейбраджана изображены Великобритишпетролюм, Коварный Дашнакитай (который оккупировал 20% — Нагорно-Монгольскую Степь) и жыдомасонская Йабунйа (которая содействовала оккупации Нагорно-Монголии, и в свою очередь оккупировала Сектор Айна и Западный берег реки Хуй-ан-Хей).

Древнейшая карта мира изображенная на iКамне: iЗейбраджан (зелёный) со столицей в Гарабахе, Великобритишпетролиум (коричневый), Коварный Дашнакитай (красный), оккупированная Нагорно-Монгольская Степь (сиреневый) и жыдомасонская Йабунйа (синий)

В -ом веке Д.Х произошло великое сражение между армиями Азейбраджана и Бобруйска близ Сыктывкара. Сражение длилось 37 с чем-то полуночей и завершилось в ничью.

Дагестан

Основная статья: Азербайджанцы в Дагестане

В 2010 году в республике проживало 130 919 азербайджанцев — это шестая по численности населения этническая группа этого региона. Большинство из них живут в городе Дербент, составляя около трети населения этого города и его пригородов и большинство (58,1 %) населения Дербентского района, а также компактно расселены в Табасаранском (19 %), Рутульском (4 %, село Нижний Катрух) и Кизлярском (3 %, сёла Большебредихинское и Персидское) районах. Азербайджанцы проживают также в городах Махачкала, Хасавюрт, Буйнакск, Кизляр.

В Дагестане азербайджанцы имеют собственные газеты и журналы на родном языке, школы, где занятия проводятся на азербайджанском языке, и Азербайджанский государственный драматический театр в Дербенте. Традиционными занятиями азербайджанцев в Дагестане являются ковроткачество, златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня и др..

Большинство азербайджанцев Дагестана являются коренными жителями региона, малая часть являются потомками иммигрантов из Ирана, переселившихся в XIX веке (ранние советские переписи населения ошибочно записывали их персами). Эти семьи подверглись депортации в 1930-е годы, как и большинство населения с иностранным гражданством на территории Советского Союза.

Большинство азербайджанцев в Дагестане исповедуют шиитский ислам.

На протяжении веков азербайджанский язык был лингва-франка южного Дагестана.

Отмечать все праздники мира

Азербайджан на протяжении всей своей истории был страной, где бок о бок проживали разные конфессии. Никогда перед нацией не стоял выбор – или то, или другое, не стоял вопрос и об отказе от собственных национальных традиций. Выбор всегда был в пользу синтеза культур.

Толерантность и терпимость к другой вере получили развитие ещё в доисламский период, когда здесь были распространены христианство и зороастризм. Именно тогда и зародился весенний праздник Новруз, который и по сей день празднуется азербайджанцами с большим размахом. Также весной отмечают и советский Всемирный женский день, и американский День Мамы, День Папы, День Победы, День Цветов, День Республики и даже Пасху с Песахом.

Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку.

К примеру, для тебя это может быть удивительно, но на Пасху на полках в кондитерских магазинах страны можно встретить … куличи, которые покупают не только православные христиане, отмечающие праздник. А что, если есть возможность в очередной раз ощутить вкус праздника, кто же ей не воспользуется.

Отличить по имени и фамилии

Очень просто отличить армянина от азербайджанца по имени.
Согласно опубликованным армянским Национальным статистическим комитетом данным,
в последнее десятилетие в Армении самыми популярными именами для мальчиков
являются Наре, Давид, Самвел, Тигран и Гор. Девочек чаще всего называют Мария, Нарэ,
Мане, Мариам, Элен, Лусине.

В Азербайджане в пятерку самых распространенных мужских имен
входят Юсиф, Али, Гусейн, Омар и Угур. У девочек самые популярные имена — Захра,
Нурай, Зейнаб, Марьям, Айлин. При этом нередко детям в Азербайджане дают
двойное имя — Курбан Али, Ага Муса.

Современные армянские фамилии чаще всего заканчиваются на
суффикс «ян» (Петросян, Акопян, Шагинян). Суффикс выражает принадлежность к
роду, берущему начало от прародителя, чье имя используется в качестве фамилии.
Например, Саркисян — это дочь или сын Саркиса. Такая форма фамилии вошла в
употребление примерно с XVIII века.

Исконные азербайджанские фамилии оканчиваются на «заде»,
«оглу» и «кызы». Формы «заде» и «оглу» означают «сын» (Ибрагим-заде,
Ибрагим-оглу), а «кызы» — дочь (Захра Мамед-кызы). С приходом советской власти большинство азербайджанцев
русифицировали фамилии. Сейчас самая распространенная фамилия в стране —
Мамедов, ее носит каждый шестой азербайджанец.

В других регионах России

См. также: Азербайджанцы в Санкт-Петербурге

В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.

В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.

В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. Ожидается, что в 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, будет назван в честь Салманова после онлайн-голосования.

В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.

Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.

По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.

Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002
27 987 43 123 70 947 95 689 152 421 335 889 621 840

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector