Чукчи

Религия и социальный строй

По вере чукчи анимисты. Они очень близки с природой, поэтому обоготворяют все природные явления, животных, растения. Люди боятся злых духов, поэтому очень трепетно относятся к амулетам, защищающим от болезней, различных бед. Главное божество – ворон Куркыль, сотворивший все живое на Земле.

В ХХ веке многие чукчи были вынуждены принять православие. Но среди кочующих племен люди придерживаются традиционной веры. Они имеют семейные реликвии. Чукчи бережно хранят деревяшки с изображением предков, передающийся из поколения в поколение бубен, различные талисманы, амулеты.

До XVIII века у чукчей преобладала патриархальная семейная община. Люди совместно вели хозяйство, жили в одном шалаше. У береговых чукчей была байдарка, от ее размера зависела численность общины. В конце XVIII века связи между людьми ослабились. Постепенно большая патриархальная семья распалась, ее сменила малая семья.

С эскимосами

С эскимосами, живущими на Аляске, чукчи находились в состоянии постоянной войны. Эти войны, как указывает в работе «О боевой тактике и военном менталитете коряков, чукчей и эскимосов» историк Андрей Сергеевич Зуев, носили не только грабительский характер, но и велись за обладание богатыми морскими угодьями.

На противоположный берег Берингова пролива чукчи добирались зимой по льду, а летом на байдарках – больших лодках, обтянутых толстыми моржовыми шкурами. Эти лодки могли достигать в длину девяти метров и брать на борт 12 воинов-гребцов. Иногда в набеги на Америку собиралось до 300—500 человек. В XVIII веке набеги на Аляску чукчи осуществляли ежегодно, а самый последний военный конфликт был зарегистрирован в 1840 году.

Эскимосы знали, что чукчи коварны, и даже мирная торговля с ними может окончиться столкновением. Как свидетельствовал судовой врач Карл Мерк из экспедиции Биллингса-Сарычева, как только аляскинские эскимосы видели чукч, сразу надевали доспехи и уже не выпускали из рук оружия.

Если чукчи сталкивались с аляскинскими эскимосами в море, то бой начинался с перестрелки из луков, а в некоторых случаях приводил к «водолазной» войне: умеющий плавать чукотский воин нырял в море и вспарывал ножом лодку противника. Все находящиеся в ней тонули в ледяной воде. Однако нырять в воду отваживались нечасто – море считали обиталищем злых духов кэлё (кэлы).

Большая часть военных действий велась на суше: чукчи ждали, когда эскимосские мужчины уйдут на охоту, нападали на стойбище и грабили: забирали пушнину, продукты, утварь, табак, шкуры моржей и тюленей и уводили в рабство женщин и детей. Нападение могло происходить и на рассвете, когда все спали.

Законы брака у чукчей

Чукчи никогда не были многочисленным народом, а потому они всячески стараются поддержать молодые семьи и детей. Даже если в семействе происходит горе, потеря кормильца, никто в поселении не оставит малышей и их мать на произвол судьбы.

Не только в старину, но и сегодня чукчи нередко заключают «групповой брак». Его суть заключается в объединении нескольких семей, что поддерживают друг друга.

Для бедняков групповой брак – превосходная возможность породниться с более богатыми и влиятельными соплеменниками. Как отмечает этнограф Владимир Богораз, в таких объединённых семьях часто происходит обмен жёнами. После вступления в групповой брак никто не придерживается ранее установленных пар супругов.

В групповом браке все дети считаются общими, что часто становится настоящим спасением для бездетных мужчин. Для чукчей рождение ребёнка – главный праздник семьи, а потому в таких объединённых семьях каждый из родителей считается его отцом или матерью. Соответственно, и о пожилых родителях повзрослевшие дети непременно позаботятся, даже если не являются их биологическими потомками.

В некоторых районах Чукотки, в зависимости от конкретного племени чукчей, существует и другая семейная традиция, от которой в шоке многие европейцы. Когда в дом приходит гость-мужчина, радушный хозяин стремиться угодить ему во всём.

Эдуард Таерагтин, Чукча, Вторая бригада Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

К угощениям и гостеприимному приёму супруг нередко добавляет и свою жену. У чукчей не просто нет ревности – напротив, близость с гостем может подарить семье детей, которым хозяин будет рад больше, чем собственным.

Причина такой «странности» заключается в необходимости «обновлять» кровь. Из-за малочисленности среди чукчей нередки близкородственные браки, в которых рождаются слабые и больные дети.

И-за этого чукотские мужчины нередко предлагают своих жён в качестве развлечения для русских путешественников или иностранцев. Как бы это шокирующе ни звучало, но ничего аморального здесь нет – только потребность народа в выживании.

Чукчи

Известные люди

Несмотря на то, что чукчи — народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Этноним

Привычное нам название “чукчи” появилось не слишком давно. Так несколько веков тому назад русские и якуты стали называть основное население Чукотки. Как считают исследователи, в основу именования легло слово “чаучу”, что в переводе с чукотского наречия значит “богатый оленями”.

Именно так называли себя оленеводы. Но, как я сказала, у чукчей существует несколько групп, различающихся по месту расселения и виду деятельности. К примеру, приморские собаководы называли себя анкальын (в переводе “анкы” означает “море”).

А вот самоназвание чукчей вам вряд ли приходилось слышать. Звучит оно как оравэтльат, а переводится “настоящие люди”. То есть предки чукчей указывали, что именно они являются истинными хозяевами, “людьми” своих земель.

Чукчи воины из книги Александра Нефёдкина «Военное дело чукчей»

Внешность чукчей

Тип чукчи смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов и якутов, и чаще, чем у последних; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком.

Среди женщин чаще встречается тип монгольский, с широкими скулами, расплывшимся носом и вывороченными ноздрями. Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей.

Зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчи во время работы легко высвобождают руки.

Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, а также камлейки из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Большая часть украшений чукчей — подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками) — имеют религиозное значение, но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек.

Оригинальный узор на одеждах приморских чукчей— эскимосского происхождения; от чукчей он перешел ко многим полярным народам Азии. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Гигиена

Раньше чукчи мылись крайне редко. Дело было не в недостатке топлива и воды, просто люди искренне верили, что в процессе купания смывают здоровье и силу.

Иногда они собирали сухие веточки, разводили костер, снимали одежду и измазавшись жиром нерпы, становились возле огня. Под воздействием высокой температуры сало начинало таять и перемешивалось с грязью. Через некоторое время люди брали скребки и счищали им получившуюся массу.

В перерывах между такими «водными процедурами» для удаления загрязнений чукчи просто надевали шкуру ворсом вниз. Волосинки терлись о кожу и потихоньку чистили ее. Даже несмотря на то, что к современным чукчам также дошел технический прогресс, они по-прежнему редко моются.

По словам людей, жир, которым покрывают тело, защищает от сильных морозов. Если посвятить время водным процедурам, то можно замерзнуть за несколько минут. Из-за того, что жители Севера редко моют волосы, часто страдают от вшей. Для удаления паразитов, они периодически ополаскивают голову мочой.

Новые чукчи

У современной России есть несколько общих черт с Чукоткой образца 1641 года. Мы, точно так же, как и «свирепые чукчи»,

  • захватываем земли соседних государств и умудрились испортить отношения практически со всеми своими соседями;
  • уверены в своей непобедимости, а из дня победы умудрились раздуть чуть ли не культ войны;
  • владеем огромными, труднодоступными, плохо приспособленными для жизни и малонаселёнными территориями;
  • испытываем нескрываемое презрение к окружающим нас «чуркам», «хохлам», «пиндосам», «черножопым», «хачам» и «гейропейцам», то есть вообще ко всем;
  • наплевательски относимся к жизни — как к чужой, так и к своей собственной.

Но основное и самое опасное сходство — не в этом. Хуже всего то, что мы, подобно чукчам, построили всю свою экономику вокруг одного ресурса.

Чукчи умели производить еду и одежду, а всё остальное — табак, чай, сахар, соль и, главное, железо выменивали у чужеземцев за пушнину, не будучи в состоянии произвести это самостоятельно. А нет железа — нет и цивилизации.

Наши потребности куда шире, чем у чукчей, но большую часть необходимых нам товаров мы точно так же вымениваем на природные ископаемые ресурсы — нефть, газ, металлы.

Еду и одежду мы ещё худо-бедно можем произвести, хотя наши бесплодные потуги на ниве импортозамещения и не дают особых поводов для оптимизма. А вот электронные компоненты, современные процессоры и промышленное оборудование, без которого в XXI веке делать нечего, мы сделать уже не можем.

Либо мы ликвидируем это отставание, либо нас ждёт судьба всех недоразвитых цивилизаций: один из трёх вариантов, приятных среди которых нет в принципе.

Геральдика Чукотки

В качестве заключения нашей статьи нельзя не упомянуть о геральдике полуострова. Она весьма интересна, красочна и немного наивна. Однако в гербах и флагах Чукотки отражена вся специфика этого уникального региона.

Начнем с флага Чукотского муниципального района. На нем мы видим лодку с пятью гребцами и охотником, вооруженным длинным копьем. Лодка плывет на фоне желтого солнца. На этом полотнище изображено одно из главных занятий местных жителей – охота на крупного морского зверя (тюленей, моржей и китов).

А вот на гербе того же Чукотского района изображен морж (на фоне административной карты района) и шесть оленей, символизирующих еще одно традиционное занятие чукчей – оленеводство.

Не менее интересен герб соседнего Провиденского района. На нем мы видим изображения кита и морского якоря. Обе фигуры помещены на герб района неслучайно. Кит символизирует традиционный для этих краев китобойный промысел, а якорь напоминает о том, что в пгт Провидения расположен один из важнейших портов Русской Арктики.

В основе языческой религии чукчей лежит верование в духов

Религиозные воззрения древних и некоторых современных чукчей во многом пересекаются с воззрениями на религию других палеоазиатских народов Сибири. Их основа — вера в духов, а именно одухотворение всех явлений и предметов окружающей действительности.

При этом у чукчей вселенная представлялась в виде трех, пяти или семи миров. Главное божество носило название Творец или же Верховное Существо. Оно обитает в Верхнем мире и с ним отожествлялись: Зенит, Полдень, Рассвет, Полярная звезда.

Иллюстрация к чукотской сказке «Куличок и ворон Куркыль». Мифический ворон Куркыль — это в чукотских мифах создатель вселенной. Фото: planetaskazok.ru

Крещеные чукчи связывали его образ со Христом. Иногда в его роли выступает мифический Ворон Куркыль, который создает землю, диких и домашних животных, а также научил людей жить в тундре. Согласно мифологии чукчей, Солнце — это человек в блестящих одеждах, ездящий по небу на оленях или же собаках, Луна — солнце злых духов, Северное сияние — души умерших предков, играющие на небе в мяч.

Кроме того, Млечный путь выступает в мифах в качестве песчаной реки, Полярная звезда — небесная привязь, вокруг которой ходят все звезды. В Верхний мир попадают через отверстие в Полярной звезде, по радуге или же солнечному лучу.

Вселенная у чукчей насчитывала 3, 5 или 7 миров.

У чукчей также бытовали представления о человеческих душах. При этом невидимую душу они связывали с образом черного жука. Кроме того, имелись понятия о душах отдельных органов и частей тела. Отсюда выводилось понятие о причинах болезней.

Они, согласно чукотским верованиям, объяснялись кражей души вредоносными духами, которые разделялись на несколько категорий. Обычно в злых духов превращались умершие родственники. Для защиты от них использовались амулеты, татуировки, магические заклинания

Рисунок амулетов, изображающих чукотских духов-охранителей. Чукчи считали, что от злых духов можно спастись при помощи алиментов, оберегов и особых обрядов. Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com

Кроме того, также существовал культ духов-хозяев животных: нерпы, кита, моржа и т.д. В чукотской среде широко развиты обряды и праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом. Они устраивались для «возрождения» промысловых животных, а также обеспечения удачной охоты.

Эти обряды осмыслялись в качестве акта благодарения животных и их духов-хозяев за добычу. Были также распространены жертвоприношения собак и оленей, а также культ огня.

Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны — длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.

 

Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.

 

Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Вышивка

А вы знали, что раньше племена Крайнего Севера расшивали одежду волосом оленя? Материал брали из подшейного отдела животного. Сегодня мастерицы используют обычные магазинные ленты и нити. Чукчи привыкают вышивать обыкновенными мулине. Но в качестве инструмента продолжают пользоваться жилами.

Вышивка получается в виде рисунка или аппликации, выполняемой декоративным швом.

Украшают чукотские мастерицы все – обувь, пояса, головные уборы, сумки и т.д. В качестве декоративных элементов часто используют полоски ровдуги (замши), всевозможные лоскутки, мех и кожу.

Нередко можно увидеть народные узоры в виде различного сочетания квадратов, полос всех цветов. Такие орнаменты смотрятся красиво и несут в себе определенный смысл. К примеру:

  • светло-темные оттенки – соседство тьмы и света;
  • шахматный узор – тропа оленя;
  • круг – это солнце.

Чукчи – потомки великого ворона

Старинное название чукчей не слишком похоже на современное. Некогда этот народ назывался «чаучау», что переводится с местного наречия как «племена, богатые оленями». На мой взгляд, это очень точное определение. На протяжении многих веков именно олени были главными кормильцами и помощниками чукчей, что использовали их как ездовых животных, делали из оленьих шкур одежду и утепление для жилища.

В древних чукотских преданиях рассказывается о том, что прародителем народа стал ворон Куркыль. Благодаря ей и многим северным животным появилась жизнь на земле. Чукчи были сотворены Куркылем первыми, а остальные народы (коряки, эвенки) появились позднее, уже в качестве помощников чукчей.

Стоянка чукчей

Верования и обряды

Христианизация практически не затронула чукчей. В начале двадцатого века православными числились около 1,5 тыс. чукчей. Была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывали действию злых духов (келет), охотящихся за человеческими душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по мужской линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, перед этим одевали в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжёлой болезни, горя, обиды и т.д. часто предпочиталась добровольная смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубнах, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Традиционные праздники были связаны с хозяйств, циклами: у «оленных» чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники приморских чукчей близки к эскимосским. Весной праздник байдары по случаю первого выхода в море. Летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей. Осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой. Праздники сопровождались танцами с бубном, пантомимой, жертвоприношениями. У «оленных» чукчей в жертву приносили оленей, мясо, фигурки из жира, снега, дерева и др., У приморских — собак.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамериканских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге и др.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. — делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуальных танцев, были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. «горлом петь»), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

Как здороваются чукчи?

Для нас это может показаться диким явлением, но при встрече некоторые чукчи часто обнюхивают друг друга. Этот ритуал нередко заменяет им объятия и является доказательством того, что у представителей этого народа хорошо развито чувство обоняния. Например для мужчин нормально прийти домой и прижаться к своей жене и детям, чтобы вдохнуть запах их одежды. Считается, что в военные времена чукчи могли по запаху костей узнать, чьи останки они нашли — своего человека или врага.

Если вам интересно узнать подробности о жизни представителей других народов, рекомендую почитать материал о 100 неконтактных племенах мира. В нем моя коллега Любовь Соковикова рассказала об особенностях жизни аборигенов, которые отказываются подпускать к себе чужаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector