Многоликая грузия: какие народы проживают на территории этой страны

христианство

Страница из редкой грузинской Библии , датируемой 1030 годом нашей эры, изображающая воскресение Лазаря.

Согласно православной традиции, христианство впервые проповедовали в Грузии апостолы Симон и Андрей в I веке. Это стало государственной религией Картли (Иберия) в 337. Превращение Картли в христианство зачисляется св.Нино из Каппадокии . Грузинская Православная Церковь , первоначально часть Антиохийской Церкви , получила свою автокефалию и разработала свое доктринальное специфику постепенно между 5 и 10 веками. Библия была также переведена на грузинский язык в 5 — м веке, как грузинский алфавит был разработан для этой цели. Как и везде, христианская церковь в Грузии имела решающее значение для развития письменного языка, и большинство самых ранних письменных произведений были религиозными текстами. С первых веков нашей эры в Грузии широко практиковались культ Митры , языческие верования и зороастризм .

Христианство постепенно вытеснило все прежние религии, кроме зороастризма, который стал в некоторой степени второй установленной религией в Иберии после мира в Ацилисене в 378 году, который навсегда поставил грузин на передовую линию конфликта между исламским и христианским миром . Грузины оставались в основном христианами, несмотря на неоднократные вторжения мусульманских держав и длительные периоды иностранного господства. После того, как Грузия была присоединена к Российской империи , то Русская Православная Церковь взяла на себя грузинскую церковь в 1811 году.

Грузинская церковь восстановила автокефалию только после того, как в 1917 году закончилось русское правление

Однако советский режим , правивший Грузией с 1921 года, не считал возрождение грузинской церкви важной целью. Советская власть принесла с собой жестокие чистки грузинской церковной иерархии и частые репрессии в отношении православного богослужения

Как и везде в Советском Союзе, многие церкви были разрушены или превращены в светские постройки. Эта история репрессий способствовала включению религиозной идентичности в сильное националистическое движение и поискам грузин для выражения религии вне официальной, контролируемой государством церкви. В конце 1960-х — начале 1970-х годов лидеры оппозиции, особенно Звиад Гамсахурдиа , критиковали коррупцию в церковной иерархии. После того, как Илия II стал патриархом (католикосом) Грузинской православной церкви в конце 1970-х годов, грузинское православие пережило возрождение. В 1988 году Москва разрешила патриарху начать освящение и открытие закрытых храмов, и начался масштабный процесс реставрации. Грузинская православная церковь вновь обрела большую власть и полную независимость от государства после восстановления независимости Грузии в 1991 году. Это не государственная религия, но ее особый статус признан Конкордатом 2002 года .

Помимо Грузинской православной церкви, христианство в Грузии представлено последователями Армянской апостольской церкви и Русской православной церкви , а также Грузинской католической церкви, которая в основном следует латинскому или армянскому обряду.

Исследование 2015 года оценивает примерно 1300 верующих христиан из мусульманского происхождения в стране, большинство из которых принадлежат к той или иной форме протестантизма.

История

Нино из Каппадокии

Христианство имело преобладающее религиозное влияние на территории современной Грузии, по крайней мере, с четвертого века нашей эры, когда , как говорят , Нино Каппадокийская , дочь римского полководца, проповедовала в Картли (современная восточная и южная Грузия). ; также известный как Иберия ) и был ответственен за обращение короля и королевы и их семьи. Христианство в Картли первоначально было организовано под юрисдикцией Антиохийской церкви , но в конце 5-го века католикос (главный епископ) был назначен для города Мцхета , что дало церкви в королевстве степень местной автономии. Единое грузинское царство, включающее Картли и Колхиду (современная Западная Грузия), сформировалось к 1008 году при Баграте III . В 1010 году церковь в едином Грузинском царстве стала автокефальной (самоуправляющейся), а ее католикос ( Мелхиседек I ) был возведен в сан патриарха и получил официальный титул Католикоса-Патриарха всея Грузии .

Кетеван из Мухрани

С 13 по 18 века Грузия неоднократно подвергалась вторжению монголов , османов (турок) и Сефевидов (персов), а к концу 15 века Грузинское королевство стало раздробленным. Известной христианской мученицей этого периода была Кетеван из Мухрани , царица, замученная до смерти в 1624 году после отказа правителя Сефевидов ( Аббаса I ) отречься от христианства и принять ислам .

В 1801 году царства современной восточной и центральной Грузии были оккупированы и аннексированы Российской империей . Российские власти отменили независимый статус грузинской церкви и подчинили регион Русской православной церкви ; использование грузинского языка в литургии было запрещено, а многие церковные здания в Грузии были разрушены и пришли в упадок. ГПЦ (ГПЦ) восстановил свою автокефалию после свержения царя Николая II в 1917 году, но грузинская церковь была подвергнута возобновленными домогательства в 1920 — х и 1930 — х годах вновь созданный Советского Союз , во время правления грузинского происхождения советского лидер Иосиф Сталин .

Илия II

В рамках усилий Сталина по объединению советских граждан против нацистской угрозы во время Второй мировой войны государственное преследование религии было несколько ослаблено, а независимость ГПЦ от русской церкви была вновь официально признана в 1943 году. Возврат ограничений на религиозные организации после окончания войны и общая коррупция, охватившая руководство Грузинской ССР в начале 1970-х годов, затронула церковных чиновников в Грузии. Когда Илия II стал патриархом ГПЦ в 1977 году, он приступил к обновлению церкви, руководя ремонтом заброшенных церквей, а также строительством новых церквей. ГПЦ присоединилась к Всемирному совету церквей (ВСЦ) в 1962 году, а Илия II занимал пост президента ВСЦ с 1979 по 1983 год.

Власть и престиж ГПЦ в грузинском обществе значительно возросли после назначения Илии II патриархом в 1977 году. В 1990 году Константинопольский Патриархат («первый среди равных» восточно-православных прелатов) официально признал автокефалию ГПЦ и утвердил Илию II титул Католикоса-Патриарха всея Грузии.

В поисках предков грузин

Даже в наш век продвинутых технологий происхождение грузин остаётся загадкой, над которой бьются исследователи. Это, как я сказала, спорный вопрос, ведь мнения учёных в нём кардинально расходятся.Проблема в том, что любой народ формируется достаточно долго, а в случае с территорией Грузии мы имеем ещё и разнообразие древних племён, что могли стать предками грузин.

Первыми интерес к истории появления грузин проявили представители этого народа. В XI веке историк Леонтий Мровели заключил, что все кавказские народы объединяет один предок, Таргамос, что являлся сыном самого Ноя.

Грузинский крестьянин в селе Местиа, 1888 г.

У него родилось восемь сыновей, каждый из которых стал прародителей одного из народов Кавказа. Несмотря на то, что выводы о родстве кавказских племён были сделаны много веков назад, многие историки поддерживают эту идеи и сегодня.

Если же говорить не о теориях и легендах, то первые поселения людей в Грузии были обнаружены более полутора миллионов лет тому назад. Конечно, в то время говорить о грузинах как сформировавшемся народе не приходится, однако первые люди палеолита являлись их далёкими предками.

Пол Франкен «Тифлис, 1859 г.», сегодняшний Тбилиси

В Иверии святая Нина исцеляла людей своими молитвами

В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках. Очень скоро о ней узнали повсюду. Она оказывала помощь многим страждущим людям.

Когда узнали о её помощи людям, к ней стали стекаться больные и хромые. Призывая имя Господне, святая Нина исцеляла их, и рассказывал им о Боге, который сотворил небо и землю. Эти проповеди о Христе и чудеса, которые совершала святая Нина, ее добродетельная жизнь, стали действовать на жителей Иверии. После этого многие из грузин уверовали в истинного Бога и приняли крещение.

Таким образом, святая Нина обратила ко Христу в Грузии и самого царя Марианна. До этого он был язычником. Тогда же из Константинополя были вызваны епископы и священники, был построен первый в мире храм во имя Святых Апостолов. То время уже почти вся империя приняла христианство.

На данном изображении мы можем увидеть крещение Грузии. Тогда же и был построен первый православный храм в Грузии во имя Святых Апостолов благодаря святой Нине. Фото: deva-apostol.moseparh.ru

Но святая предпочитала больше жить в уединении. Она продолжал обращать в христианство всех идолопоклонников. Жила она много лет на горе, после чего решила отправиться в Кахетию. В Катехии она обратила в христианство саму царицу Софию.

14 января 335

святая Нина скончалась

После кончины святой Нины царь Мариан, некогда принявший христианство, воздвиг храм во имя великомученика Георгия. Великомученик Георгий был дальним родственником самой святой Нины. Именно поэтому религия в Грузии считается православный, и это заслуга святой равноапостольной Нины. Именно она в свое время обратила всех грузин к христианству.

Апостольская проповедь

Священное предание гласит, что Грузия (Иверия) была апостольским жребием Богородицы. После событий, сопровождавших Вознесение Господне, все апостолы пришли в Сионскую горницу и бросили жребий, кому в каких землях проповедовать, Божия Матерь тоже захотела поучаствовать в проповеди христианства. Ей был определен жребий идти в Иверскую землю, но голосом с неба Христос велел Богородице пока оставаться в Иерусалиме, а на север отправиться святому апостолу Андрею Первозванному.

В путь святой Андрей отправился с нерукотворным образом Пресвятой Девы Марии. В Грузии апостол Андрей обошел много городов и селений, проповедуя Христово Евангелие в сопровождении чудес. Жители города Ацкури, увидев чудо воскрешения сына вдовы, попросили крестить их. Святой Андрей выбрал для новых христиан епископа, священников и дьяконов и, уезжая, подарил жителям Ацкури нерукотворный образ Девы Марии.

Святой Андрей Первозванный — не единственный апостол, который проповедовал в Грузии. Осталось предание, что в Грузии также бывали ученики Христа Матфей и Симон Кананит. Апостол Симон проповедовал христианство местным жителям, но те не хотели менять свои верования и побили его камнями. Паломникам показывают место мученической кончины святого апостола у лесного ручья близ поселка Новый Афон, а также место его захоронения, над которым сейчас возвышается храм Симона Кананита.

Также из древних источников известно о том, что в Восточной Грузии проповедовали святые апостолы Варфоломей и Фаддей. То, что святые апостолы были в Грузии, подтверждают и грузинские хроники, и греческие и латинские авторы, а также археологические факты. Из них можно сделать однозначный вывод, что в первых трех веках нашей эры на территории Грузии были христианские церкви. Ириней Лионский в ряду христианских народов упоминает также и иберов, то есть грузин.

В первые века существования христианства оно подвергалось жестоким гонениям. Так уже в начале II века произошла мученическая кончина святого Сухия и его дружины. Положение спасла проповедь святой Нины, за что Грузинская православная церковь почитает ее как равноапостольную. Благодаря ей христианство в Грузии стало государственной религией.

Святая Нина привела всю Грузию к христианству и Богу

Родилась святая Нина в 280 году в Каппадокии. Говорили, что ее отец был родственником великомученика Георгия. А мать ее была сестрой самого Иерусалимского Патриарха. По преданию, святая Нина отправилась в Индию для того, чтобы найти Хитон Господень. В настоящее время Иверия находится на территории Грузии.


Большой вклад в религию во всей Грузии оставила святая Нина. Именно она привела ее к христианству

Однажды воспитательница Нины рассказала о том, что Хитон Господень был перенесен из Иерусалима в Мцхету. Но самая главная цель, которую возложила на нее сама Пресвятая Богородица — это было просвещение и вера. Вера — это первый удел Божией Матери.

Тогда Нина захотела отправиться в ту страну, где находился Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии. Гробница Сидонии находилась там, где был погребен Хитон Христа. Нина очень хотела приложиться к нему.

Также она очень сильно хотела посвятить себя проповеди евангелия всем жителям Грузии. В своих видениях Господь являлся к святыне и благословлял ее на этот подвиг. Пресвятая Матерь чудесным образом однажды вручила Нине крест из виноградной лозы. Как выглядит этот крест можно увидеть на фото ниже.


Крест из виноградной лозы, который по преданию был вручен святой Нине от Пресвятой Богородице. Фото: tamartour.ru

Также во времена святой Нины правил римский император Диоклетиан. Тогда же святая Нина и другие девушки христианки бежали. Когда они уже оказались на территории Армении, царь получил письмо от императора, в котором говорилось о беглянках. Также в этом письме говорилось об одной красивой девушке. Когда царь Армении узнал об этом, он решил завладеть ею. Но, он получил отказ, за это он изрубил всех дев.

На удивление спаслась только одна святая Нина, и уже в одиночестве, она решила продолжить свой подвиг веры. Именно после этих событий царь Армении заболел тяжелым нервным недугом.

Основные направления религии

За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.

Православие

К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии. Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.

Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.

Армянская церковь

Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.

Католицизм

Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.

Протестантизм

Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.

Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.

Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.

Грузины мусульмане

Так, Грузия вновь слышит исламскую проповедь, которая продолжается вплоть до 19 века. В результате из состава грузинского народа выделяются уже целые субэтнические группы грузин-мусульман — лазы, аджарцы, месхетинцы и др. Каких-либо фактов насилия при этом не отмечается.

Во второй половине 19 века многие грузины-мусульмане переселялись в соседнюю Турцию – из-за недовольства установившимся в тот период российским правлением. В результате массового исхода опустели целые деревни в Аджарии и Месхетии.

В Турции грузины — мусульмане сегодня именуются этнонимом “гюрджю”, а сами местные грузины называют себя “шавшетцами” и “имерхевцами” или выступают под собирательным названием “чвенебури”.

Процесс переселения оказал существенное влияние на религиозный состав населения Грузии. Местных мусульман стало гораздо меньше. Но и по сей день ислам — вторая по численности конфессия в этой стране.

В целом надо сказать, что до установления власти Петербурга ислам и мусульмане занимали в Грузии гораздо более заметное положение, чем в наше время, будучи не первой, но значительной неотъемлемой частью народа, его культуры, истории и идентичности. Веками Тбилиси в мире был известен как Тифлис — название, которое использовали еще арабы, а потом турки. Кстати, в официальных русскоязычных документах город именовался Тифлисом аж до 1936 года.

Какая вера у грузин: православные традиции Грузии

Несмотря на догматическое единство Православия, разные православные народы обладают своими самобытными религиозными традициями. На территории Западной Грузии до сих пор распространены обряды славословия Христу. Это священные песнопения, исполняемые молодыми людьми. Верующие встают лицом к востоку и поют духовные песни. Обычно такой обряд проходит на Рождество, в последнюю неделю перед Великим Постом, в Чистый понедельник, на Пасху и Вознесение.

В Чистый понедельник существует народная традиция просить у Бога хорошего урожая в летний сезон. При этом строят башни из снега (мурквами), вокруг снежных сооружений водят хороводы.

В праздник Пасхи традиционно принято закалывать ягненка или поросенка. Дети посещают окрестные дома, поют пасхальные песнопения и собирают в шапки яйца, угощения, деньги. Пасхальные гуляния длятся много дней подряд.

Особенное отношение у грузин веками формировалось и сохраняется к Пресвятой Деве Марии. Среди церковных праздников, посвященных Богородице, особое место занимает Успение. Множество храмов освящены в честь Успения Божьей Матери. Их также называют Сиони (от Сионской горницы – место земной жизни и Успения Богородицы).

Из святых грузины наиболее выделяют Георгия Победоносца. Его считают покровителем Грузии. Сложно найти хоть одну грузинскую семью, где не было бы родственника с именем Георгий.

Религия Грузии: вероисповедание грузин

Основная религия Грузии – христианство (более 90% населения относят себя именно к нему; при этом лишь 1 % — это католики). Православие практически государственная религия Грузии. Почти 84 % всех грузин – приверженцы Грузинской православной церкви. Но религия в Грузии сейчас – это микс разных религиозных взглядов и убеждений. Здесь уживаются христиане и мусульмане, а государство очень терпимо и лояльно относится ко всем. С 2011 года любая религиозная организация, которая является официальной хотя бы в одной стране Совета Европы, может иметь юридический статус в Грузии. Здесь чувствуют себя комфортно люди любых религиозных течений. Более 10% — это мусульмане, около 3% принадлежат к Армянской православной церкви, а также есть иудеи и протестанты.

Грузинская мечеть

Грузинская синагога

Греми

Грузия, религия которой исчисляется долгими веками, очень ценит свои святыни. Можно сказать в стране царит культ храмов и икон. Каждый год тысячи паломников со всех стран приезжают сюда, чтобы прикоснуться к древним мощам и почувствовать силу исцеляющего духа.

В 337 году Грузия официально приняла христианство. Вера в Грузии, религия – это важные составляющие жизни и каждый грузин гордится своей историей, стойкостью первых христиан и глубоко ценит их. С VI века в Грузии начали интенсивно строиться монастыри и церкви. Длительная история страны насчитывает набеги персов, османов, татар, многих иноверцев. Но, несмотря на это, православная вера осталась главной.

Свадьба

Грузинский свадебный обряд (гаумарджос) – событие, отмечаемое с большим размахом, на которое приглашаются все родственники. Отказаться от приглашения нельзя, так как это будет считаться оскорблением. Состоит гаумарджос из нескольких этапов:

Сватовство (мачанклоба) – получение от родителей согласия на бракосочетание.  Жених со своими близкими родственниками приходят в дом родителей невесты, где для них накрывают богатый стол. Получив от девушки и ее родителей положительный ответ пиршество перемещается в дом жениха.

Обручение – жених с родителями отправляется в дом невесты, где их ожидает, конечно же, грандиозное застолье, во время которого обсуждаются финансовые и организационные стороны предстоящего события.

Церемония выкупа невесты – в наши дни символическое мероприятие, носящее развлекательный характер.

Знакомство невесты с новым домом –  при осмотре дома невеста прикасается к котлу, символизирующем домашний очаг, совершает три круга вокруг горшка с маслом, родственники дарят жениху и невесте деревянные украшения, означающие Древо жизни.

Свадебное торжество – венчание в церкви, после которого молодожены проходят под аркой из кинжалов, созданной друзьями жениха. Затем следует регистрация брака в ЗАГСе. И, конечно же, великое застолье с песнями и танцами, к которому могут присоединиться все желающие!

Недуг царицы

Царица Нана отличалась упрямым характером и была ревностной поклонницей старых богов. Поэтому слухи о чудесах, творимых святой, ее только раздражали. Она вынашивала планы об изгнании христиан из города. Однако все случилось иначе. Нана сильно заболела, и все усилия лекарей ни к чему не приводили, а скорее только ухудшали положение. Молитвы идолам также не возымели действия: царица угасала.

Приближенные стали советовать ей обратиться к Нино. После колебаний царица приказала привести к ней святую. Нино выслушала посланников из дворца и передала им, чтобы государыня сама пришла к ней в палатку за исцелением. Нана сделала так, как было сказано.

Святая уложила царицу на листья в шалаше, прочитала над ней молитву и перекрестила ее крестом Богородицы. Здоровье вернулось к государыне, о чем она тут же и оповестила всех присутствующих, а затем и своего супруга. С этих пор царица стала самой ревностной защитницей Нино и христианской веры, убеждая Мириана в силе Спасителя.

Проповедь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Согласно житию святой Нины, она родилась в Каппадокии, воспитывала ее старица Нианфора, которая привила воспитаннице любовь к Богу. Однажды святая Нина прочла о хитоне Господнем и спросила наставницу, где же сейчас находится святая риза. Нианфора рассказала девушке, что часть одеяния Христова, доставшаяся по жребию одному из воинов, была отнесена им в город Мцхет в стране Иберийской, что находится на северо-восток от Иерусалима.

Святая Нина узнала также, что жители этой страны по-прежнему находятся во тьме языческого неверия. Воспылав желанием найти хитон Господень, святая Нина молилась ночами Богородице, и наконец Святая Дева явилась ей во сне, повелев идти в страну Иберийскую и благовествовать Евангелие Христово. Богородица пообещала быть покровительницей святой Нине и вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы.

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест, поцеловала его, связала своими волосами и рассказала дяде, патриарху Иерусалимскому, о видении. Дядя благословил племянницу на подвиг проповедования христианства в незнакомой стране, куда Нина и отправилась вместе с царевной Рипсимией, наставницей Гаианией и 53 девами, бежавшими в Армению от гнева нечестивого языческого царя Диоклетиана.

После мученической кончины своих спутниц святая Нина отправилась по повелению ангела на поиски города Мцхета

Там она вскоре стала известна среди людей благодаря чудесам исцеления, которые случались по ее молитвам, чем привлекла внимание царицы Наны. Исцелившись от тяжелой болезни по молитвам святой Нины, царица уверовала во Христа, а затем благодаря чудесному спасению на охоте обратился в христианство и царь Мириан

Это послужило спасению всего Иберийского народа.

Царь отправил в Грецию к святой царице Елене и святому царю Константину I Великому послов с просьбой направить к нему епископа и священнослужителей, дабы его народ был крещен и научен вере Христовой. К их приезду в городе Мцхете было начато строительство храма, который впоследствии стал духовным центром Грузии. Присланный царем Константином Великим Антиохийский епископ Иоанн со священником Иаковом и дьяконом положили начало церкви в Грузии. Впоследствии священник Иаков с Ниной просветили и другие земли страны Карталинской (Грузии). Святая Нина почила в преклонном возрасте, ее нетленное тело было сокрыто под спудом.

В честь святой Нины освящены множество церквей, в особенности в женских училищах. В 1860 году митрополит Исидор, будучи экзархом Грузии, перевел с грузинского на славянский язык службу равноапостольной Нине и издал ее для богослужебного употребления.

Спорт Грузии

Многогранен и увлекателен спорт Грузии. В стране есть свои виды спорта, которые более не распространены нигде. Так, уникальной по своему содержанию является конноспортивная игра цхен-бурти, правила которой заключаются в следующем: грузинские конники делятся на 2 команды по 6 игроков. Игроки взбираются на лошадей, вооружаются ракетками на длинных рукоятках и наносят удар ими по мячу. Главная задача попасть как можно больше раз в ворота противника. Если говорить о видах спорта, то особенно развит горнолыжный спорт, сноуборд, легкая атлетика и теннис.

Яндекс Новости

Google Новости

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector