Религия в бразилии

Под защитой бандитов

В Рио больше десятка фавел, и зачастую одна переходит в другую, чужаку в таких нюансах не разобраться. При этом отношения между жителями разных фавел могут быть напряженными или, наоборот, дружескими. И это не про отношения между людьми, это, конечно, про отношения между бандитами.

Мы гуляем по району и за двадцать минут оказываемся поблизости от двух других фавел. Для меня нет разницы, все они выглядят одинаково. Одинаковые домики, собранные из того, что было, одинаковые торговцы на перекрестках, у которых в больших коробках, в каких раньше на рынках продавали цыплят или кроликов, лежат свертки с чем-то разным, вероятно, противозаконным. Но власть в этих фавелах разная. И для местных это играет роль.

Эта власть управляет жизнью людей, которые живут на подконтрольных им территориях. Энрике говорит, что управляет не так-то плохо, если честно.

Например, тут без проблем можно открыть свое кафе, если платить местным 250 реалов каждый месяц (около 3,5 тысяч рублей), и никто не будет требовать больше, но зато эта «крыша» гарантирует тебе безопасность. Это что-то вроде налога, местных это устраивает.

«Если нужна тебе операция дорогая или ребенка выучить, государство не даст тебе денег на это никогда, а бандиты дадут. Всегда дадут. Но потом попросят услугу взамен: если кто-то придет к тебе и спросит о них, об их бизнесе, ты ничего не расскажешь, ты ничего не видел, ничего не знаешь, молчание — цена. И людей это устраивает: они знают, что за молчание они могут получить лекарство или учебники для детей», — рассказывает мой знакомый.

Он не оправдывает бандитов, но пожимает плечами, говорит, что люди просто хотят выжить и им все равно, кто даст им эту помощь.

Природа

Флора, фауна и погода Бразилии – это то, о чем многие живущие здесь русские люди отзываются с особым трепетом и восторгом. Стоит приехать в это государство туристом, и массивы гилей или сельв (влажно-экваториальных вечнозеленых лесов) едва ли оставят путешественника равнодушным. Здесь не бывает зимы, что для представителей северной стороны оказывается настоящей находкой – не приходится тратиться на утепление дома, покупку согревающей одежды, смену резины на автомобиле, в конце концов. Да и на физическом и психическом самочувствии такая природа и климат (большое количество деревьев, густая речная сеть, делающая воздух достаточно влажным, преимущественная ясность и безоблачность с температурой от +16 до +30°C) сказываются как нельзя лучше. Апатия и депрессивное состояние проявляются максимально редко, а нехватка витаминов в организме и вовсе забывается.

Ценителям животных также придется по душе и то, что здесь можно встретить самых разных существ. Некоторые из них похожи на созданий, сошедших со страниц сказок. Это красочные попугаи ары, рекордное число видов приматов (в количестве аж 77 штук), свыше 600 видов млекопитающих, среди которых особенной красотой и оригинальностью отличаются пятнистые ягуары, черные пантеры, капибары, древесные дикобразы и многие другие. Опасаться в лесных чащах и на болотах придется пресмыкающихся, которые издавна облюбовали эти территории – например, жарарака, уруту-крузейро и гремучие змеи встречаются здесь повсеместно. А вот в городскую или пляжную зону «серпенты» заползают редко, поэтому за это можно будет не переживать.

Капибара

Тур по фавеле

В Росинью водят официальные экскурсии. Это уже не то же, что моя прогулка с Энрике, это полноценный бизнес.

Групповая экскурсия стоит около 100 реалов — 1,5 тысячи рублей. За 100 долларов можно получить индивидуальный тур, но из-за ковида туристов нет, и мне повезло получить индивидуальный тур по стоимости группового. Гид встречает у входа в фавелу, сажает на мототакси, которое мчит по кривым улицам вверх, а оттуда вы спускаетесь пешком, заглядывая в самые укромные местечки Росиньи.

Эти туры максимально официальны, потому что Росинья давно безопасное место. Власти говорят, что здесь просто живут небогатые бразильцы, которые к криминалу не имеют никакого отношения. По крайней мере, это не вероятнее, чем в случае с любыми другими людьми.

За весь спуск гид дважды просит убрать камеру. Оба раза это происходит перед перекрестками, где парни торгуют какими-то мешочками и кульками. Я не задаю вопросов, догадываюсь обо всем сама.

Но раз об этом знают все, включая гида, значит, все-таки все не так-то тут и однозначно.

Гид показывает кучи мусора, объясняет, что жизнь в таком нелегальном месте сложная, она организована как город в городе. Мусор, например, тут тоже вывозят раз в неделю, эта система тут налажена.

А еще тут есть свои школы. Мы по пути заходим сразу в две: одна для малышей, другая для детей постарше. Учиться в них дети могут бесплатно, и суть этих школ в том, чтобы подростки не бегали на улице весь день, а как можно больше времени были заняты. Кстати, часть денег от моей экскурсии передается в одну из этих школ, на благотворительность.

Люди на улицах в Росинье не боятся камер, им нечего скрывать. А еще они вполне знакомы с туристами, благодаря которым многие зарабатывают.

Буддизм[править | править код]

Буддистский храм в Сан-Паулу

В Бразилии находится крупнейшая в Латинской Америке буддистская община. В ходе переписи населения 2010 года 244 тыс. бразильцев назвали себя буддистами. Столь крупное число буддистов объясняется значительной японской диаспорой в стране. Среди японцев распространены школы Сото-сю, Нитирэн-сю, Хонмон Буцурю, Сока Гаккай, Дзёдо-синсю и дзен. В стране набирают популярность тиббетский буддизм (в традициях Гэлуг, Кагью, Ньингма и Сакья); среди китайской диаспоры распространён чань-буддизм, среди корейской — традиция сон.

В стране также имеются последователи необуддистских групп, таких как Кёдан абсолютной свободы.

Самое безопасное место в Рио

Мой друг бразилец Энрике — учитель, он живет и работает в одной из фавел Рио, в той, куда не водят туристов турагентства. Но его тут знают все, и он может позволить себе прийти с гостями. Если люди с ним, значит, это «свои». Так тут все устроено.

Энрике, как и все местные в Бразилии, прячет телефон, когда выходит гулять на пляж Копакабана, и советует мне сделать то же самое: не говорить по телефону, не доставать деньги из карманов, носить сумку-кошелек на поясе под футболкой. Но стоит нам зайти в его фавелу, как он достает телефон и вальяжно засовывает его в задний карман шорт, он спокойно пересчитывает деньги, стоя у ларька с кофе, он снимает маску, которую сейчас в Бразилии носят все и везде.

Фавелы.

Он говорит мне: «Ты можешь не бояться, здесь твой телефон никто не украдет, но держи лицо открытым».

Фавела, в которой он живет, настоящая. Это значит, что тут действительно прямо сегодня всем правят бандиты. Не в далекие 80-е, а сейчас на улицах тут продают запрещенные вещества и оружие. Тонкие и смуглые мальчишки с автоматами в руках проезжают на мопеде и здороваются с Энрике.

Мы идем по фавеле, и он говорит, что здесь есть свои правила. Например, на мопедах здесь ездят без шлемов, отсюда же правило про маску. Твое лицо должны видеть, чтобы знать, кто ты, чтобы запомнить тебя, если будет нужно.

А твои деньги и телефоны тут никому не нужны, потому что здесь происходит большой бизнес, это черный рынок, и речь идет о больших деньгах. Все, чего хотят местные бандиты, — чтобы ты не мешал их бизнесу. Поэтому снимать здесь нельзя. Нельзя даже исподтишка, потому что увидят, потому что здесь всюду глаза. Энрике приглашает меня в школу, где он работает, но предупреждает, что фотографировать не стоит даже возле окон: увидят — подумают, что хочешь местных сдать. Просто не выйдешь отсюда, пропадешь.

Но если не нарушать это правило, то никто тебя не тронет. За мелкой добычей шпана ходит пешком до пляжей с туристами, и там-то они могут позволить себе уже куда больше. Все, что утащат, — их. Но тут, дома, так поступать нельзя, тут все строго.

«Если ты не будешь снимать, если ты придешь сюда с местным, если ты не будешь угрожать их бизнесу, то никто не будет угрожать здесь тебе», — говорит Энрике.

Мы идем по улице, и он здоровается с парнем, обменивается с ним парой слов на португальском, а потом говорит: «Кстати, это мой друг, он в прошлом был бандитом, но потом завязал, у него семья». Здесь имеют отношение к криминалу многие. Я бы сказала — все, но это неправда. Многие просто живут в фавеле и следуют тем правилам, которые устанавливает местная власть. Просто эта власть — криминальная.

Иудаизм[править | править код]

Синагога «Бетель» в Сан-Паулу

Первыми еврейскими поселенцами в Бразилии были марраны, прибывшие в начале XVI века с португальцами. Согласно сообщениям инквизиции, многие бразильские марраны были осуждены за тайное соблюдение иудейских традиций. В XVII веке в Голландской Бразилии евреи-марраны получили право открыто вернуться в иудаизм. В 1636 году в Ресифи была построена первая на американском континенте еврейская синагога. С изгнанием голландцев Бразилию принудительно покинули и евреи. Новая страница в истории бразильского иудаизма началась с обретением Бразилией независимости и провозглашением свободы вероисповедания. В начале XIX века в Бразилию переселяется значительное число марокканских сефардов. В 1824 году в Белене ими была отстроена синагога. Ко времени начала Первой мировой войны в Бразилии проживало 5 — 7 тыс. евреев, в ходе массовой эмиграции из Европы в 1920-х годах это число значительно выросло. Эмигранты из Польши, России, Украины и Белоруссии являлись ашкеназами.

Согласно Еврейской конфедерации Бразилии, в наши дни в стране проживает более 125 тыс. евреев; 65 тыс. из них сосредоточены в штате Сан-Паулу и 40 тыс. в Рио-де-Жанейро. По своему социальному статусу большинство евреев Бразилии принадлежат к среднему и высшему слоям общества. В стране действую ортодоксальные, консервативные и реформистские синагоги.

Ключевой недостаток: разделение на богатых и бедных

Одной из наиболее существенных проблем продолжает оставаться пропасть, разделяющая успешных и неуспешных людей. Здесь практически отсутствует средний класс – население, которое на 2018 год составляет свыше 212 800 000 человек, представлено социальной верхушкой в лице предпринимателей, бизнесменов и чиновников (всего около 5-10%) и низами, куда входят остальные граждане, влачащие, по современным меркам, довольно жалкое существование. Роскошные виллы и высокие небоскребы соседствуют с одноэтажными трущобами, раскиданными по склонам гор. Для таких мест даже имеется свое название – «фавелы». Сколько же бразильцев проживает в этих хибарах? Более 11 400 000!

Нельзя сказать, что корень негативного явления кроется исключительно в неграмотной политике властей, которые не стараются избавиться от пронизавшей территорию страны коррупции, бюрократизма и кумовства. Они действительно лишь способствуют укоренению принципа: «все возможно осуществить только благодаря деньгам или связям». Однако, несмотря на это, бесспорно, что Бразилия обладает мощным энергетическим потенциалом и развитым сельскохозяйственным сектором, а по уровню ВВП обгоняет любую другую латиноамериканскую державу. Так почему же в Бразилии жизнь большого количества простых людей сопряжена с трудностями и нуждами?

Примечания[править | править код]

  1. Frank Usarski. Brazil // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton, Martin Baumann. — Oxford, England: ABC CLIO, 2010. — С. 390. — 3200 с. — ISBN 1-57607-223-1.
  2. Flavius Raslau.  (англ.) (недоступная ссылка) (13 May 2011). Дата обращения: 15 марта 2014.
  3.  (англ.) (недоступная ссылка). Adventist Atlas (2011). Дата обращения: 6 июня 2014.
  4.  (англ.). Lutheran World Federation (15 January 2012). Дата обращения: 15 марта 2014.
  5. ↑  (порт.). O Top 10 mais. Дата обращения: 13 июня 2014.
  6.  (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 7 марта 2014.
  7.  (англ.). International Religious Freedom Report for 2012. Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. Дата обращения: 13 июня 2014.
  8.  (англ.). The Association of Religion Data Archives. Дата обращения: 7 марта 2014.

Менталитет

Оказывается, частично причина кроется в мироощущении самих жителей государства. На протяжении долгой истории в их сознании постепенно формировалось нормальное отношение к нищенскому образу жизни. Конечно, ни в одну эпоху бразильцы не были рады такому положению, но в результате они окончательно с ним свыклись. Например, известны случаи, когда гражданам предоставляли бесплатную жилплощадь в обмен на снесенные фавелы, но проходило совсем немного времени – и горе-хозяева возвращались в привычные им картонные и кирпичные тесные домики.

Из-за непростой доли жители выработали в своих головах особые механизмы психологической защиты. Например, они не слишком интересуются происходящими в мире кризисными процессами, скачками валют и внешнеполитическими конфликтами точно так же, как и достойным образованием для детей, надлежащим уровнем медицины для себя и родных, карьерным ростом. В стране распространена поговорка: «Счастлив тот, кому нечего терять», которая относится именно к беднейшей и, конечно, обширной части общества. Ее представители продолжают утешаться необычайно простым отношением к материальным ценностям (деньгам, недвижимости и пр.), а также предаваться шумному веселью и лени, которая распространяется буквально на все сферы жизни. Люди здесь опаздывают, срывают установленные сроки, прибегают к хитрости и обману, чтобы выкрутиться из сложившихся ситуаций.

Однако, несмотря на уникальную темпераментность, бразильцы – очень дружелюбный и дипломатичный народ, который любит сводить любую, даже самую неприятную, вещь к шутке. Таким жителей сделало португальское наследие (именно португальцы частично колонизировали новые земли в 16 веке и подарили одной только Бразилии во всей Латинской Америке ее современный официальный язык), а также многовековое существование вблизи Атлантического океана с его жарким и влажным климатом, располагающим к расслабленности и успокоению.

Зарплаты и работы

Разделение трудоспособного населения по отраслям таково: 66% занято в сфере услуг, 22% – в сельском хозяйстве, 14% – в промышленном секторе.  Первый комплекс развивается стабильно и динамично благодаря непрекращающемуся потоку туристов, в связи с чем бразильцы устраиваются в заведения общественного питания, гостиничного бизнеса, развлекательной, спортивной, деловой, экскурсионной и пляжной индустрии. Согласно статистике, каждый иностранец оставляет в стране порядка $75 в сутки и даже больше, причем это не только те, кто приезжает в латиноамериканское государство с целью отдыха, но и решает рабочие вопросы с партнерами.

А вот с ростом доли промышленного сектора все продолжает оставаться достаточно печально – компании нуждаются в профессиональных инженерах, в первую очередь нефтяных. Граждане, которые получают плохое среднее образование (не говоря уже о высшем) просто не могут удовлетворить запросы государственного аппарата. Одновременно с этим приглашение специалистов из-за рубежа оказывается сложным делом, сопряженным с большим количеством бумажной волокиты. И все же иностранцы, разбирающиеся в энергетике, технике, а также медицине могут попытать счастья и запросить рабочую 2-годичную визу у организации-работодателя. Однако медикам нужно быть готовым к тому, что их могут отправить вовсе не в большой город, а в маленькую деревушку, где сами бразильцы работать отказываются. Средняя заработная плата составляет от $700, или 2500 реалов (национальная валюта Бразилии), до $1300, или 4500 реалов.

Убеждения [ править ]

В опросе 2007 года, проведенном Datafolha и опубликованном в газете Folha de S. Paulo , были заданы разнообразные вопросы о верованиях бразильского народа. В этом опросе 64% указали, что они католики, 17% протестанты- пятидесятники , 5% протестанты- непятидесятники , 3% кардецисты или спиритисты, 3% последователи других религий, 7% нерелигиозные или атеисты. Менее 1% сообщили, что исповедуют афро-бразильские религии .

Вера в бога и дьявола
  • 97% бразильцев верят в Бога; 2% сомневаются и 1% не верят в Бога.
  • 75% сообщили, что верят в Дьявола, 9% сомневаются и 15% не верят в Дьявола.
  • 81% нерелигиозных сообщили, что верят в Бога.
Об Иисусе Христе

93% заявили, что верят, что Иисус Христос воскрес после смерти; 92%, что Святой Дух существует; 87% в возникновении чудес ; 86% что Мария родила Иисуса девственницей ; 77%, что Иисус вернется на Землю в конце времен; 65%, что причастный хлеб — это тело Иисуса; 64%, что после смерти некоторые люди попадают в рай ; 58% утверждают, что после смерти некоторые люди попадают в ад, а 60% — что есть жизнь после смерти.

Вера в святых
  • 57% верят, что есть святые.
  • 49% молятся о заступничестве святого (68% среди самопровозглашенных католиков).
  • 18% молятся о заступничестве Богоматери Апаресиды (26% среди католиков); Святой Антоний , Святой Экспедит (по 5%), Святой Георгий (3%), Святой Иуд , Святой Франциск Ассизский и Святой Иосиф (по 2%).
О католических священниках
  • 51% считают, что некоторые священники уважают целомудрие , 31% — большинство, 8% — нет и 4% — все уважают .
  • 66%, что священникам должно быть разрешено жениться (59% среди католиков и 94% среди последователей Кандомбле).
  • Что касается скандалов с сексуальным насилием с участием священников, 38% считают, что некоторые жалобы верны, 30% — большинство, 21% — все и 4% — ни одной.
О разных религиях
  • С предложением «католики не исповедуют свою религию» полностью согласны 19% и согласны 41%, но не полностью.
  • По поводу приговора «протестанты введены в заблуждение своими священниками» согласны 61% (77% среди кардецистов, 67% среди католиков и 45% среди протестантов).
  • С предложением «Умбанда — это дьявол» согласны 57% (83% среди протестантов- евангелистов , 53% среди католиков и 12% среди умбандистов).
  • С предложением «евреи думают только о деньгах» согласны 49%. 51% не согласны.
  • С предложением «Мусульмане выступают за терроризм» согласны 49%. 51% не согласны.

Верования

Опрос 2007 года, проведенный Datafolha и опубликовано в газете Folha de S. Paulo, задавал разнообразные вопросы о верованиях бразильского народа. В этом опросе 64% указали, что они католики, 17% Пятидесятники Протестанты, 5% протестантов непятидесятников, 3% Кардецисты или спиритистов, 3% последователей других религий, 7% нерелигиозных или атеистов. Менее 1% сообщили, что подписываются Афро-бразильские религии.

Вера в Бога и Дьявол
  • 97% бразильцев верят в Бога; 2% сомневаются и 1% не верят в Бога.
  • 75% сообщили, что верят в Дьявола, 9% сомневаются и 15% не верят в Дьявола.
  • 81% нерелигиозных сообщили, что верят в Бога.
Около Иисус Христос

93% заявили, что верят, что Иисус Христос воскрес после смерти; 92%, что Святой Дух существуют; 87% при возникновении чудеса; 86%, что Мэри родила Иисуса как девственник; 77%, что Иисус вернется на Землю в конце времен; 65%, что сакраментальный хлеб это тело Иисуса; 64%, что после смерти некоторые люди уходят в Небеса; 58% утверждают, что после смерти некоторые люди попадают в ад, а 60% — что есть жизнь после смерти.

Вера в святые
  • 57% верят, что есть святые.
  • 49% молятся о заступничестве святого (68% среди самопровозглашенных католиков).
  • 18% Молитесь о заступничестве Богоматерь Апаресидская (26% среди католиков); Святой Антоний, Святой Экспедит (По 5%), Святой Георгий (3%), Святой Иуда, Святой Франциск Ассизский и Святой Иосиф (По 2%).
О католических священниках
  • 51% считают, что некоторые священники уважают целомудрие, 31% большинство, 8% нет и 4% все делают.
  • 66%, что священникам должно быть разрешено жениться (59% среди католиков и 94% среди последователей Кандомбле).
  • О сексуальное насилие скандалы с участием священников, 38% считают, что некоторые из жалоб верны, 30% — большинство, 21% — все и 4% — ни одной.
О разных религиях
  • С предложением «католики не исповедуют свою религию» полностью согласны 19% и согласны 41%, но не полностью.
  • По поводу приговора «протестанты введены в заблуждение своими священниками» согласны 61% (77% среди кардецистов, 67% среди католиков и 45% среди протестантов).
  • С предложением «Умбанда — это дьявол» согласны 57% (83% среди Евангелический Протестанты, 53% среди католиков и 12% среди умбандистов).
  • С предложением «евреи думают только о деньгах» согласны 49%. 51% не согласны.
  • С предложением «Мусульмане выступают за терроризм» согласны 49%. 51% не согласны.

Религия

Как же живут в Бразилии люди, исповедующие разные верования? Ответ прост и безыскусен – совершенно обычно, ведь бесконфликтность распространяется на эту сферу точно так же, как и на все остальные. Здесь преобладает синкретизм, или смешение различных религий, а Конституция на официальном уровне провозглашает державу светской, т.е. отделяет государство от церкви и устанавливает наличие свободы вероисповедания.

Статуя Христа-Искупителя возведена в честь 100-летия национальной независимости Бразилии. Высота статуи — 38 м, в том числе пьедестала — 8 м; размах рук — 28 м. Вес — 635 тонн.

Если же говорить о статистических данных, то:

  • 87% населения являются христианами (из них 64% — католики и 22% – протестанты);
  • остальные – баптисты, адвентисты 7 дня, лютеране, Свидетели Иеговы, буддисты, мусульмане и даже потомки русских староверов!

Местные верования[править | править код]

Несмотря на то, что большинство коренных народов Бразилии к началу XXI века успешно христианизировано, в стране по прежнему сохраняются местные индейские верования и религии (310 тыс.). К числу народов, среди которых преобладают местные верования относятся племена апуринан, баре, бороро, жамамади, канела, камбива, канамари, капинава, кокама, кулина, макуши, потигвара, тариана, терена, тремембе, трука, тукано, тупиникини, туша, уамуэ, хупда, шакриаба, шоко-карири и яномамо.

С 1930-х годов в бразильских городах распространяются культы, основанные на употреблении айяуаски.

Безопасность

Однако если угроза нападения животного сводится к минимуму, то как быть с угрозой нападения человека? Как замечают русские граждане, которые живут в Бразилии уже в течение нескольких лет, в последнее время проблема с преступностью начала постепенно разрешаться, но этого пока оказывается недостаточно. Неписанные правила гласят: лучше одеваться неприметно и скромно, не использовать кричащих и ярких цветов, не принимать приглашения отдыха от незнакомых персон, не гулять по старым районам ни днем, ни, тем более, после захода Солнца. Если интерес все же одолевает, можно отправиться на осмотр фавел, например, в Рио-де-Жанейро, где они считаются одними из главных городских достопримечательностей, но только вместе с экскурсионной группой.

И все же такой взгляд на ситуацию – лишь одна сторона медали. Да, преступность в Бразилии действительно продолжает оставаться на высоком уровне, однако это касается преимущественно тех районов, которые давно завоевали звание неблагополучных и опасных. Если же говорить про более стабильные и респектабельные части страны, здесь все будет совершенно по-другому: можно засиживаться в кафе или ресторане до поздней ночи, а затем добираться до места жительства абсолютно без страха за свою жизнь, здоровье или кошелек.

Кстати, о портмоне – во время посещения пляжа его, как и другие ценные вещи, желательно оставлять дома, а с собой брать только такую сумму денег, которую планируется потратить за день. В противном случае велик риск оказаться обворованным. Кражи среди бела дня, в особенности у путешественников – частое явление, ведь места скопления неподготовленных туристов всегда привлекают не шибко нравственных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector