Большой каскад

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Петергоф: режим работы и стоимость билетов

Удивительно, но факт: режим работы фонтанов Петергофа совпадает с режимом работы парка. Только если это не какое-то специальное мероприятие, конечно. 

Сейчас летний сезон: он начался 3 июля 2020 года и продлится до 15 октября 2020 года. Все парки работают с 10:00 до 19:00, кассы — до 18:00.

Нижний парк. Фото: Tatiana Kovaleva / Shutterstock.com

Стоимость полного билета в Нижний парк (а тебе именно туда и надо): 1000 руб., но для жителей РФ и ЕАЭС (Армении, Беларуссии, Казахстана, Киргизии) и граждан, имеющих право на льготы: 450 руб.

Ещё здесь же продаются билеты в парки «Александрия» и «Ораниенбаум», но лучше не распыляться на всё сразу и сосредоточиться на главных.

Верхний сад этим летом закрыт на реставрацию, поэтому его посмотреть, увы, не получится. 

Фонтаны Верхнего сада

Фонтаны Квадратных прудов

Один из фонтанов Квадратных прудов в Верхнем саде Петергофа, украшенный статуей юного Аполлона. Создан в 1734 – 1738 годах скульптором Бартоломео Растрелли и фонтанным мастером Поль Суалем.

Два фонтана, расположенные в прямоугольных («квадратных») прудах напротив флигелей Большого Дворца. Восточный пруд украшен скульптурой Аполлона, западный – статуей Венеры Италийской.

В 1737 году западный пруд был украшен композицией «Купание Дианы», восточный – фигурами бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженных дельфинами. Затем их украшали статуи «Весна» и «Лето» и лишь в ходе послевоенной реставрации Квадратные пруды приобрели свой нынешний облик.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан «Дубовый». Создан в 1734 году архитекторами Иваном Бланком и Иваном Давыдовым, а также скульптором Джованни Росси.

Фонтан «Дубовый» представляет собой статую Амура, надевающего маску. Скульптура располагается на островке в виде морской звезды, каждый луч которой украшен дельфинами, выпускающими струйки воды.

Первоначально в центре композиции размещался золоченый дуб авторства Бартоломео Растрелли, но в середине XVIII века его перенесли в Нижний парк и использовали для создания фонтана-шутихи «Дубок». В Верхнем же саду в 1809 году установили скульптуру бога Амура, созданную Джованни Росси. Однако старое название фонтана почему-то решили оставить.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун», 1799 год установки. Архитекторы Хуберт Риттер и Г. Швайгер, отливщик — В. Херольд.

Центральный фонтан Верхнего сада представляет собой статую Нептуна с короной и трезубцем, который возвышается над другими обитателями морских пучин: нимфами, дельфинами и всадниками на морских крылатых лошадях.

Первоначально композиция имела совершенно другой облик – установленная в 1737 году «Телега Нептуна» изображала повелителя морей на коляске. В конце XVIII столетия износившуюся фигуру заменили новой композицией, созданной в Нюрнберге еще в XVII столетии, но так и не нашедшей применения на родине.

Фонтан «Межеумный»

Межеумный фонтан Петергофа. Установлен в 1738 году. Архитекторы: Иван Бланк, Иван Давыдов, Иван Яковлев. Скульптор — Бартоломео Растрелли.

Фонтан располагается возле главного входа в Верхний сад и представляет собой бассейн с четырьмя фигурами дельфинов и скульптурой морского дракона по центру.

Устаревшее слово «межеумный» означает «неопределенный», что отражает историю неоднократной смены декора фонтана.

Первоначально в центре бассейна располагалась композиция «Андромеда», затем ее сменила скульптура «Стерлядки», далее – фонтанирующая ваза. С течением времени центр композиции менялся еще несколько раз, лишь в 1958 году советские скульптуры по рисункам восстановили первоначальный замысел архитектора Ивана Бланка и вернули в центр бассейна морское чудовище.

Описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

История

Создание фонтанного сооружения началось в 1721 году на месте Малого грота, построенного в 1716–1717 годах. Петр Первый приказал соорудить на месте грота Мраморный каскад наподобие Малого каскада, расположенного в резиденции французских королей в Марли.

Работы начались по чертежам Николы Микетти в 1721 году. По замыслу Петра, наверху композиции предполагалось установить Нептунову телегу с четырьмя лошадьми, из ртов которых вырываются потоки воды. Играющие тритоны и две трехэтажные полуразрушенные башни по сторонам должны были стать украшением фонтана.

В создании Мраморного каскада принимали участие архитекторы Иоганн Браунштейн и братья Бараттини, Михаил Земцов и Тимофей Усов. Водопровод был проложен фонтанным мастером Василием Туволковым.

Но планам Петра при его жизни не суждено было сбыться. После шести лет упорного труда из-за нехватки материалов и воды Мраморный каскад так и не был построен. Нептунову телегу, отлитую из свинца Б.К. Растрелли, установили в Верхнем парке.

В 1737 году строительство возобновилось по новому проекту, разработанному Михаилом Земцовым. Каскад украсили фигурами драконов, вырезанными из дерева, их крылья обшили холстом и раскрасили. Вода вырывается из пастей драконов и стекает по сливным плато, облицованным свинцовым покрытием. С тех пор каскад стал называться Драконовой горой.

По его сторонам установили мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами.

В 1769 году сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами и каскад стал называться Шахматной горой.

В 1875 году фигуры драконов были заменены на металлические.

Фонтан «Тритон»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1726 г.
  • Как выглядит: золоченный Тритон разрывает руками морское чудовище, из пасти которого бьёт большая струя. Впечатлён? Не только ты! Вокруг центральных фигур расположены фигуры расползающихся в ужасе черепашек.

Фонтан установлен для украшения бассейна, из которого брали воду для полива плодовых деревьев, овощей и цветов вокруг. 

Фонтан «Тритон». Фото: Olha Solodenko / Shutterstock.com

Фонтан «Львиный каскад»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1799-1801 г.
  • Как выглядит: бассейн с колоннами, водопадными уступами, украшенный двумя бронзовыми скульптурами сторожевых львов. В центре бассейна, на гранитной скале, возвышается статуя нимфы Аганиппы. Звучит не очень интересно, зато выглядит впечатляюще!

Фонтан «Львиный каскад». Фото: Maria Spb / Shutterstock.com

Этот фонтан выделяется среди остальных не только строгостью форм, но и тем… что в его композиции не используется ни одна золочённая деталь! 

Фонтан «Пирамида»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1721-1724 г.
  • Как выглядит: гигантская четырехгранная семиступенчатая пирамида из 505 водяных пенящихся струй.

Такая форма для фонтана выбрана не просто так: в XVIII века была традиция устанавливать в местах сражений деревянные или каменные обелиски, по форме напоминающие пирамиду. Таким образом, этот фонтан — своеобразный памятник в честь победы русских войск в Северной войне.

Интересный факт: принцип работы фонтана не менялся с момента его установки. 

Фонтан «Пирамида». Фото: Олег Шаламанов / commons.wikimedia.org

Фонтаны «Адам» и «Ева»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1721-1726 г.
  • Как выглядит: оба фонтана одинаково устроены и расположены на одной аллее. Скульптура возвышается над восьмиугольным бассейном и обрамляется кругом из шестнадцати струй высотой 7 м, которые распадаются на крупные капли. Выглядит завораживающе!

Интересный факт: фигуры Адама и Евы — точная копия скульптур из Дворца дожей работы Антонио Рицци. 

Ева. Фото: Valentin Ivantsov / Shutterstock.com

Адам. Фото: Olha Solodenko / Shutterstock.com

Каскад «Шахматная гора»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1721-1726 г.
  • Как выглядит: отличительная черта каскада, как понятно из названия, чёрно-белое четырёхступенчатое плато, которое заканчивается круглым бассейном. Украшен каскад фигурами драконов вверху и белокаменными статуями по сторонам.

Каскад «Шахматная гора». Фото: Nigel Jarvis / Shutterstock.com

Каскад «Золотая гора»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1722-1724 г.
  • Как выглядит: каскад из мраморных ступеней, отделанных позолоченными листами, украшенный мраморными и золочеными статуями античных богов и героев.

Каскад «Золотая гора». Фото: Pavlikhin / commons.wikimedia.org

Всё так классично, что этот факт даже не удивляет: прообразом этому каскаду послужил один из фонтанов французской королевской резиденции «Марли ле Руа». Петр I посетил её в 1717 году и захотел нечто похожее уже в своей любимой резиденции.

Фонтаны «Чаши» 

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1722 г.
  • Как выглядит: два фонтана в виде больших чаш, из которых выбивается огромная струя воды.

Фонтаны «Чаши». Фото: Алексей Решетников / commons.wikimedia.org

Эти два фонтана — одни из первых появившихся здесь. Петр I даже присутствовал на их открытии. Чаши часто называют итальянской и французской — всё дело в национальности мастеров, занимавшихся их установкой. 

Фонтан «Тритон-Колокол»

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1727 г.
  • Как выглядит: четыре миниатюрных фонтана, в центре которых скульптура мальчика-тритона, держащего в руках плоские чаши.

Фонтан «Тритон-Колокол». Фото: Mistervlad / Shutterstock.com

Слово «колокол» появилось в названии благодаря способу выхода воды — струя ударяется о специальную заслонку, благодаря чему получается прозрачный водяной колокол.

Римские фонтаны

  • Где находится: Нижний парк.
  • Год установки: 1739 г.
  • Как выглядит: двухъярусные фонтаны с золочеными рельефными украшениями на постаменте.

Римские фонтаны. Фото: Ludvig14 / commons.wikimedia.org

Название фонтаны получили в честь своих прародителей: двух фонтанов, установленных в столице Италии на площади перед собором Святого Петра.

В этой статье мы рассказали почти всё про фонтаны Петергофа, фото показали, но умолчали о фонтанах-шутихах. Сделано это умышленно: как ты повеселишься, если будешь точно знать, где и как они установлены? Оставляем элемент неожиданности за любимым развлечением Петра I и желаем весёлой поездки в Петергоф. 

P.S. Возьми с собой сухую одежду. На всякий. 

Заглавное фото: NataVilman / Shutterstock.com

Описание

Композиция включает в себя Верхний и Нижний гроты, а также четыре прямоугольных ската, покрытых тонким сверкающим слоем воды и напоминающих огромные зеркала.

Массивная дверь в Верхний грот закрыта, его охраняют три грозных дракона. Вода вырывается из пастей зверей и пробежав 32 метра падает в бассейн, закрывая водяным занавесом вход в Нижний грот.

Слева и справа от ступеней расположены две лестницы, с наружной стороны которых установлено по пять белых мраморных скульптур, привезенных из Италии в 1724 году:

  • С левой стороны, снизу вверх — Жрица, Олимпия и Юпитер, Флора и Нептун
  • С правой стороны — Плутон, Флора и Вулкан, Адонис и Церера.

Белые статуи расположены на высоких постаментах серого цвета и представляют собой ценную коллекцию парковой скульптуры XVIII века.

История строительства фонтана

Российский император Петр I хотел, чтобы парадный въезд в его загородную резиденцию завершался водным каскадом и гротами. Он мечтал, чтобы фонтанный комплекс производил большое впечатление на гостей, который приезжали сюда из Санкт-Петербурга. Поэтому строительством водного каскада начали заниматься в одно время с возведением Большого дворца.

Проект фонтанного комплекса подготовил служивший при российском дворе немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Ему помогал признанный мастер садово-паркового дизайна — француз Жан-Батист Александр Леблон, которого российский император пригласил для строительства Санкт-Петербурга.

Для возведения каскада также пригодился опыт итальянского зодчего Николы Микетти. В 1719 году, после смерти Леблона, он стал придворным архитектором и получал из российской казны 5000 рублей — огромную по тем временам сумму! Микетти выписывал из Италии различные художественные произведения, и благодаря ему, аллеи, фонтаны и дворцы Петергофа были украшены красивыми мраморными статуями. Помогал Леблону и Микетти талантливый русский зодчий Михаил Григорьевич Земцов.

Вид на Большой каскад с Морского канала

Гидротехническими работами по созданию Большого каскада занимались французский мастер Поль Суалем, русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков и итальянцы — братья Барратини. Примечательно, что перед тем, как взяться за работу в Петергофе, Василий Туволков за счет российской казны пять лет учился строить гидротехнические сооружения у голландцев и французов, то есть был петровским «пенсионером». Благодаря его точным расчетам, канал от Ропшинских высот до садов Петергофа проложили по самому оптимальному маршруту и при этом провели минимальные земляные работы.

На строительстве масштабного водопровода для петергофских фонтанов изо дня в день трудилось более 2000 человек, большая часть из которых были солдатами. В 1721 году искусственный канал протяженностью 24 км достроили, и в Большом каскаде прошел пробный пуск воды. А через два года провели торжественное открытие нового фонтана.

В начале Великой отечественной войны стало понятно, что территория Петергофа может оказаться под фашистской оккупацией. Чтобы сохранить хотя бы часть здешних сокровищ, сотрудники дворцово-паркового комплекса зарыли статуи под землю, а некоторые скульптуры спрятали в тайниках.

Большой каскад на фоне Большого дворца

В 1944 году, когда пригороды Ленинграда освободили, перед советскими войсками предстало ужасное зрелище. Большой каскад превратился в руины, а четыре статуи, изображающие Самсона, Неву, Волхова и Тритонов, оказались похищенными.

Послевоенная реставрация растянулась на несколько лет. Скульпторам нужно было время, чтобы сделать новые статуи, а инженерам и гидротехникам — сконструировать и построить подводку воды к старинному фонтану. Наконец, в 1956 году посетители парка смогли увидеть обновленный каскад в действии.

Интересные факты

В это же время, по инициативе начальника Петергофского дворцового правления Павла Баумгартена, на стене Верхнего грота установили фигуру орла, найденного на бронзовой фабрике Шопена в Петербурге, а в бассейне, у основания фонтана, — скульптурную группу Сатир и Нимфа, созданную скульптором Петром Ставассером.

Хотя эти скульптуры не вписывались в композицию каскада, в таком виде фонтан просуществовал до 1941 года.

Во время войны статуи орла и драконов, Сатира и Нимфы немецкие захватчики похитили. К счастью, мраморные скульптуры успели закопать в землю и немцы их не нашли.

После войны спрятанные мраморные статуи установили на прежнем месте, а фигуры драконов создали по сохранившимся рисункам XVIII века. В 1953 году композиция была полностью восстановлена в своем историческом виде без последних новшеств Баумгартена.

От площади, где расположен каскад Шахматная гора, гости Петергофа могут совершить экскурсию на поезде по парку Александрия, граничащему с Нижним парком. Эту поездку можно рассматривать как вариант небольшого отдыха после пешей прогулки. Кассы для приобретения билетов расположены здесь же, на площади, продолжительность поездки составляет 30–40 минут.

Интересные факты о Большом гроте

Главная скульптура Большого каскада — Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует победу России над Швецией. Образ библейского героя отражает дату главной битвы, принесшей победу русскому государству. Лев олицетворяет Швецию — именно это животное изображено на гербе страны. Кстати, за секунду фонтан расходует около 70 литров воды. 

Профессия смотрителя фонтанов стала одной из самых престижных после воздвижения Большого дворца и его парков. В ученики брали детей в возрасте 10 лет. Именно для них трубы были выкрашены в разные цвета. Главными обязанностями подмастерьев было устранение засоров и чистка внутренней поверхности труб.

Но к сожалению, за столь высокий статус приходилось платить собственным здоровьем. Постоянное нахождение в подземелье негативно сказывалось на зрении работников и даже приводило к его полной потере. К слову, трубы, проводящие воду, в XVIII веке изготавливались из дерева, поэтому следить за ними нужно было особо тщательно.

Ещё одним интересным фактом является то, что переняв западную моду на морскую тематику, многие мастера не имели представления о том, как выглядят некоторые обитатели водных стихий. Так, например, дельфины, которых особо любили изображать скульпторы, выглядели более похожими на волшебную рыбу-кита из сказки.

Побывать в Петергофе и не посетить гроты Большого каскада будет непростительной ошибкой. Ведь именно здесь находится сердце всех фонтанов паркового ансамбля.

Скульптуры

Большинство скульптурных композиций, украшающих сады и прячущихся среди мощных струй фонтанов, являются в большей степени метафоричными, но так или иначе ассоциативные ряды завершаются морским господством Российской империи или же восходят к годам победы над шведами.

Идейным центром Большого Каскада является Самсон, чьё мощное тело напряжено до предела, продолжая в буквальном смысле разрывать оскаленную пасть гигантского льва. Их золотые фигуры теряются среди бурлящих потоков. Примечательно, что по изначальному замыслу на месте Самсона должен был находиться иной проставленный воин – Геркулес, а на месте несчастного царя зверей – ужасающая гидра. Их фигуры, стиснутые в смертельной схватке, оканчивающейся победой Геркулеса, согласно видению Петра Великого должны были символизировать его победу в Полтавской битве, которая стала переломным моментом Северной войны. Вот только фонтан установили уже после его смерти. Идея осталась прежней, но несколько в иных декорациях. Теперь её приурочивали ко дню святого Сампсония, который так удачно совпал с датой самой битвы.

Самсон – не единственный обломок греческой мифологии, который можно заметить. Здесь и Фавн, и Персей, и Юпитер, и воинственные Амазонки, причём именно Персия традиционно ассоциируют с образом самого Великого Реформатора. Очередная легенда почти незаметно видоизменилась, и вот уже прославленный воин держит в руках вполне себе настоящий меч, но голова поверженной Горгоны очертаниями напоминает скорее такого же поверженного Карла XII.

Прекрасные женские образы – неуловимые и грациозные – наполнены молодостью и живой энергией. Среди всех богинь – земных и небесных – особое место занимает Пандора. Передать всю драматическую сложность её многогранного образа мог разве что настоящий мастер, искушённый в искусстве психологического портрета – Фёдор Шубин. Пандора и её священный сосуд – боги щедро одарили её: Афродита разделила с ней красоту, Гермес научил истинному коварству, а Афина наградила одеждами. В обмен на эти щедрые дары Пандора спустилась на изувеченную землю и выпустила лихо из своей шкатулки.

Рекомендуем ознакомиться с другими интересными и уникальными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Как выглядит каскад в наши дни

Львиный каскад выполнен из путиловского камня в нетипичных для Петергофа традициях позднего классицизма. Двухцветные колонны и полное отсутствие золоченых украшений подчеркивают строгость и лаконичность античных линий и форм.

По центру каскада расположена скульптура нимфы Аганиппы

Фонтан обустроен на прямоугольном бассейне, который имеет размеры 30 на 18,5 м. По периметру бассейна возвышаются 14 серых колонн, вытесанных из полированного сердобольского гранита. Архитрав, база и капители ионического ордера сделаны из белого мрамора, а высота стройных колонн достигает 8 м.

Со стороны Марлинской аллеи по сторонам от фонтана стоят два бронзовых льва, из пастей которых падают пенящиеся струи воды. По центру можно увидеть фигуру нимфы Аганиппы. Автор бронзовой статуи — Ф. П. Толстой изобразил молодую девушку, которая держит на плече большой кувшин. Вода выливается из кувшина, падает на основание памятника и разбивается на мелкие брызги, ударяясь о гранит. Из внутреннего бассейна по фонтанным ступеням вода попадает в нижний бассейн, а оттуда течет по гранитному желобу.

Один из двух бронзовых львов

Каскад расположен на западе Нижнего парка. Он стоит на аллее, ведущей к живописному павильону Эрмитаж. Для туристов Нижний парк открыт с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Вход сюда платный. Летом воду в фонтанном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.

Фонтан Большой каскад

Идея создания каскада, как завершающей детали морского парадный въезда с Финского залива в царскую резиденцию (Большой Петергофский дворец), как и создание самого дворца, принадлежит Петру I.

Каскад строился одновременно с дворцом, являясь для него своеобразным пьедесталом, соответствуя ему по ширине (в то время дворец был небольшой и назывался Верхними или Нагорными палатами) и составляя с последним единый архитектурный комплекс. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 года.

Фонтан Каскад состоит из двух массивных семиступенчатых лестниц, проходящих по склону перед дворцом, соединенных арками Большого грота.

Движение воды в каскаде начинается с террасы над Большим гротом, потоки воды идут из двух маскаронов «Нептун» и «Вакх», расположенных на стене Малого грота. Затем вода спускается по ступеням лестниц и, пройдя под основанием каскада, завершается у подножия скульптур, символизирующих русские реки — Неву и Волхов.

Из ступеней лестниц также бьют струи воды.

Обширная площадка внизу лестниц фонтана переходит в центральный трехступенчатый каскад, по воды которого падают в ковш, где находится фонтан Самсон.

Немалую роль в облике фонтана играет и скульптурное оформление, которое в аллегорической форме прославляло мощь Российского государства и победу русского оружия в Северной войне.

Изначально весь декор фонтана состоял из свинцовых золоченых скульптур, которые уже к концу 18 века потеряли свой блеск и к 1806 году были заменены бронзовыми.

Сегодня декоративное убранство Большого каскада включает в себя 37 бронзовых золоченых статуй, 16 ваз, 29 барельефов, гермы, кронштейны, маскароны, бюсты, дельфины, львы и лягушки — всего 225 скульптур из бронзы, свинца и мрамора.

Во время проведения некоторых праздничных мероприятий в Нижнем парке Большого дворца Петергофа фонтан Большой каскад становится сценической площадкой для костюмированных представлений.

Музей «Гроты Большого каскада»

Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector