Колымская атлантида: первопроходцы

Колыма

Колыма – крупная река в Якутии, протяжённостью 2150 километров и площадью 644 километров квадратных.
Начинаясь с севера Станового хребта обеими истоками, она соединяется и течёт с юго-запада на северо-восток, где в неё впадает река Шубина, а затем, извиваясь со стороны в сторону до её левого притока реки Шумихи. Потом Колыма следует на север, огибая коленом к юго-востоку, направляясь к северу и северо-западу до соединения с её притоком рекой Зырянка.
Большими изгибами Колыма протекает до урочища Вяткина, где поворачивает в разные стороны и делает дугу на юго-восток, после чего резко меняет движение на запад и северо-запад до города Средне–Колымска. После этого она вновь направляется на северо-восток, извиваясь до реки Филипповой, затем на север к своему главному притоку реке Омолон. Наконец она поворачивает на восток, сливается со своим правым притоком рекой Анюй и выходит на север, где и впадает в . , из-за своего извилистого течения, имеет немало протоков, которые образуют острова. Самые значительные из них – Каменный, Походский, Шипановский и множество Частых.
Наиболее быстрое течение река имеет в своих верховьях, устремляясь между высоких гор, до Верхне-Колымска. Потом на левом берегу, долина расширяется и переходит в болотистую равнину с большим количеством озёр, а затем в тундру. Правый берег на всём протяжении остаётся гористым. Долины и горы, окружающие верхнюю и среднюю её часть, покрыты хвойными лесами, в большинстве лиственницей, но пожары уменьшают их численность. В нижнем течении реки леса пустеют и становятся малорослыми и корявыми.
С сентября по май Колыма, до 286 дней в году, покрывается льдом. Весной, во время таяния льда, случаются сильные наводнения, которые приводят к ледяным заторам. Но она вполне может считаться судоходной вниз от Верхнее-Колымска. Река очень богата такой рыбой, как: сиг, сельдь, омуль, шокура, ленок, муксун, налим, стерлядь и белуга.
Более 35 притоков, большей или меньшей величины, в основном правых: Коркодонт, Лавдан, Хаптиха, Горбунова, Шубина, Медвежья, Сухарная, Пантелеевка, Амолон и Анюй, вливаются в Колыму. Анюйский горный хребет расположился между Малым и Большим Анюями. Долина реки ограничена на востоке острогом Станового хребта, а с юго-востока на северо-запад не высокими Колымскими горами. Покрытые хвойным густым лесом, они расположились на высоте, не превышающей 450 м над уровнем моря.

В географии. Индигирка – река на территории Якутской области, которая своими водами орошает Колымский и Верхоянский округа. Вытекает она с северного склона Халканского хребта, образуясь в результате объединения двух рек: Туора-Юрях и Тарын-Юрях. Эта холодная и удивительная река протекает среди снегов к Северному Ледовитому океану, в который вливается сразу четырьмя устьями. Восточное устье называется Колымским,

Древнейшая история Колымы

Остатки древних стоянок у ручьев Конго и Малый Сибердик подтверждают, что бассейн Колымы был освоен больше 10.000 лет назад охотниками на оленей. По свидетельству А. А. Орехова («Первобытнообщинные строй на территории Колымы и Чукотки», 1988) в этих местностях были найдены галечные орудия в виде примитивных чопперов, удлиненно-листовидные наконечники стрел, скребки, кирковидные орудия труда.

Н. Н. Диковым (советский археолог) в верховьях Колымы были обнаружены следы охоты на оленей и лошадей. Здесь был расчищен комплекс ритуального предназначения — на месте стоянки нашли останки зубов лошади и красную охру. Это, по мнению археолога, подтверждает, что древние жители побережья Колымы придерживались анимизма и, возможно, культа коня.

Фантазийная иллсютрация

Гидрология[править | править код]

Питание реки смешанное: снеговое (47 %), дождевое (42 %) и подземное (11 %). Половодье с середины мая по сентябрь. Размах колебаний уровня до 14 м. Среднегодовой расход воды — у Среднеколымска (641 км от устья) — 2250 м³/с, наибольший — 25 100 м³/с (июнь), наименьший — 23,5 м³/с (апрель). Годовой сток в устье — 123 км³ (3900 м³/с). Средний годовой сток наносов 5,5 млн т. В летнее время уровень воды в Колыме падает, и только в период дождей наблюдается подъём воды и образование кратковременных паводков. Температура воды в реке низкая — 10—15 °C, и только на спокойных участках в конце июля — начале августа достигает 20—22 °C. Замерзает в середине октября, реже в конце сентября. Перед ледоставом ледоход и шугоход продолжительностью от 2 суток до месяца, зажоры. Зимой наледи, русловые и обширные грунтовые. Вскрывается во 2-й половине мая—начале июня. Ледоход длится от 2 до 18 суток, сопровождается заторами.

Вид со стороны Зырянки

Среднегодовой расходы воды за многолетний периодправить | править код

Пост км от устья Водосбор, тыс. км Общий годовой сток, млн м³
Оротук 2059 42,6 8735
Дусканья 1963 50,1 10 700
Синегорье 1840 61,5 14 400
Усть-Среднекан 1623 99,4 23 200
Среднеколымск 641 361,0 70 400
Колымское-1 273 525,0 120 000

Рыбалка и охота на реке Колым

 Всякой рыбой славится река Колыма. Рыбалка посулит вам встречу с невероятно вкусной ряпушкой, муксуном, нельмой, сигом, омулем, огромной щукой, лососем и хариусом. Речь также о корюшке, стерляди, пеляди и чире. Такой улов коптят в специальных шалашах. Аборигены считают эту пищу «святой». А остальными разновидностями «речной дичи» здесь брезгуют и кормят ею собак. «Краснокнижную» ихтиофауну следует отпускать. Речь о сибирском осетре, миноге, ленском пескаре, горбуше, кете, подкаменщике и арктическом гольце. И знайте: на реке Колыма рыбалка хороша практически везде. И почти на всем протяжении разрешена без ограничений. Водоохранные зоны имеют только стратегические пространства Колымской и строящейся Среднеканской гидроэлектростанций. Инспектора также оберегают нерестилища на Колымском водохранилище (сюда, кстати, выпускают пелядь, медленно восстанавливая ее популяцию). На реке Колыма рыбалка может быть неожиданно осложнена встречей с медведем. Вот почему нерестовые ямы с апреля по июнь включительно все-таки лучше обойти стороной. Косолапые иногда тут жадны. При этом не надо явственно показывать испуга. Можно с достоинством и молча покинуть точку. Подледный лов безопасней.

 Сказав какое удовольствие промысловику приносит река Колыма, рыбалку оставим в покое. Потому что больше мужчин-туристов привлекает здешняя охота. Отстрел запрещен лишь на территории агломераций, в заказнике «Колыма» и на рубеже соприкосновения с землей Магаданского заповедника. Любителя промыслового зверья ждут медведь, лось, снежный баран, утка и росомаха (самые распространенные популяции). Редкий хищник – рысь. Волка тут уже не найти (слишком холодно). Попадется вам и много пушнины – лисы, соболя, горностая, зайца-беляка и белки. В чащах лиственницы обитают тетерев и каменный глухарь. На гидрологических объектах колымского бассейна есть домики на сваях – приюты для любителей древней мужской «забавы». В Красной книге этих мест значатся только белка-летяга, кабарга, манул, совы, журавли, лебеди, некие поганки цапли, хищные птицы. Как и везде, нельзя на Колыме стрелять в диких северных оленей.

Общее описание

 В длину река Колыма – 2 129 километров. Ее бассейн – 643 000 квадратных километров. Максимальная ширина зафиксирована в одноименном водохранилище (6 км). Средние значения – до 1,5 километров. Глубина – до 9 метров (в Колымском «море»). Водоем проходит через Магаданскую область (является крупнейшей рекой этого региона), а также через несколько районов республики Саха (Якутия). Общее направление – северо-восток. Характер движения связан с масштабными отклонениями от курса и луками. Расход воды – 2 250 кубометров в секунду. Питание – дождевое, снеговое и подземное. Пополняется сотнями ручьев и мелких речушек. Однако в ее бассейн вливаются еще 17 относительно крупных рек. Самые значительные из них – Таскан, Сеймчан, Среднекан и Бахапча.    

Река Колыма образовалась еще в Юрский период, на этапе разграничения Яно-Оймяконского нагорья (имеющего в качестве кромки высокий увал Черского) и Колымского плато. Издревле на разных фрагментах данного водотока проживали далекие предки современных юкагиров (являвшихся также «отцами» чукчей), эвенов (представителей тунгусской семьи) и якутов (ассимилятом хуннов-курыканов и все тех же эвенов). А вот первое понятное русское описание реки Колыма содержится в отчете экспедиции казаков, отправленной сюда лишь в 18 веке. Там значится, что «Куолема» с сибирских финно-угорских диалектов переводится как «Смерть». Правда, якуты звали поток «Кулу» – «ярость». Так что из них? До описателя-Лаптева одной из колымских локаций касался исследовательский поход Семена Дежнева и сибирского казака Стадухина. Путешествие происходило в 43-ом году 17 века. Смельчаки перевалили через Верхоянский хребет и по горным притокам вышли в колымский бассейн. Был поставлен острог, превратившийся позднее в град Средне-Колымск.

 Стало ясным: река Колыма находится в среднем течении на земле воинственных юкагиров. На землепроходцев напал их отряд, состоящий из 500 человек. Сражаться с аборигенами пришлось именно отряду Дежнева. Добравшийся сюда казацкий предводитель (Зырян, в честь которого окрестили речушку) к тому времени вернулся в родные края. До лета 1648 года «дежневцы» охраняли острог, вокруг которого уже начал расти посад. В это время значительно ниже появилась современная деревня Нижнеколымск. Поздние казацкие экспедиции выставляли на отрезке между острогами деревянные кресты – «дневные маяки» на самых возвышенных приречных мысах. В 1740 году в этих краях гостила географическая экспедиция Дмитрия Лаптева. Географ прожил в этом уголке Отечества без малого 10 лет. За этот период почти весь гидрологический объект был им научно описан. В устье Подкаменной Колымы он распорядился поставить специальный знак, выполнявший роль маяка. Уже перед Революцией отсюда шли экспедиции Врангеля и Биллингса. Лишь в советские времена началось хозяйственное использование реки Колыма. В 1923 г. в селениях нижнего течения прятались последние белогвардейские отряды Временного Приамурского Правительства Меркулова. Средне-Колымск и Нижнеколымск стали даже театрами военных действий в период борьбы с ними. Бои шли с попеременным успехом вплоть до 1924 года. А японским и американским интервентам так и не удалось оказать помощь нижнеколымской Контрреволюции. Их отбрасывали еще на Охотском море. А в верховьях и в среднем течении красные отряды охраняли открытые еще в начале века золотые прииски. В конце 20-ых на многих притоках реки геологи нашли месторождения серьезных залежей угля, золота и других ценных металлов (в том числе урана и молибдена).

 Через 10 лет в связи с увеличением объемов добычи и усилившимися репрессиями, в Колымском крае появился самый оживленный филиал системы ГУЛАГ – Севвостлаг. По оценкам разных историков, через него прошло от 2 до 5 миллионов граждан. Многие из них здесь захоронены. Последний каторжанин ушел в 1958 г. Уже после Великой Отечественной войны (в 1970-ых годах) строилась названная в честь «нашей» реки ГЭС. В настоящий момент возводится уже вторая – Усть-Среднеканская. К устью реки Колыма в навигационный период доходят суда небольшим водоизмещением. В низовьях сейчас больше развит активный и многопрофильный рыбацкий промысел. От огромного комплекса добывающих предприятий на данный момент мало что осталось. При этом геологоразведка продолжает делать свое дело, находя в недрах новые богатства.        

Маршрут[править | править код]

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области, обеспечивает выход на побережье Тихого океана.

Дорога начинается в посёлке Нижний Бестях, где примыкает к автодороге федерального значения А360 «Лена», проходит через населённые пункты Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Мякит, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане.

У трассы «Колыма» имеются два исторических ответвления — альтернативных маршрута. Один из них большей частью на территории Якутии (Кюбюме — Томтор — Куранах-Сала — Кадыкчан) («Южная», «Оймяконская» дорога); является историческим Колымским трактом, так как была построена значительно раньше действующей дороги, но в настоящее время становится всё более и более заброшенной. Второй на территории Магаданской области — Тенькинская дорога («Северная») (Палатка — Усть-Омчуг — Омчак — Большевик).

Федеральная дорога «Колыма»

0 км — Нижний Бестях
р. Суола
54 км — Тумул
56 км — Тюнгюлю
75 км — Нуорагана
128 км — Марылайы
158 км — Чурапча
167 км — Харбала 1-я
177 км — Болтогино
196 км — Кыйы
207 км — Черкёх
Ытык-Кюёль
р. Татта
р. Буоя
р. Алдан
236 км — Кескил
389 км — Хандыга
461 км — Тёплый ключ
р. Томпорук
556 км — Развилка
р. Нюкуння
р. Кюрбелях
р. Сеторым
р. Луговая
р. Большой Отыдях
р. Брюнгяде
р. Тирехтях
р. Мулкан
р. Талалах
р. Эльги
р. Артых-Юрях
р. Индигирка
940 км — Усть-Нера
р. Эселях
р. Кюрбелях
р. Нера
р. Бурустах
р. Артык
Артык
Дорожный
р. Делянкир
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Озёрное
р. Худжах
1200 км — Усть-Хакчан
р. Контрандя
Аркагала
Кадыкчан
Арэс
 на Кедровый   на Мяунджу 
Большевик
Холодный
р. Берелёх
1300 км — Сусуман
Берелех
р. Сусуман
Полевой
Бурхала
р. Дебин
1400 км — Ягодное
Рыбный
Дебин
р. Колыма
Спорное
Горный
Мякит
Атка
Яблоневый
р. Ола
Карамкен
Палатка
Сокол
Уптар
Снежный
 Р482 
1900/0 км — Магадан

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • العربية
  • مصرى
  • Asturianu
  • Kotava
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Башҡортса
  • Беларуская
  • Български
  • भोजपुरी
  • বাংলা
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Cebuano
  • Čeština
  • Чӑвашла
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • 한국어
  • Кыргызча
  • Latina
  • Lombard
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Македонски
  • മലയാളം
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • پنجابی
  • Português
  • Română
  • Саха тыла
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Slovenčina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • Тоҷикӣ
  • Türkçe
  • Татарча/tatarça
  • Українська
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • Winaray
  • 吴语
  • 中文
  • 粵語

Сплав по реке

Сплавляясь по реке на судоходном катере, можно получить немало удовольствия, наслаждаясь местной природой со множеством диких животных. По берегам Колымы можно увидеть лосей, бурых медведей и северных оленей. Что уж говорить о птицах, которых здесь очень много.

Описание природы реки Колыма и ее берегов, поможет развеять сомнения, образованные на фоне слухов о воинствующем народе и истории о ГУЛАГе. Лучше приехать сюда один раз, чтобы в полной мере насладится здешними красотами лесов и природного ландшафта, чем мучить себя мечтаниями, листая страницы книг или знакомясь с природой края на просторах интернета.

Предыдущая страница: ЕнисейСледующая страница: Кума

Полезные ссылки

Колымская ГЭС

Состояние:
в эксплуатации

Тип электростанции:
Гидроэлектростанции

Электрическая мощность:
900 МВт

Топографические карты

  • Лист карты R-57-XXIII,XXIV Михалкино
  • Лист карты R-57-XXIX,XXX Черский. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты R-57-XXXV,XXXVI Анюйск. Масштаб: 1: 200 000. Состояние местности на 1981 год. Издание 1991 г.
  • Лист карты R-57-XXXIII,XXXIV заим. Конзабой. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты R-57-XXXI,XXXII заим. Верх. Кресты. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-57-I,II. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-V,VI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-III,IV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-IX,X. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XV,XVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XIII,XIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XIX,XX. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXV,XXVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXVII,XXVIII. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXXIII,XXXIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXIX,XXX. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXXV,XXXVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-V,VI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-III,IV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-IX,X. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-XV,XVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-XIII,XIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-55-XVII,XVIII. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-55-XXIII,XXIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-55-XV,XVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.

Литература

История, документы

  • Золотая Колыма. 55 лет Магаданской области: Фотоальбом — М.: Пента, 2008
  • Историческая хроника Магаданской области. События и факты. 1917—1972 — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1975
  • Паникаров И. А. История посёлков Центральной Колымы. — Магадан: АО «МАОБТИ», 1995
  • Широков А. И. Дальстрой: предыстория и первое десятилетие — Магадан: Кордис, 2000

Документально-художественная литература

  • Волков Г. Г. Золотая Колыма: Повесть. Кн. 1 — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1984
  • Вронский Б. И. На Золотой Колыме: Воспоминания геолога — М.: Мысль, 1965
  • В. Высоцкий, Л. Мончинский «Чёрная свеча»
  • Вяткин В. С. «Человек рождается дважды.» — Магадан; Магаданское кн. Изд-во, 1989
  • Галченко И. Геологи идут на Север: Записки поисковика-разведчика. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1957
  • Гинзбург Е. «Крутой маршрут»
  • Демин Л. М. Семен Дежнёв. — М.: Молодая гвардия 1990
  • Зимкин А. У истоков Колымы: Записки геолога. — Магадан; Магаданское кн. изд-во, 1963
  • Колесников Г. С. Поклонитесь колымскому солнцу.
  • Обручев С. В. Колымская землица. Два года скитаний. — И.: Советская Азия, 1933
  • Русанов Б. С. Повесть о Бориске, его друге Сафи и первом Колымском золоте. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1971
  • Туманов В. И. Всё потерять — и вновь начать с мечты…. — 3-е изд. — М.,: Либрика, 2017. — 623 с. — ISBN 978-3-942049-07-8.
  • Устиев Е. К. У истоков Золотой реки. — М.: Мысль, 1976
  • Фидельгольц Ю. Л. Тот Ванинский порт: повести и рассказы — М.: «Onebook.ru», 2012.-388 с.
  • Цареградский В. А. По экрану памяти: Воспоминания о Второй Колым. экспедиции 1930—1931 гг. Кн. 2 — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1987
  • Варлам Шаламов «Колымские рассказы» — СПб.: Азбука-классика, 2009

Художественная литература

  • Васильев Ю. В. «Карьера» Русанова. Роман — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1976
  • Олефир С. М. Колымская повесть. — Тверь: ООО НТП Фактор, 2001
  • Олефир С. М. Встречи в колымской тайге. — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1980
  • Пальман В. И. За линией Габерландта. — М.: Детская литература, 1967
  • Петров М. А. За колымским перевалом: Повесть — Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1990

Гидрология

Основное питание реки происходит от таяния снегов (47%). С приходом весны, когда сходят снега и начинаются дожди, на реке начинается половодье и расход воды в реке увеличивается в несколько раз. Половодье продолжается с мая по сентябрь. В этот период наблюдается ледоход, сопровождаемый заторами.

В апреле, когда схода снега еще не наблюдается, показатели расхода воды у Среднеколымска равны 23,5 м3/с, авмомент пика, к июню месяцу, расход увеличивается до 25 100 м3/с. При проведении расчетов было выявлено, что средние показатели годового стока колеблются в районе 5,5 млн. тонн.

Снижение уровня бассейна реки, наблюдается только летом, но после прохождения дождей образуются кратковременные приливы. Температурные показатели водной поверхности практически всегда держатся в районе 10-15оС. Встречаются участки с малым течением, где вода прогревается до 20оС.

С наступлением холодов, а здесь они наступают в середине октября, начинается шугоход и ледоход. Шугоход образованно от слова шуга – это рыхлая наледь, не превратившаяся в лед, но и не имеющая состояния воды. По сути, шуга напоминает мокрые комки снега в воде.

Немного истории

Впервые Колыма-река (Халыма по-якутски) упоминается в донесении помора-землепроходца Михайлы Стадухина, возглавлявшего экспедицию, итогом которой стало открытие новых земель в бассейнах Индигирки и Алазеи (1639 г.), а также основание в 1644 году в низовьях Колымы зимовья. Им же дано описание неприветливых туземцев – воинственных чукчей, оберегавших собственный уклад жизни и не торопившихся никому оказывать гостеприимство. Юкагиры, тунгусы, чукчи, эвенки, осевшие на этих берегах и обжившие суровые места, занимались рыболовством, охотой, позже ездовым собаководством.

Укрепленное Нижнеколымское зимовье стало отправной точкой для последующих экспедиций и походов в тяжелом деле поиска неизведанных территорий. С 1647-1648 годов предпринимаются сухопутные и водные экспедиции, дополняющие картину местности соответствующими описаниями.

Знаменитый полярный исследователь Дмитрий Лаптев, прибывший в составе Великой Северной экспедиции, в 1741 году описал верховья реки и возвел в устье реки Колымы, а точнее ее правой протоки Каменной Колымы, особое сооружение – опознавательный маяк, ставший впоследствии опорой для многих исследовательских проектов. Отсюда отправлялись знаменитые походы Врангеля, Биллингса и других, не менее знаменитых мореплавателей. Такова история открытия этих мест, неприветливых, суровых, но притягивающих и покоряющих необыкновенной северной красотой. Разберемся, где река Колыма рождается, куда несет свои воды, какой путь проделывает и что встречает на нем.

Предыстория

Во время археологических исследований палеолитических памятников на Ангаре в 1936 году был открыт уникальный участок Каменного века Буре, который дал антропоморфную скульптуру, черепа носорогов, а также поверхностные и полуподземные жилища. Дома были аналогичны, с одной стороны, для европейских палеолитических домов, а с другой — к этнографически изученным домам эскимосов, чукчей и коряков.

К коренным народам этого региона относятся эвены, коряки, юпики, чукчи, орочи и ительмены, которые традиционно жили от рыбалки вдоль побережья Охотского моря или от оленеводства в долине реки Колыма.

Курс

Колыма начинается в месте слияния рек Кулу и Аян-Юрях , берущих начало в Халканском хребте . Покидая горные районы, он течет примерно на север через Колымскую низменность , обширную равнину с тысячами озер, часть большой Восточно-Сибирской низменности . Река впадает в Колымский залив в Восточно — Сибирском море , разделение на Северном Ледовитом океане .

Колыма составляет 2129 километров (1323 миль) в длину. Площадь его бассейна составляет 647 000 квадратных километров (250 000 квадратных миль). Средний расход на Колымском составляет 3254 м 3 / с (114 900 куб. Футов / с), при этом высокий уровень 26 201 м 3 / с (925 300 куб. Футов / с) был зарегистрирован в июне 1985 г., а самый низкий — 30,6 м 3 / с ( 1080 куб футов / с) в апреле 1979 г.

Притоки

Основными притоками Колымы от истока до устья являются:

  • Аян-Юрях (слева)
  • Кулу (справа)
  • Буюнда (справа)
  • Балыгычан (справа)
  • Сугой (справа)
  • Коркодон (справа)
  • Поповка (слева)
  • Ясачная (слева)
  • Зырянка (слева)
  • Дебин (слева)
  • Таскан (слева)
  • Ожогина (слева)
  • Седедема (слева)
  • Березовка (справа)
  • Омолон (справа)
  • Анюй (справа)

Острова

На последнем 75-километровом участке Колыма разделяется на два больших рукава. В устье Колымы до впадения ее в Восточно-Сибирское море находится множество островов. Основные из них:

  • Михалкино — самый крупный остров, лежит к западу от восточного Колымы — Прот. Каменная Колыма. Этот остров разбивается на более мелкие острова на своей северной оконечности. Это 24 километра (15 миль) в длину и 6 километров (4 мили) в ширину. Михалкино также называют «островом Главсевморпуть» по имени Главного управления Северного морского пути .
  • Сухарный, или Сухорный, находится в 3 км от северо-восточного берега Михалкино. Это 11 километров (7 миль) в длину и около 5 километров (3 миль) в ширину. К северо-востоку от Сухорного находится группа небольших островов, известных как острова Морские Сотки.
  • Пять Пальцев находится в 5 км к юго-востоку от южной оконечности Сухорного. Его длина составляет 5 километров, а максимальная ширина — 1,8 километра.
  • Остров Назаровский расположен на западной стороне западного Колымы — Прот. Походская Колыма, в районе, где много небольших островов. Его длина составляет 4,5 километра, а ширина — 1,3 километра.
  • Остров расположен на берегу, примерно в 10 км к северу от острова Назаровский. Штормовой — самый северный остров в устьях Колымы. Его длина составляет 4,3 километра, а ширина — 1,5 километра.

Бассейн реки Колыма

От места своего образования река Колыма двигается на северо-восток, первоначально имея узкую долину, ограниченную значительными увалами, расчлененными ручьями. Ширина потока не превышает 250 метров. Причем уже тут она постоянно разбивается на протоки, образуя острова разного размера. В таком состоянии искомый водоток пребывает на всех своих участках. От устья Шубиной водная «артерия» поворачивает на запад-северо-запад и придерживается этого курса до точки впадения Шумихи. Здесь течение реки Колыма с востока украшено уже стеной Колымского нагорья, а с запада – Яно-Чукотской страной. Вектор движения становится строго северным. По обеим сторонам остается темнохвойная тайга. Имеет место значительное колено к юго-востоку. Затем долина на некоторое время расширяется, проходя значительный участок заболоченной равнины. Далее лежит Колымское водохранилище. Водоем образует еще несколько значительных петель. Таким образом он пересекает рубеж с Якутией. Здесь начинается средний отрезок пути. После впадения Зырянки течение реки Колыма делает такие же крупные извилины, перемещаясь уже на северо-северо-восток. Она забирает себе воду самых значительных рукавов. Процесс разбивания на протоки повторяется все чаще. Делая еще несколько крупных загибов, бассейн реки Колыма ненадолго прижимается к Юкагирскому плоскогорью. На этом отрезке из растительности остаются только чахлые массивы лиственницы.

 Возвышена лишь правая сторона. А ближе к Средне-Колымску водный поток вообще выходит на абсолютно ровную заболоченную лесотундру. Лишь правый берег остается холмистым (к воде доходят языки Колымского нагорья). От Средне-Колымска снова начинает устанавливаться северо-восточный курс. Далее, поток какое-то время течет на северо-запад. «Всасывает» в себя последние заметные притоки – Омолон и Анюй. Перейдя границу тундры (а, заодно, и низовий), а также, сделав еще два разворота, бассейн реки Колыма выходит на последнее, северо-западное, направление. Он разбивается (в 11 км к северу от поселка Черский) на 2 речных банка, указанных в предыдущей главе. По левую руку в долине царит уже арктическая (лишайниковая) зона тундры. По правую появляется невысокий Сухарный хребет (сопки Белая, Пантелеевская и Суровая, наивысшая отметка около 830 метров над уровнем моря). Сухарный покрыт последним массивом лиственницы и кедрового стланика. Только в районе деревушки Нижнеколымск горы отступают. Участки редкого леса на них сильно разбиты осыпями.

Автостопом по дороге смерти

Прожив месяц на Камчатке, мы с другом стали гадать, как выбраться оттуда. Сначала у нас была сумасшедшая идея: дойти пешком до Магадана. Но это было бы сложно реализовать из-за отсутствия дорог и жуткого холода. Мы взвесили все «за» и «против» и решили полететь на самолете. Нашли недорогие билеты от Петропавловска до Магадана прямым рейсом. Билет стоил всего лишь 8 500 руб. (местные камчатские авиалинии). Летели мы на старом самолете — там было всего 30 мест, как в маршрутке. Зато давали бутерброды с красной икрой и рыбой. Очень аутентично, по-камчатски улетели.

В Магадан мы прилетели 11-го марта. В этом городе почти все друг друга знают, так как живет в нем всего 90 тыс. человек. Но город очень ухоженный. Он был построен на золоте; из поселения с бараками 30-х гг. превратился в уютный красивый городок. Неподалеку находится знаменитое озеро Джека Лондона. Называется так, потому что когда-то там нашли том книги Джека Лондона: видимо, геологи читали и оставили. Это очень живописное место, но зимой туда не проехать, лучше ехать в августе или сентябре.

Местные действительно встречали нас с теплотой и радушием

Я всегда представлял Колыму как место с плохой энергетикой, потому что там живут потомки людей, которых когда-то туда сослали. Наверное, поэтому колымчане не чувствуют себя там как дома. У кого не спроси, все собираются уехать оттуда «через год-другой». Но, несмотря на это, они очень отзывчивые и гостеприимные. Даже больше, чем кавказцы — они максимально открыты.

Все городки очень маленькие и отгорожены друг от друга километрами безлюдной замерзшей дороги. Попав в такой городок, вы никуда оттуда не сможете выбраться, поэтому местных обижать никто не решится. Нас принимали в гости очень спокойно. Любой человек с улицы, который видел наши рюкзаки, мог спросить куда мы идем, и пригласить переночевать.

Если вы идете по дороге, вас обязательно подвезет первая попавшаяся машина. Даже если водитель не может вас подвезти, он все равно остановится и спросит, кто вы, и всё ли у вас в порядке. Все, кто передвигается по этой трассе, друг о друге заботятся. По-другому никак — тут страшный холод.

Люди, с которыми мы знакомились, часто рассказывали о том, как на Колыме недавно замерзли туристы, буквально за месяц до нашего приезда. Просто по Google карте зашли не туда. Такие истории на трассе «Колыма» рассказывают постоянно

Поэтому передвигаться по ней нужно очень осторожно. Ни в коем случае нельзя выходить из города, если не поймали машину. Вы отойдете далеко от людей, а по трассе может никто не поехать в ближайшее время

А еще лучше всего ехать в феврале-марте. В это время дорога еще мерзлая, а вот летом по ней ехать сложнее

Вы отойдете далеко от людей, а по трассе может никто не поехать в ближайшее время. А еще лучше всего ехать в феврале-марте. В это время дорога еще мерзлая, а вот летом по ней ехать сложнее.

Помимо жилых городков, по пути часто попадаются города-призраки, которые опустели после 90-х. Где-то даже остались вещи. Многие туристы специально приезжают летом, чтобы переночевать в этих городах. А еще часто можно видеть очень интересную картину: яркий лагерь вахтовиков внутри старого заброшенного города. Они приезжают и перекапывают старые советские отвалы с золотом. Выглядит это очень необычно, будто люди заселились на старую планету.

Сегодняшнее состояние

Колымский тракт был полностью введен в эксплуатацию в 50-х годах прошлого века. С тех пор дорога не раз менялась, проходила через новые населенные пункты, появлялись новые переправы и развилки. Сегодняшняя трасса «Колыма» не повторяет в точности маршрут староколымской дороги. Однако, тот факт, что многие участки «на костях» остались в стороне, и что вдоль дороги теперь не расположены лагеря (раньше они стояли через каждые 25 километров), мало что меняет в мрачной славе этой трассы. Она по-прежнему остается самой опасной в стране.

И дело здесь не в том, что трасса «Колыма» является единственной неасфальтированной трассой федерального значения в России. Асфальта на ней действительно немного, он положен лишь там, где дорога пересекает нечастые населенные пункты, однако, грунтовка и щебень по словам автомобилистов, вполне терпимы.

Самой опасной эта дорога считается из-за природных условий. Она проходит через горный хребет и тайгу, местность тут невероятно красивая, но, при этом, очень безлюдная. Три-четыре автомобиля за день – это может считаться весьма оживленным движением. Иной раз водитель за сутки может не повстречать ни единой живой души. Населенные пункты располагаются тут более чем в ста километрах один от другого. В такой ситуации водителю, попавшему в беду, рассчитывать на помощь не приходится. Особенно страшно это зимой. Вдоль дороги можно увидеть сгоревшие автомобили – так пытались спастись от холода путешественники, которые из-за аварии не могли двигаться дальше.

Многие участки являются очень опасными из-за сложностей рельефа. Дорожные знаки предупреждают автомобилистов о таких опасных участках. Это и «Заячья петля», и Ольчанский перевал, и «Ласточкино гнездо» и «Чертовы ворота», и т.д. Еще лет десять назад над речкой Восточная Хандыга трасса проходила по узкому карнизу, на котором невозможно было разминуться двум встречным автомобилям.

Что рассказывают о «Дороге на костях»

Было бы странно, если бы место с такой сложной и суровой историей не обросло бы легендами и байками. Именно так произошло и с Колымским трактом. Однако, как ни странно, ни местные жители, ни дальнобойщики, работающие на этой дороге, не рассказывают ничего, связанного с жертвами ГУЛАГа, похороненными вдоль обочин. Из историй такого рода гуляют лишь байки о развлечении, придуманном, якобы, местными – копаться в земле в поисках костей. Это здесь такое гадание. Наткнешься на череп – значит, ждет повышение по службе, бедренная кость сулит богатство, а ребро – семейное счастье.

Гораздо больше легенд и страшилок связаны с местной якутской мифологией. Так, через 140 километров после поселка Хандыга дорога идет через священный лес. Здесь деревья увешаны лоскутами ярких тканей, брелоками и разными амулетами. Все якуты, и даже многие люди иных национальностей непременно останавливаются здесь, чтобы принести священным деревьям что-то в жертву. Иначе не видать удачи в дороге! Многие водители, начиная путь в Магадане или в Якутске кладут на обочину незакуренную сигарету. На удачу.

Озера Лабынкыр, Красное и Ворота, вдоль которых идет трасса, считаются обиталищем каких-то таинственных чудовищ. Сторонники криптозоологии утверждают, что эти существа не порождение якутской мифологии, а действительно какие-то неизвестные науке твари.

Исторические сведения[править | править код]

Открытие Колымы русскими последовало вслед за открытием реки Индигирки и Алазеи, открытых в 1638—1639 годы, так как уже в 1644 году поморец Михаил Стадухин основал на Колыме Нижнеколымское зимовье и доставил первое сведение о воинственных чукчах. Вскоре из Нижнеколымского зимовья, обращённого в укрепление, или острог, начали делаться поиски к востоку для отыскания новых земель (в 1647 и 1648 гг).

Семён Дежнёв, в товариществе с другими казаками, предпринял морские путешествия к востоку, для открытия устья реки Анадырь. Отсюда же не раз предпринимались морские и сухопутные экспедиции для открытия и описи берегов и соседних с ними островов. Дмитрий Лаптев в 1741 году, описывая Колымское прибрежье, соорудил на устье Каменной Колымы опознавательный знак, или маяк. Отсюда же шли экспедиции Врангеля, Биллингса и других.

Большая часть лагерей Дальстроя находилась в удалённых областях на северо-востоке СССР (как, например, Береглаг на Колыме).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector