Busfor.ru билеты на автобус отзывы

Географическое расположение и авария на Босфоре

Босфор находится на пересечении двух миров, он объединяет Черное море с Мраморным.

Течения этого пролива идут наперекор друг другу, воды из Черного моря, более теплые и менее опасные, протекают на поверхности водной толщи.

Глубоко под водой из Мраморного моря идут агрессивные потоки морской стихии в обратную сторону, они гораздо сильнее и мощнее верхних течений.

Управлять большими суднами в Босфорском проливе могут только профессионалы своего дела.

Сложные пересечения течений привели к тому, что из-за неопытности руководства состава корабля с 19 млн. тонн нефти в 1994 г., Нассия столкнулся с составом другого судна, вследствие чего вся нефть была разлита в пролив.

Погибло много человек из экипажа Нассии, огромный ущерб природе нанесла сырая нефть, которую убрать очень сложно.

Целую неделю пролив был закрыт для передвижения кораблей и паромов, Турция потеряла за это время около 1 млрд. долларов.

После данного случая правительство страны всерьёз стало беспокоиться о будущих возможных ущербах для государства и экологической ситуации в целом.

Нынешние судна, которые занимаются перевозкой опасных химических веществ и строительных материалов, в несколько раз превышают размеры Нассии, если подобная трагедия случится с одним из современных кораблей, последствия могут быть непоправимыми.

Для того, чтобы обезопасить Турцию и население соседних государств от возможных катастроф, правительство активно продвигает проекты по строительству трубопроводов в обход пролива Босфор.

Эффективность данного способа перемещения сырьевых продуктов окупается в полной мере и гораздо выше, чем переправление с помощью кораблей, однако требует дополнительных затрат и длительного времени на строительство.

По официальной статистике более 155 судов имеют право переправлять грузы через Босфор.

Наиболее узкая протяженность между берегами всего 700 метров, только умелые капитаны могут справиться с управлением в таких условиях.

Экскурсии по проливу Босфор

Существует несколько вариантов прогулки по проливу Босфор:

  • Городской общественный транспорт. Один из самых распространенных способов прогулки по проливу. Расписание можно посмотреть около кассы. Проезд, как правило, равен стоимости проезда на любом другом общественном транспорте Стамбула.
  • Прогулочные коммерческие паромы. Таковых паромов, проводящие прогулки по проливу, здесь великое множество, и у каждого свое расписание. Прогулка длится в течение полутора часов, чтобы насладиться морскими пейзажами Стамбула. Большим преимуществом таких паромов являются их регулярные рейсы, поэтому попасть на них можно практически в любое время в течение дня.
  • Небольшие частные лодки. Те туристы, кто хочет индивидуальную прогулку по Босфору, могут выбрать себе лодку с личным «водителем». Цена прогулки будет зависеть от времени экскурсии.
  • Индивидуальные экскурсии с гидом. Один из самых лучших вариантов прогулки, поскольку гид в ходе экскурсии рассказывает много интересного об истории пролива, о его прошлом и настоящем, также показывает самые известные достопримечательности и советует лучшие рестораны и кафе, где можно вкусно поесть.

Какой вид экскурсии выбрать — решать лишь туристу. Каждый вариант имеет свои особенности и разную стоимость.

olgazav59

Переходы

Босфорский мост , первый мост через пролив Босфор, завершен в 1973 году.

Мост Фатих Султан Мехмет , второй переход, построенный в 1988 году, вид со стороны Румельского замка на Босфоре.

Мост Явуза Султана Селима , третий и последний переход, состоялся в сентябре 2016 года. Мост был открыт 26 августа 2016 года.

Морской

Воды Босфора ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и его южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери есть многочисленные опасные точки для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что участок между мысом Кандилли и Ашияном требует изменения курса на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). Южнее, у Еникёй , необходимое изменение курса — 80 градусов. Смешивать эти сложные изменения в траектории, задние и передние смотровые линии на Кандилли и Yeniköy также полностью заблокированы до и во время курса изменения, что делает его невозможным для судов , приближающиеся со стороны противоположной видеть вокруг этих изгибов. Риски, связанные с географическим положением, еще больше увеличиваются из-за интенсивного паромного сообщения через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, на этом критическом морском пути присутствуют все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание крупномасштабного проекта канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который проходит с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго водного пути между Черным морем и Мраморным морем, с целью снижения риска. в проливе Босфор. Этот проект Kanal İstanbul в настоящее время продолжает обсуждаться.

Земля

Два подвесных моста и вантовый мост пересекают Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля , имеет длину 1074 м (3524 фута) и был завершен в 1973 году. Второй мост , названный Мост Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был завершен. в 1988 году примерно в 5 км к северу от первого моста. Первый мост через Босфор является частью автомагистрали O1 , а мост Фатиха Султана Мехмета — частью трансъевропейской автомагистрали . Третий мост , мост Султана Селима Явуза , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был завершен в 2016 году. Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкой на азиатской стороне, поскольку часть «Северной Мраморной автомагистрали», интегрированная с существующей прибрежной магистралью Черного моря и позволяющая транзитным транспортным средствам обходить городское движение.

Имя Дата открытия Дизайн Общая длина Ширина Рост Самый длинный промежуток Оформление ниже Переулки
15 июля Мост мучеников 30 октября 1973 г. Подвесной мост 1,560 м (5,118 футов) 33,4 м (110 футов) 165 м (541 футов) 1,074 м (3,524 футов) 64 м (210 футов) 6 полос автострады O1
Мост Фатих Султан Мехмет 1988 г. Подвесной мост 1510 м (4950 футов) 39 м (128 футов) 105 м (344 футов) 1090 м (3580 футов) 64 м (210 футов) 8 полос автострады O2
Мост Султана Селима Явуза 26 августа 2016 г. Гибридный вантовый, подвесной мост 2164 м (7100 футов) 58,4 м (192 футов) 322 м (1056 футов) 1408 м (4619 футов) 8 полос автомагистрали O7 и 1 двухпутная железная дорога

Подводная лодка

Проект Мармарай , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный водопроводный туннель длиной 5 551 м (18 212 футов), названный Босфорским водным туннелем , был построен в 2012 году для перекачки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор, в северо-западной Анатолии ) в Европейская сторона Стамбула, расстояние 185 км (115 миль).

Евразия Туннель является 5,4 км (3,4 мили) подводных шоссе туннеля, пересекая пролив Босфора для движения транспортных средств, между Казлычешмом и Göztepe . Строительство началось в феврале 2011 года и было открыто 20 декабря 2016 года.

До 4 подводных волоконно-оптических линий ( MedNautilus и, возможно, другие) подходят к Стамбулу, идя из Средиземного моря через Дарданеллы.

Экскурсии по Босфору

Если туристу удалось приехать в Стамбул Босфор, то ни в коем случае не стоит уезжать отсюда, не побывав на морской прогулке. Учитывая, что город все же является туристическим, на его территории организовано большое количество экскурсионных прогулок. Рассмотрим несколько, для того чтобы гость города смог подобрать для себя самое лучшее.

  • Можно отправиться на экскурсию, организованную профессиональным экскурсоводом. При этом стоит отметить, что рассказы проводятся на русском, французском, а также турецких языках. Для того чтобы выбрать подходящий тур, можно воспользоваться сайтом bosphoruscruise.com/regular-bosphorus-tours.
  • Возможность выбора большого тура с остановками. Факт того, что тур является профессиональным, подтверждается тем, что организовывает его государственный перевозчик — Шехир Хатлары. Тур займет около 6 часов, но зато за это время можно будет увидеть все достопримечательности, которые сохранились на территории Стамбула. Стоимость такого тура составляет 30 лир* за одного человека.
  • Можно отправиться в пеший прогулочный тур. Его длительность составит примерно 1 час 45 минут. Стоимость такого тура составляет 15 лир. Организовано путешествие с разных причалов для удобства отдыхающих (Эминону, Кабаташ, Бешикташ и другие).

Кроме перечисленных экскурсий, есть возможность воспользоваться и морскими турами. Всего в Стамбуле 3 компании, которые готовы предложить свои услуги — Sehır Hatları, Dentur Avrasya, Turyol. Своим клиентам предлагается воспользоваться услугами аудиогида, благодаря чему можно разглядеть прибрежные красоты.

Экскурсии по Босфору

Осмотр достопримечательностей

У Босфора есть 620 прибрежных домов ( ялы ), построенных в период Османской империи вдоль европейских и азиатских берегов пролива. Османские дворцы , такие как дворец Топкапы , Дворец Долмабахче , Йылдыз дворец , Чыраган , Feriye Дворцов , Бейлербей дворец , Кючюксу , Ыхламур , Хатидже дворца султана , Adile дворца султана и Хедиве находятся в пределах его зрения. Здания и достопримечательности в пределах зрения включают Собор Святой Софии , Собор Святой Ирины , мечеть султана Ахмеда , мечеть Йени , Кылыч Мечеть Али Паши , мечеть Nusretiye , Мечеть Долмабахче , Ортакёй , Ускудар мечеть Mihrimah Султан , мечеть Ени Valide , Девичья башня , Галата башня , румелийским Замок , Анатолийское замок , Йорос , Selimiye Казармы , Сабанджи музей , Садберк Ханым музей , Стамбул Музей современного искусства , Borusan Музей современного искусства , Топхане -i Amire Музей Мимара Синана изобразительных искусств университета , Галатасарай университет , Босфорский университет , Роберт колледж , Kabataş Высшая школа , Kuleli Military средней школы .

Два очка в Стамбуле имеет большинство общественных паромов , которые пересекают пролив: от Eminönü (Паромы дока в Богазе Искелесите пирс) на историческом полуостров Стамбула в возле Черного моря , зигзаги и вызов кратко несколько раз в румелийском и Анатолийские стороны города. На центральных пирсах короче, обычная поездка на одном из общественных паромов.

Частные паромы ходят между Ускюдаром и Бешикташем или Кабаташем в городе. Немногочисленные известные географические опасности умножаются на паромное сообщение через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города, особенно для крупнейших судов.

Морские катамараны предлагают высокоскоростные пригородные перевозки между европейским и азиатским берегами Босфора, но они останавливаются в меньшем количестве портов и пирсов по сравнению с общественными паромами. Как общественные паромы, так и морские автобусы также обеспечивают пригородные перевозки между Босфором и Принцевыми островами в Мраморном море .

Есть также туристические аттракционы, доступные в различных местах вдоль побережья Босфора. Цены варьируются в зависимости от типа поездки, в некоторых из них во время поездки звучит громкая популярная музыка.

Мост Султана Мехмеда Фатиха

Второе связующее звено между двумя берегами Босфора — Мост Султана Мехмеда Фатиха. Строительные работы начались в 1985 году. Закончились они по прошествии 3-х лет. Торжественное открытие прошло 29 мая 1988 года.

Время завершения работы над проектом совпало с памятной для Стамбула датой — 535-ой годовщиной взятия Константинополя. Было принято решение назвать новую магистраль именем легендарного правителя-завоевателя.

Над сооружением стамбульского Моста Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) трудилось несколько предприятий.

Это компании из:

  • Японии (Mitsubishi Heavy Industries, IHI Corporation);
  • Италии (Salini Impregio);
  • Турции (STEA Group).

Сооружение является еще одним стальным гигантом, перекинувшимся через стамбульский пролив. По характеристикам это творение человеческих рук практически не уступает своему предшественнику, построенному 15-ю годами ранее.

параметр значение в метрах
длина 1510
высота опор над уровнем воды 165
ширина 39
расстояние до поверхности моря 64

Конструкция из стали помещена на 2 опоры. Расстояние между ними составляет 1,1 километр, а высота над уровнем воды подходит для движения судов.

«Мехмед Завоеватель» — автомобильный мост. За проезд по нему взимается плата в размере 7 лир. Для пешеходов это место закрыто. Такая мера принята в целях безопасности

Мост (как и его Босфорский предшественник) часто привлекал внимание людей, решавших покончить жизнь самоубийством

Пролив Босфор

Пролив Босфор в паре с проливом Дарданеллы и вместе с Мраморным морем разделяет Азиатскую и Европейскую части современной Турции. По турецки пролив называется Истанбул Богазы (Стамбульский пролив). Длина и ширина пролива в два раза меньше длины и ширины пролива Дарданеллы.

Карта Босфора

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км., а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям — это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.

Современные опасности пролива Босфор

Крупные суда проходят вдоль по проливу, перемещаясь между Черным и Средиземным морями, конкурируя с ними, многочисленные паромы пересекают пролив поперек передвигаясь от одной половинами города к другой на противоположном берегу. Кораблей – много.

Сейчас пролив имеет международный статус. Согласно статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов ежедневно через пролив Босфор Стамбул проходят примерно 155 судов. Из них 28 судов – танкеры, шесть из них имеют общую длину более 200 метров. Они перевозят опасные вещества, такие, как сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее. С каждым годом плотный поток танкеров, груженных русской, казахской и азербайджанской нефтью.

А это у турецких официальных лиц вызывает серьезные опасения.

Босфор это не просто узкий канал, это один из самых сложных водных путей, с крутыми поворотами и течением со скоростью шесть-семь километров в час. В марте и апреле на капризном проливе бывают сильные туманы, а в зимние месяцы случаются и бури.

Неправильный маневр или технический сбой на борту могут привести к ужасающей катастрофе: разливу нефти, взрыву или пожару. А ведь на побережье с обеих сторон к проливу жмутся примыкают переполненные поселения, да и сам огромный город раскинулся на берегах Босфора.

14 марта 1994 года 66 822-тонный-кипрский танкер Нассия, груженные нефтью в Новороссийске, столкнулся с кипрским судном у входа в Босфор в Черное море. В возникшем пожаре погибли 29 человек из экипажа Нассия, разорваны танки судна, везшего 19 миллионов галлонов сырой нефти, которая разлилась. Пролив Босфор был закрыт для судоходства в течение недели, ущерб составил около 1 млрд долларов. А сейчас регулярно курсируют через турецкие проливы танкеры в четыре раза больше, чем в Нассия.

Есть ли какая-то возможность уберечься от потенциальных аварийных ситуаций? Конечно. Выход в строительстве трубопроводов в обход турецких проливов. Турция чрезвычайно в этом заинтересована в таких проектах и предпринимает значительные усилия для их реализации. К примеру, открытый в мае 2006 трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан уже значительно сократил движение танкеров.

Отели Стамбула на берегу Босфора

Многие отели в Стамбуле имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе . Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.

По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор, где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.

Посещение с детьми

Девичья башня

Туристам в любом возрасте будет интересно устроить путешествие по Босфору.

  • Самым юным путешественникам будет интересно посмотреть на морской порт, а более взрослых деток привлекут живописные пейзажи, архитектурные строения и проплывающие корабли.
  • Если заказывать готовый тур по Босфору, то местные гиды очень увлекательно рассказывают истории, которые понравятся даже детям. Сегодня пролив является не только исторически значимой достопримечательностью, но и является целой вереницей научных достижений. Речь идет о подвесных конструкциях для проезда транспорта, также подводных туннелях.
  • Также детей в более осознанном возрасте удивляет тот факт, что в зимний сезон пролив не покрывается льдом. Это связано с противоточными течениями.
  • Морское путешествие позволит малышам узнать много чего интересного о профессии моряка. По Босфору курсируют различные корабли, начиная от пассажирских, и заканчивая военным флотом.

История названия Босфора

Мифология же говорит, что назвал пролив Босфором западный мир именно благодаря этой крохотуле-девчонке. Всем уже известно, что Олимпийский властелин Зевс после начала у его любимой жены Геры процесса менопаузы, стал частенько втайне от неё спускаться на грешную Землю и осваивать там дела её не менее грешные. Так Зевс завлёк и Ио, исполнив с ней свои желания. А затем, для того, чтобы уберечь бедную Ио от страшного гнева своей благоверной, он превратил девушку, только представьте себе, — в белую корову!

Однако в силу догадливости Геры, её провести не получается, и она на корову напускает слепней. Те, разумеется, больно жалят, а белая корова убегает от них, достигая берегов пролива. Ио нашла хорошее место, которое дало ей возможность перебраться через него (в отличие от вышеописанных земноводных), и, перейдя, находит своё убежище там, где сегодня располагается известный район Стамбула – Кадыкёй, азиатская часть города.

Именно так, как говорят языковеды, и возникло название «Босфор», которое переводится, как «Коровий брод». А Ио впоследствии перебралась в Египет, вновь обрела человеческий облик и вернулась к своему пожилому возлюбленному – Зевсу. И назло ревнивой Гере они свой медовый месяц провели уже на берегах Нила.

Дарданелли. Цікаві факти

А ось цікаві факти про протоці Дарданелли.

  • У 1810 році англійський поет Джордж Байрон переплив Дарданелли, і тим самим повторив подвиг давньогрецького героя Леандра, який щоночі перепливав протоку, щоб зустрітися зі своєю коханою Герой, що жила на протилежному березі. У 2010 році на честь цієї події відбувся масовий заплив по маршруту поета протяжністю 1,7 км, а з урахуванням зносу за течією – 5 км.
  • Під час Другої світової війни Туреччина не вступала у військові дії (нейтралітет). В цей час Дарданелли був закритий для всіх воюючих країн.
  • Уряд Туреччини закликає переглянути угоду, підписану в Монре в 1936 році.
  • Це пов’язано з збільшенням останнім часом аварій танкерів з нафтової продукцією, яка в разі пошкодження корабля забруднює води протоки.
  • У 2011 році турецьким археологом Растимом Асланом під час розкопок на території стародавнього міста Канаккале, на дні протоки було виявлено поселення, що існувало приблизно 5 тисяч років тому.
  • Береги Дарданелли мають крутий звивистий рельєф. Це геологи пояснюють тим, що в давнину на місці протоки було русло річки, яке затопили води Егейського моря в результаті зниження частині суші, щодо рівня водяної оболонки Землі.

Что такое пролив Босфор в Стамбуле?

ГлавнаяСтамбул

Стамбул и залив Босфор — понятия неразделимые между собой. Длинный изогнутый залив
разделяет европейскую часть Стамбула на две части и придает городу особую, неповторимую
индивидуальность.

Любому школьнику известно, что Босфор является проливом, соединяющим два континента —
Азию и Европу. На берегах пролив Босфор раскинулись громадные округа турецкого города
Стамбул. Кроме того, из географии мы помним о том, что пролив Босфор соединяет Черное

и Эгейское моря

Стоит ли говорить о важность пролива Босфор как транспортного узла,
объединившего множество государств. Длинна пролива превышает тридцать километров,
ширина постоянно колеблется от 700 метров до четырех километров

Глубина судоходной
зоны (или фарватера ) меняется от 30 до 80 метров.

Стамбул немыслим без Босфора, эти географические объекты сегодня неотделимы. Однако
любопытных туристов часто интересует история происхождения названия пролива.
Поговаривают, что Зевс беспамятно влюбился в Ио, которая приходилась дочерью царя
Инаха. Месть супруги громовержца была жестокой. Красивая соперница была превращена в
обыкновенную корову, которая сумела найти убежище от дальнейших страшных притязаний
жены Зевса только в водах пролива, который и прозвали коровьим бродом.

Что бы оценить великолепие Босфора туристам непременно нужно совершить путешествие
по его водам на современном безопасном пароходе. Предлагаются как короткие, так и
длительные туры. Об их особенностях, стоимости и длительности можно прочитать
в специальной статье.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Первая успешная попытка связать берега пролива Босфор была выполнена в 6 веке н.э.
для переправы более 70 тыс. персидских воинов по трапам, проложенным поверх надежно

скрепленных между собой лодок. Первый стационарный мост
(мост Ататюрка)
был возведен
на берегах Босфор в Стамбуле и открыт к полувековому юбилею основания республики
(1973). Однако его мощность (до 200 тысяч автосредств) быстро оказалась недостаточной,
из-за возникновения трафика. В 1985 году возведен
(мост Ататюрка)второй мост
, названный именем султана
Фатиха в месте с минимальной шириной Босфора. Это сооружение ежедневно пересекает
до 150 тысяч автосредств.

Несколько лет тому начато возведение третьего моста на севере
Стамбула (в связи со строительством третьего аэропорта).

Уместно вспомнить о завершении
проекта «Мармарай», который прошел поперек Босфора, но уже по дну пролива. Теперь
требуется менее 20 минут для того, что бы приехать в метро из европейской в азиатскую
части Стамбула при помощи Мармарай.

Босфор — транспортная линия в Стамбуле

Босфор является транспортным каналом, пролив имеет статус международного, поскольку
его пересекает не только множество городских паромов, но и более ста пятидесяти

различных судов в одни сутки. Среди них можно встретить не только круизные пароходы,
но их танкеры, которые транспортируют нефть или газ, а также различные грузы. Нередко
воды Босфора в Стамбуле являются маршрутами передвижения подводных лодок и самых
различных надводных военных кораблей, включая тяжелые крейсера или авианосцы.

Босфор
в Стамбуле грозит морякам многими опасностями — высокой скоростью течения, сильными туманами,
крутыми поворотами, опасными бурями. Поэтому крупные корабли по проливу Босфор
в Стамбуле сопровождают не только буксирные корабли, но и обязательно лоцман из
гильдии турецких лоцманов.

Легенда про протоці Дарданелли

Стародавні греки цей протоку називали «Геллеспонт», що в перекладі звучить як «море Гелли» і пов’язане з давньою легендою, яка свідчить, що у сина царя Еола (владики Еолійських островів) було двоє дітей – син Фрікс і дочка Гелла, які після смерті матері виховувалися злою мачухою Іно.

Коли вони подорослішали, то нерідна мати вирішила погубити дітей свого чоловіка. Дочка і син царя намагалися врятуватися втечею на літаючому баране. Під час польоту Гелла, не втримавшись за золоту баранячу шерсть, впала в море і загинула. З тих пір воно носило її ім’я – «море Гелли». Сучасна назва протоку отримав завдяки місту Дарданея, який колись стояв на березі протоки Дарданелли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector