Свято-троицкая александро-невская лавра: история, описание и часы работы
Содержание:
За веру
Зимой 1918 года советское правительство решило изъять помещения Лавры. Но на пути вооруженных красноармейцев встали простые жители города. Более 500 тысяч питерцев вышли крестным ходом на защиту Лавры. Тем самым продлили ее жизнь еще на 15 лет. Событие стало первым открытым столкновением церкви и новой власти. И единственной в то время победой церкви.
А в Лавре в 1919 году создали уникальное Александро-Невское братство. Его члены нелегально помогали больным и неимущим, занимались духовным просвещением, особенно детей. Создавали подпольные монашеские общины. В 30-е годы все члены братства были репрессированы, большинство погибли. Из уцелевших подростков в дальнейшем вышли многие видные священнослужители.
Сегодня в Лавре установлен крест в честь всех служителей церкви, погибших в период гонений.
Экскурсии по лавре
Их устраивает паломнический центр обители. Экскурсионные программы ведут профессиональные гиды, а также насельники монастыря. Иностранных гостей обычно сопровождает священнослужитель. Во время экскурсии можно посетить лаврские храмы, узнать о ее истории.
Телефон паломнического центра: +7 (812) 274 16 12
Вся история лавры делом отвечает на когда-то заданный Петром I вопрос о монашестве: «Что же прибыль обществу от сего?». «Прибыль» великая, пусть не материальная. Иначе не шли бы паломники к древним и новым святыням, к мудрым старцам, которые доныне возвещают волю Божию тем, кто готов ее принять.
Наталья Сазонова
Изданные книги
«Кипр. Путешествие по благословенному острову»На сегодняшний день наиболее полное описание Кипра, которое включает в себя историю острова, историю Кипрской Церкви, подробный путеводитель по острову. Отдельная глава издания посвящена более чем 900-летним духовным связям России и Кипра. В приложении дана справочная информация для читателей и путешественников, русско-греческий разговорник и словарь паломника. Издание иллюстрировано 370 фотографиями и подробными картами. Книга рассчитана на широкий круг читателей: от тех, кто интересуется историей Кипра и духовным наследием Православия, до туристов, выезжающих на остров Кипр на отдых. |
|
«Преодоление зависимости»Книга священника Алексия Мороза о преодолении алкогольной зависимости. В книге освещены актуальные вопросы по проблеме алкоголизации общества, которая в последнее время приобрела широкий размах в нашей стране. Как научиться противостоять «зеленому змию» и жить здоровой, трезвой жизнью по Божьим законам — читайте в этой брошюре. |
|
«Религия и право»Российское и международное законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях. В настоящем сборнике впервые сделана попытка собрать воедино основные нормативные акты о свободе совести в России (полные тексты или извлечения): Конституция, федеральные законы, постановления правительства и ведомственные нормативные акты. Указанные документы регламентируют вопросы создания и функционирования религиозных объединений в России, имущественные отношения, компетенцию и взаимодействие федеральных органов власти в части контроля и надзора за функционированием религиозных объединений, ответственность за нарушения законодательства о свободе совести, права и обязанности верующих и священнослужителей. Сборник предназначен для епархиальных управлений, священнослужителей — настоятелей приходов, монастырей; руководителей, бухгалтеров и юристов религиозных организаций, а также работников органов и учреждений юстиции субъектов Российской Федерации, сотрудников налоговых, судебных и правоохранительных органов, студентов и всех интересующихся вопросами правового регулирования религиозной жизни в нашей стране. Документы представлены в редакции по состоянию на сентябрь 2006 года, значительная часть их труднодоступна для широкого читателя и не публиковалась ранее в подобных изданиях. |
|
«День Восьмой»Восьмая книга протоиерея Андрея Логвинова, выходящая в свет в издательстве «Русское слово». Автор — член Союза писателей России, лауреат литературных премий им. Н. Заболоцкого, «Имперская культура», журнала «Наш современник». Стихи о Родине, о Вере, о христианской Любви и Надежде в преддверии Апокалипсиса. День Восьмой — эта та «жизнь будущего века», о которой мы поем в Символе веры. Начало его — Второе Славное Пришествие и Страшный Суд Господень. Книга — напоминание! |
|
«Седьмая печать»Седьмая книга протоиерея Андрея Логвинова, выходящая из печати в издательстве «Русское слово». Автор — член Союза писателей России, лауреат литературных премий им. Н. Заболоцкого, «Имперская культура», журнала «Наш современник». Стихи пронизаны болью и заботой о родном народе, его языке и культуре. Поэт-священник напоминает о драгоценности краткой земной жизни, завершение которой символизировано снятием Седьмой печати Апокалипсиса. |
Строительство
Место под строительство было выбрано не случайно. Согласно историческим летописям, на месте будущего монастыря располагалась деревня Вихтула. Считается, что именно здесь, на месте впадения Черной речки в Неву, 15 июля 1240 года состоялась историческая битва дружины Александра Невского со шведами. Идея постройки монастыря впервые появилась у Хутынского архимандрита Феодосия, который поведал ее князю Меншикову. Последний же рассказал о ней Петру І, пообещав отдать часть своих имений под монастырские земли.
Строительство монастыря было начато по указу Петра І 20 февраля 1712 года. Как и многие строительства тех времен, возведение монастыря продолжалось достаточно долго – до 90-х годов 18 столетия. День проведения первой Литургии, 25 марта 1713 года, принято считать днем начала существования святой обители.
Создание проекта будущего монастыря было возложено на Доменико Трезини, а наблюдением за строительством было возложено на Христофа Конрата. В 1712 году начали появляться первые деревянные постройки, а 25 марта 1713 года было проведено освящение церкви.
Монастырь выполнял не только духовные функции. К 1720 году в его стенах была открыта типография, а 1721 году школа, позднее ставшая семинарией, а после – академией.
Проект монастыря был готов уже в 1715 году, а через год его утвердил Петр І.
Христофор Конрат занимался его строительством до 1 июля 1720 года, после чего ему пришлось уехать. Вместо него руководство строительством в свои руки взял Теодор Швертфегер. Им был составлен новый проект главного монастыря. Причиной тому стала непредусмотрительность архитектора Трезини. Согласно первому проекту, собор должен был быть расположен фасадом в сторону Невы, а входом на восток. Такое расположение противоречило правилам строительства православных храмов, согласно которым вход в храм должен располагаться на западе, а алтарь на востоке.
В 1717-1723 годах вместо Благовещенской церкви был возведен каменный храм, который в наши дни является самым старым строением на территории лавры.
Немного позднее мощи Александра Невского из Владимира были перенесены в Александро-Невский монастырь.
Работы над тремя уступами главной линии монастырского комплекса были завершены 1725 году. Работы над южной частью были начаты в конце 1727 года.
Возведение главного Троицкого храма шли не равномерно: то ускоряясь, то останавливаясь. Однако, когда собор был уже почти достроен, он оказался неугоден императрице, и по ее приказу его разобрали вплоть до фундамента.
Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Позднее, с западной стороны Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон.
В 1756 году вокруг монастырского двора началось строительство циркумференции, спроектированной итальянским архитектором Джузеппе Венероне. Он же создал проект нового главного собора.
Отделка интерьера Федоровской церкви была завершена к 1766 году, а освящение было совершено в 1770 году.
Завершение строительства циркумференции состоялось в 1774 году, благодаря чему территория монастыря стала замкнутой практически полностью. Оставалось «заполнить брешь» на месте главного храма. В феврале 1776 года Екатериной ІІ был утвержден новый проект храма, созданный Иваном Егоровичем Старовым. 30 августа 1778 года в присутствии императрицы произвели закладку Свято-Троицкого собора.
По проектам того же архитектора были возведены въездные ворота с надвратной церковью, перепланирована площадь перед лаврой и построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.
Освящение Свято-Троицкого собора состоялось 30 августа 1790 года. Раку с мощами Александра Невского из Благовещенской церкви перевезли в том же году
Императорские захоронения
Надгробия членов семьи Романовых
Первым погребением было погребение царицы Прасковьи Салтыковой , жены царя Ивана V , 24 октября 1723 года. По приказу Петра прах его сестры Натальи Алексеевны и его маленького сына Петра Петровича, первоначально захороненных в монастыре. , были перенесены в усыпальницу. Позже в церкви были похоронены несколько других членов императорской семьи, в том числе те, кто потерял свое положение в результате дворцовых переворотов . Среди них были Анна Леопольдовна , мать царя Ивана VI, регентша во время недолгого правления сына; и император Петр III, который был свергнут и убит в результате дворцового переворота, в результате которого его жена взошла на престол в качестве императрицы Екатерины II . Петр III был тихо похоронен в церкви в июле 1762 года, что лишило его возможности погребения в традиционном месте упокоения постпетровских правителей — Петропавловском соборе . Останки Петра III были впоследствии удалены из церкви и перезахоронены в Петропавловском соборе по приказу своего сына , когда он взошел на престол Павла I . В церкви похоронены и другие члены императорской семьи: Екатерина Ивановна , племянница Петра Великого; Наталья Алексеевна , первая жена Павла I; и несколько детей, умерших в младенчестве, в том числе две дочери императора Александра I и Елизавета Алексеевна ; Ольга Павловна , дочь императора Павла I и Марии Федоровны .
Здесь же были похоронены те, кто имел тесные связи с императорским двором. Среди них были придворные Евдокия Юсупова , Анастасия Трубецкая и Анна Матюшкина ; а также Алексей Разумовский , любовник и, по слухам, муж императрицы Елизаветы ; и Мария Румянцева , любовница Петра Великого. Здесь также были похоронены члены нескольких важных дворянских семей, в том числе Шуваловы , Бецкие, Вяземские, Нарышкины и Юсуповы . 12 мая 1800 года герой Французской революционной войны генералиссимус Александр Суворов был похоронен в церкви под белой мраморной плитой с простой надписью, выбранной самим генералиссимусом : «Здесь лежит Суворов». Пристройка вдоль юго-восточной части церкви была построена в 1783 году, в ней разместились фамильные памятники нескольких дворянских домов, в том числе Шуваловых , Бецких, Вяземских и Нарышкиных . С восточной стороны церкви была пристроена небольшая ризница , в которой позже разместились памятники семье Юсуповых . В 1860-х годах семья Якунчиковых построила небольшой склеп в северо-западном углу церкви, а в 1871 году П. Д. Соханский построил мраморную гробницу для семьи Бобринских под лестничной пристройкой.
Первоначально похоронен в церкви
Дом Романовых
Изображение | Имя | Родившийся | Умер | Занятие | Памятник | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|
1718 | 1746 | Дочь царевны Екатерины Ивановны , матери императора Ивана VI , регента России. | ||||
Анна Петровна | 1757 | 1759 | Дочь великого князя Петра Федоровича , будущего императора Петра III, и великой княгини Екатерины Алексеевны , будущей императрицы Екатерины Великой. | |||
1691 | 1733 | Дочь царя Ивана V и Прасковьи Салтыковой , старшая сестра императрицы Анны , племянницы Петра Великого , герцогини Мекленбург-Шверинской . | ||||
1673 | 1716 | Дочь царя Алексея и Натальи Нарышкиных , сестра Петра Великого . Первоначально похоронен в Лазаревской церкви в 1717 году, перезахоронен в Благовещенской церкви в 1723 году. | ||||
1755 | 1776 г. | Жена цесаревича Павла Петровича , будущего царя Павла I, невестка императрицы Екатерины Великой . | ||||
1728 | 1762 г. | Император России , сын Анны Петровны и внук Петра Великого . Жена принцессы Софи Ангальт-Цербстской, которая сменила его на посту Екатерины Великой . Останки переданы Петропавловскому собору в 1796 году. | ||||
1664 | 1723 г. | Жена царя Ивана V , мать русской императрицы Анны . | ||||
Елизавета Александровна | 1806 г. | 1808 г. | Дочь императора Александра I и Елизаветы Алексеевны . | |||
Мария Александровна | 1799 | 1800 | Дочь императора Александра I и Елизаветы Алексеевны . | |||
1792 | 1795 | Дочь императора Павла I и Марии Федоровны . | ||||
Петр Петрович | 1715 | 1719 | Сын Петра Великого и Екатерины Алексеевны . Первоначально похоронен в Лазаревской церкви в 1719 году, перезахоронен в Благовещенской церкви в 1725 году. |
Грузинская королевская семья
Изображение | Имя | Родившийся | Умер | Занятие | Памятник | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|
1761 | 1814 г. | Сын царя Ираклия II и царицы Дареджан Дадиани . | ||||
1738 | 1807 г. | Королева-консорт царя Ираклия II . |
Православное духовенство
Изображение | Имя | Родившийся | Умер | Занятие | Памятник | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|
1709 | 1766 г. | Митрополит Цетинский , князь-епископ Черногории . |
Дворянство
Изображение | Имя | Родившийся | Умер | Занятие | Памятник | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|
1704 | 1795 | Реформатор школы, советник по образованию, президент Императорской Академии художеств , архитектор первой в России единой системы народного образования. | ||||
1747 | 1799 | Великий канцлер России, главный архитектор внешней политики Екатерины Великой . | ||||
1732 г. | 1791 | Генерал, командующий Финляндской дивизией, генерал-губернатор Московской и Санкт-Петербургской губерний . Могила потеряна. | ||||
1726 | 1797 | Дипломат, военачальник, фельдмаршал и генерал-адмирал, главный полномочный представитель в Лондоне, вице-президент Адмиралтейства. | ||||
1780 г. | 1808 г. | Военачальник, генерал. Финская война , битва у моста Вирта . | ||||
1777 | 1806 г. | Военачальник, генерал. Наполеоновские войны . | ||||
c. 1667 | 1746 | Военный деятель и политический деятель, фельдмаршал, член Высшего тайного совета , президент Военного колледжа . Могила потеряна. | ||||
1718 | 1783 | Фельдмаршал, губернатор Санкт-Петербурга , Семилетняя война , Русско-турецкая война | ||||
1722 г. | 1804 г. | Фрейлина Елизаветы Российской , фрейлина императрицы Екатерины Великой , фрейлина императрицы Марии Федоровны . | ||||
1785 | 1846 г. | Военачальник, генерал Наполеоновских войн . | ||||
1785 | 1846 г. | Придворный, фрейлина императрицы Екатерины Великой, жены Григория Орлова . | ||||
1718 | 1783 | Государственный деятель, политический наставник Екатерины Великой , Северный союз . | ||||
1797 | 1869 г. | Дворянка, меценат. Дочь Бориса Голицына, жена Александра Потемкина . Финансовая реставрация Святогорской Лавры . Могила потеряна. | ||||
1709 | 1771 | Зарегистрированный казак, любовник и, по слухам, муж российской императрицы Елизаветы . | ||||
1699 | 1788 | Придворная дама, царственная хозяйка Петра Великого . Могила потеряна. | ||||
1727 | 1797 | Русское Просвещение , первый министр образования России. | ||||
1730 | 1800 | Военачальник, генералиссимус , Семилетняя война , Барская конфедерация , Русско-турецкая война 1768–1774 годов , Русско-турецкая война 1787–1792 годов , Французские революционные войны . | ||||
1700 | 1755 | Дворянка, придворная, принцесса Молдавии и ландграф Гессен-Гомбург, почетный член Императорской Русской семьи. Придворная дама императрицы Елизаветы, известный меценат. | ||||
1669 | 1738 | Купец-авантюрист и дипломат на службе у Петра Великого. Кяхтинский мирный договор . | ||||
1683 | 1736 г. | Государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого , Чемберлен , Обер-Столлмейстер , генерал-майор , генеральный прокурор. | ||||
1743 г. | 1780 г. | Придворный, супруг Курляндской герцогини . |
История постройки
Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге
Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.
Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.
Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.
По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.
Просветительская деятельность
В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.
Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.
Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.
Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.
Послереволюционный период
В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.
Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.
Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.
Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.
Кладбища
В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.
Лазаревское кладбище
Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.
Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.
Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:
- Дж. Кваренги
- К. И. Росси
- А. Н. Воронихин
- И. Е. Старов
На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.
Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств
При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.
Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:
- Ф. М. Достоевский
- П. И. Чайковский
- И. А. Крылов
- И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства
Никольское кладбище
Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.
К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.
Об издательстве
Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.
Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.
География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».
Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.
Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.
Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.
Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.
После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».
Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).
Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.
НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:
— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.
Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru
Приобрести газету «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)
Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)
Архитектура Троицкого собора
Собор представляет собой величественную конструкцию в духе русского классицизма. С восточной стороны он увенчан мощным куполом на барабане с 16 окнами. В межоконные пространства встроены колонны, придающие собору сходство с европейскими храмами.
С западной стороны над входом располагаются две симметричные колокольни. Они отделаны в духе классицизма полуколоннами, карнизами и капителями.
Вход украшен величественным портиком с колоннами, поддерживающими треугольный фронтон. Над центральными дверями храма изображены два ангела, несущие щит с орденским знаком святого князя Александра Невского и над ними барельефное панно «Жертвоприношение царя Соломона в день освящения Иерусалимского храма». На стенах собора с двух сторон расположены лепные барельефы на библейские сюжеты.
Интерьер храма также впечатляет своим оформлением. Конфигурация внутреннего пространства здания выполнена в форме латинского креста и сочетает форму классической базилики с крестово-купольной формой. Коринфские колонны с золочеными капителями выделяют центральный неф помещения.
В оформлении интерьера принимали участие ведущие мастера того времени. Иконостас выполнен А. Пинетти из белоснежного итальянского мрамора. Талантливый П.П.Анжи изготовил бронзовые изделия, а образа на царских вратах написаны И. А. Акимовым и Я. Меттенлейтером.
Изначально сделанная известным мастером Ф. Д. Даниловым, она вскоре потускнела из-за отсутствия должного отопления в зале. В 1806 году живописец А. дела Джакомо закрасил ее другой росписью, используя эскизы великого Дж. Кваренги. Но и она переписана в 1862 году художником П. С. Титовым. Позже, роспись восстановлена в ходе реставрации по образцу 1806 года.
Лепка, присутствующая в зале, сделана Ф. Ламони и Д. Фонтана, а статуи святых и барельефы в количестве 20 панно сделаны скульптором Ф. И. Шубиным. Особенностью интерьера является присутствие картин известных европейских мастеров.
В 1794 году императрица преподнесла в дар из фондов Эрмитажа полотна на библейские сюжеты кисти Ван Дейка, Бассано, Гверчино и Рубенса. Знаменитое полотно Рафаэля Менгса «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы» располагается в алтаре.
Александро-Невская лавра всегда состояла под государевым покровительством и в ее храмах находится множество образов и полотен, ценных сосудов и предметов, подаренных в разное время представителями царской семьи.
Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры
В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.
Собор Троицы Живоначальной
Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.
Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.
Собор Троицы Живоначальной
Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.
Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.
Собор Троицы Живоначальной
Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.
Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!
Библиотечная (Юго-западная) башня
В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.