Гумбольдталександр
Содержание:
- Школы — Humboldt-Institut
- Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
- НАШИ ЛЮДИ
- Гумбольдт и идеи Канта
- Происхождение
- Методика обучения в школах сети Humboldt-Institut
- Годы и события
- Гумбольдт и идеи Фихте, Гегеля и Шеллинга
- Жажда путешествий
- Спецпредложение от школы Humboldt-Institut
- Досуг, культурные и спортивные мероприятия в школах сети Humboldt-Institut
- Дальнейшая жизнь
- Второе открытие Америки
Школы — Humboldt-Institut
Страна | Город | Школа | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1-5 | ||||||
Kaplan New York SoHo | 4.4 | 89 | ||||
EC Montreal | 4.6 | 201 | ||||
Malvern House London | 4.7 | 162 | ||||
FLS Citrus College Los Angeles | 4.6 | 79 | ||||
EC Cape Town | 4.6 | 188 | ||||
EC Boston | 4.3 | 214 | ||||
IH Valencia | 4.6 | 14 | ||||
GEOS Singapore | 4.5 | 30 | ||||
Spokane College of English Language | 4.9 | 39 | ||||
EC New York | 4.4 | 260 | ||||
Kingsbrook Idiomas Barcelona | 4.3 | 131 | ||||
Kaplan Sydney Manly | 5.0 | 61 | ||||
Kaplan Dublin | 4.5 | 36 | ||||
EC Malta | 4.7 | 383 | ||||
EC Toronto | 4.3 | 227 | ||||
Kaplan Auckland | 4.8 | 84 | ||||
Kaplan Washington DC | 4.4 | 116 | ||||
EC Los Angeles | 4.5 | 238 | ||||
EC London | 4.6 | 243 | ||||
EC Oxford | 4.8 | 96 | ||||
FLS Saint Peter’s University, New York | 4.7 | 18 | ||||
Kaplan London Covent Garden | 4.5 | 160 | ||||
Q Language Hong Kong | 4.3 | 56 | ||||
NZLC Auckland | 4.7 | 29 | ||||
NZLC Wellington | 4.8 | 17 | ||||
Byron Bay English Language School | 4.6 | 93 | ||||
EC New York 30+ | 4.4 | 260 | ||||
EC Washington, DC | 4.6 | 19 | ||||
EC San Francisco | 4.5 | 139 | ||||
EC San Diego | 4.7 | 133 | ||||
EC Miami | 4.6 | 199 | ||||
EC Toronto 30+ | 4.3 | 227 | ||||
EC Vancouver | 4.6 | 240 | ||||
EC London 30+ | 4.6 | 243 | ||||
EC Cambridge | 4.6 | 144 | ||||
EC Bristol | 4.6 | 107 | ||||
EC Brighton | 4.5 | 407 | ||||
EC Manchester | 4.7 | 76 | ||||
EC Malta 30+ | 4.7 | 383 | ||||
Kaplan London Leicester Square | 4.5 | 48 | ||||
Kaplan Manchester | 4.6 | 307 | ||||
Kaplan Cambridge | 4.6 | 192 | ||||
Kaplan Liverpool | 4.6 | 107 | ||||
Kaplan Torquay | 4.2 | 12 | ||||
Kaplan Bath | 4.3 | 13 | ||||
Kaplan Edinburgh | 4.5 | 194 | ||||
Kaplan Oxford | 4.5 | 179 | ||||
Kaplan Bournemouth | 4.4 | 221 | ||||
LSI Cambridge | 4.2 | 181 | ||||
Kaplan Melbourne | 4.5 | 110 | ||||
Kaplan Sydney City | 4.5 | 135 | ||||
Kaplan Perth | 4.3 | 101 | ||||
Kaplan Adelaide | 4.7 | 44 | ||||
Kaplan Brisbane | 4.5 | 70 | ||||
Kaplan Cairns | 4.7 | 97 | ||||
Kaplan Vancouver | 4.6 | 149 | ||||
Kaplan Toronto | 4.6 | 243 | ||||
Kaplan New York Empire State | 4.4 | 227 | ||||
Kaplan Boston Fenway | 4.6 | 124 | ||||
Kaplan Boston Harvard Square | 4.6 | 72 | ||||
Kaplan Philadelphia | 4.5 | 177 | ||||
Kaplan Chicago | 4.4 | 106 | ||||
Kaplan Seattle Downtown | 4.5 | 108 | ||||
Kaplan Seattle Highline College | 4.5 | 26 | ||||
Kaplan Miami | 4.3 | 126 | ||||
Kaplan Portland | 4.0 | 77 | ||||
Kaplan Berkeley | 4.7 | 116 | ||||
Kaplan San Francisco | 4.6 | 139 | ||||
Kaplan Santa Barbara | 4.2 | 65 | ||||
Kaplan San Diego | 4.8 | 111 | ||||
Kaplan Los Angeles Whittier College | 4.5 | 22 | ||||
Kaplan Los Angeles Westwood | 4.5 | 240 | ||||
Kaplan Golden West College | 4.5 | 65 | ||||
Zoni Miami | 4.7 | 19 | ||||
Zoni Manhattan | 4.2 | 96 | ||||
Zoni Jackson Heights | 4.2 | 48 | ||||
Zoni Flushing | 4.0 | 64 | ||||
Zoni Elizabeth | 4.8 | 32 | ||||
Zoni West New York | 4.5 | 101 | ||||
Accord Manchester | 4.5 | 44 | ||||
FLS Saddleback College | 5.0 | 32 | ||||
FLS Chestnut Hill College | 4.0 | 48 | ||||
FLS Boston Commons | 4.6 | 113 | ||||
Accord Paris | 4.1 | 294 | ||||
LSI London Central | 4.4 | 320 | ||||
Accord Moira House | ||||||
Accord Bethany Centre | ||||||
Accord Rossall School | ||||||
Accord Barnard Castle | ||||||
Sidmouth International School | 4.8 | 84 | ||||
Cass Liverpool | 4.6 | 77 | ||||
ESE Malta | 4.4 | 462 | ||||
LSI London Hampstead | 4.5 | 193 | ||||
LSI Brighton | 4.6 | 119 | ||||
LSI San Diego | 4.2 | 25 | ||||
LSI Berkeley/San Francisco | 4.7 | 55 | ||||
LSI New York | 4.4 | 146 | ||||
LSI Boston | 4.5 | 175 | ||||
LSI Toronto | 4.3 | 110 | ||||
LSI Vancouver | 4.6 | 169 |
Показаны записи 1-100 из 208.
Философские основы лингвистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта
Взгляды Гумбольдта на лингвистику тесно переплетены с его историко-философскими воззрениями, и служат отражением классической немецкой философии. Наиболее хорошо философские основы его лингвистической системы были преподнесены Николаем Гавриловичем Чернышевским – русским философом-материалистом, который говорил, что Гумбольдт, несмотря на своё глубокое изучение философии и смежных с ней наук, не имел возможности создать самостоятельный образ мыслей на тему тех вопросов, которые отдельно изучают философы. На идеи Гумбольдта оказало влияние метафизическое направление философии, которое в те годы господствовало в Германии, а сам он соглашался с идеями Иммануила Канта, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Иоганна Готлиба Фихте.
НАШИ ЛЮДИ
Ястров, Моррис Исследователь
американский ориенталист, исследователь Библии и Древнего Востока
Ян, Георг Исследователь
Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов
Ядов, Владимир Александрович Исследователь
советский и российский социолог
Юхансен, Ялмар Исследователь
норвежский полярный исследователь
Юргенс, Николай Данилович Исследователь
русский морской офицер, гидрограф и полярный исследователь
Юльке, Карл Людвиг Исследователь
немецкий исследователь Африки
Южаков, Сергей Николаевич Исследователь
русский социолог и публицист
Эшшольц, Иоганн Фридрих фон Исследователь
Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов
Гумбольдт и идеи Канта
Среди положений немецкой философии, повлиявших на лингвистические взгляды Гумбольдта, можно выделить взгляды Канта, изложенные в таких трудах как «Критика способности суждения», «Критика практического разума» и «Критика чистого разума». В них Кант говорит о том, что есть мир вещей, который не зависит от мышления и ощущений человека – мир «вещей в себе». И процесс познания начинается с того, что эти «вещи в себе», оказывая действие на органы чувств, инициируют ощущения. Исходя из этого, первичными можно назвать вещи из мира материального, но когда Кант начинает исследовать границы познания, он говорит о том, что «вещи в себе» непознаваемы.
Гумбольдт, в свою очередь, говорит о непознаваемости каких-либо языковых явлений, что человек не способен познать языковую форму в её цельности. Он также подчёркивает связь между языком и «народным духом», утверждая, что она недоступна для понимания и всегда остаётся непознаваемой тайной.
Кант уверен, что знание является синтезом ощущений и понятий, где высшее условие синтеза содержится в априорном единстве самосознания, другими словами, в том единстве, которое предшествует возможности любого соединения сенсорных созерцаний. И это единство формально, т.к. находится вне зависимости от какого-то конкретного содержания самих сенсорных созерцаний.
Гумбольдт, наравне с Кантом, предпринимает попытки понять, как посредством априорных форм разума происходит образование языка и достижение единства отдельных знаков. Он представляет порождение языка синтетическим процессом в прямом смысле, ведь синтез рождает то, чего доселе не было ни в одной из совокупных частей языка.
Из всех исследований Иммануила Канта, которые были посвящены критике «идей» разума, огромнейшее влияние на становление философии оказало именно учение об антиномиях (противоречиях) чистого разума. Согласно Канту, любые попытки разума ответить на вопрос, что представляет собой мир как безусловное целое, приводят к соперничающим друг с другом ответам. С одной стороны, доказуемо, что мир не имеет временного начала и пространственных границ, но с другой стороны, доказуемо и то, что мир имеет конкретную точку отсчёта и пространственные границы. Данные антиномии появляются в разуме всегда, а значит, по своей натуре разум противоречив.
Гумбольдт же, проводя свой лингвистический анализ, указывает на то, что язык служит разделителем природы всего органического, когда одно проявляется в другом, частное служит отражением общего, а сила единого целого проникает везде и всюду. Гумбольдт часто даёт противоречивые определения языка, тем самым пытаясь прийти к пониманию диалектической природы языка и определить выражающие его сущность противоречия.
Несмотря на то, что Кант не уделял отдельного внимания вопросам языкознания, в его труде «Антропология с прагматической точки зрения» есть упоминания о противоречивости характера языка, проявляющегося в том, что способные слышать и говорить люди не всегда понимают других и себя, а способность обозначения может либо отсутствовать, либо применяться неправильно, что и объясняет то, что даже родные по языку люди могут быть очень далеки друг от друга в своих понятиях. Именно это положение стало для Гумбольдта основой противоречий понимания и непонимания языка.
Происхождение
По отцовской линии братья Гумбольдты происходили из померанской буржуазии. Их дедушка служил офицером в прусской армии и в 1738 году был произведён в дворянское сословие благодаря личным заслугам и поданной просьбе. Его сын Александр Георг также состоял на воинской службе. После выхода в отставку в 1766 году Александр Георг переехал в Берлин, где сочетался браком с состоятельной вдовой — баронессой Елизаветой фон Гольведе (урождённой Коломб), происходившей из семьи французских гугенотов, бежавших от насилия и притеснений Людовика XIV. Благодаря женитьбе, Александр Георг фон Гумбольдт стал владельцем пригородного дворца Тегель и прилегающих земель.
5 марок 1967 г. — памятная монета ФРГ, посвящённая братьям Александру и Вильгельму фон Гумбольдт
Вильгельм фон Гумбольдт родился 22 июня 1767 в Потсдаме.На образование сыновей Вильгельма и Александра родители средств не жалели. Во Франкфуртском (на Одере) и Геттингенском университетах Вильгельм основательно изучил право, политику и историю
Преданный науке, он вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной
В 1789 г. он вместе со своим учителем, известным Кампе, ездил в Париж, «чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма». Несколько позже он отозвался на поставленный тогда историей вопрос о взаимных отношениях между государством и личностью в сочинении «Мысли о попытке определить границы действий государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen). Он является здесь борцом за полную свободу личности и ограничивает роль государства заботой о внешней безопасности. Это сочинение настолько расходилось с традиционными понятиями, что цензура не допустила его опубликования, и оно появилось в печати только в 1851 г.
Ещё более, чем политические вопросы, интересовали его новые направления в литературе и философии. Уже в 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гёте. И с тем, и с другим Гумбольдт состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: «Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H.» (Штутгарт, 1876) и «Goethes Briefwechsel mit den Gebrüdern von H., 1795—1832» (Лпц., 1876). Рано приобретённая им репутация универсально образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин и др., то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене (1794—97), в постоянном общении с кружком Шиллера. С тех пор, как он женился (1791) на Каролине фон Дахерёден, его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Гумбольдта была одной из просвещённейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его учёных работах.
В 1801 году Вильгельм фон Гумбольдт совершил этнолингвистическую экспедицию в Баскские земли, посетив как французскую, так и испанскую часть Страны Басков. Научным итогом экспедиции явилась книга «Баски, или замечания, сделанные во время путешествия по Бискайе и французским Баскским областям весной 1801 года, вместе с исследованиями о баскском языке и нации и кратким изложением баскской грамматики и словарного запаса»…
Учёный скончался 8 апреля 1835 в Тегеле близ Берлина. Похоронен в семейном склепе при дворце.
Методика обучения в школах сети Humboldt-Institut
В сети школ Humboldt-Institut практикуют коммуникативной подход к обучению иностранных студентов, который заключается в полном погружении студентов в новую языковую среду посредством постоянного общения на немецком языке как в школе, так и за ее пределами. На занятиях преподаватели используют аутентичные материалы — учебники, рабочие тетради, словари, свежую прессу и журналы на немецком языке, а также видео- и аудиозаписи, позволяющие познакомиться с современным сленгом и видами акцента.
Учебная программа удачно дополняется факультативами и культурными мероприятиями, которые являются важной частью знакомства с немецким языком. На занятиях студенты работают над грамматикой, совершенствуют навыки письма, выполняя тренировочные упражнения, а также практикуют язык, принимая участие в совместных обсуждениях, групповых проектах и работая над презентациями
Благодаря элективам, проводимым после основных занятий, студенты получают возможность больше узнать об истории и культуре Германии.
Годы и события
- 1787 год ‒ Поступление А. фон Гумбольдта в университет Франкфурта-на-Одере. Посещение лекций по истории древнего мира, экономике, физике, медицине, математике.
- 1788 год ‒ Переезд в Берлин. Продолжение изучения греческого языка, ботаники, технологии.
- 1789 год ‒ Обучение в Гёттингенском университете. Посещение лекций, которые читали по литературе К. Гейне, анатомии И. Блуменбаха, физики и астрономии Г. Лихтенбергом. Написаны первые научные работы А. фон Гумбольдта «О тканях греков» и «О рейнских базальтах».
- 1790 год ‒ Первое путешествие за границы германских государств. Посещение Англии, Нидерландов и Франции.
- 1791 год ‒ Переезд во Фрайбург и изучение под руководством А.Г. Вернера геологии в Горной академии.
- 1792-1794 годы ‒ А. фон Гумбольдт занимает вакансию обер-бергмейстера в Ансбахе и Байройте. Инспекционные поездки по Германии, открытие горной школы в Штебене.
- 1799-1804 годы ‒ Экспедиция в Южную Америку и по Антильским островам. Посещение Венесуэлы, Кубы, Колумбии, Эквадора, Мексики. Участие в исследовании бассейнов рек Ориноко и Амазонка, плато Сабана-де-Богота, вулканов Котопахи, Антизану, Хорульо, ацтекских и майяских пирамид и городов.
- 1805 год ‒ Путешествие по Италии.
- 1806-1807 годы ‒ Исследование магнитного поля Земли.
- 1807-1833 годы ‒ А. фон Гумбольдт принимает участие в издании 30-томного труда «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799—1804 годах».
- 1808 год ‒ В составе дипломатической миссии принца Вильгельма Прусского посещает Париж и присутствует на переговорах с Наполеоном Бонапартом.
- 1809-1827 годы ‒ Проживание во Франции.
- 1821 год ‒ А. фон Гумбольдт выступил одним из инициаторов создания Французского географического общества.
- 1822 год ‒ Второе путешествие в Италию. Исследование Везувия.
- 1827 год ‒ Переезд в Берлин по личному приглашению короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Популяризация научных знаний.
- 1828 год ‒ Основание совместно с К. Риттером Берлинского географического общества.
- 1829 год ‒ Путешествие по Российской империи с посещением обеих столиц, Нижнего Новгорода, Казани, городов Урала. Побывал в Тобольске, Семипалатинске, Омске и Астрахани.
- 1830-1831 годы ‒ Непродолжительное пребывание в Париже.
- 1832 год ‒ Возвращение в Берлин. Продолжение работы над фундаментальным научным трудом «Космос».
- 1843 год ‒ Завершена работа над трёхтомным трудом «Центральная Азия», в которой систематизированы результаты экспедиции по России.
- 1845 год ‒ Выход из печати первого тома многотомного научно-философского сочинения «Космос». Последующие части исследования выходили в 1847, 1852 и 1857 годах.
- 1846 год ‒ Избран иностранным почётным членом Русского географического общества.
- 1859, 6 мая ‒ День смерти Александра фон Гумбольдта вследствие осложнения после простуды.
Александр фон Гумбольдт в последние годы жизни
Гумбольдт и идеи Фихте, Гегеля и Шеллинга
Философия Иоганна Фихте отразилась на интерпретации Гумбольдтом характера языковых процессов. В своих работах Фихте, опираясь на субъективный идеализм, занимается развитием диалектического восприятия процессов деятельности. Но основной линией во всей лингвистической концепции Гумбольдта всё же можно назвать мысль о том, что язык тождественен «духу народа», где одно является прямым отражением другого. И здесь огромная заслуга принадлежит идеям Фридриха Шеллинга и Георга Гегеля.
Вся шеллинговская философия природы, вместе с трансцендентальным идеализмом, брала за основу тождество природы и духа. В работе Шеллинга «Изложение моей системы философии» можно увидеть, что главной проблемой всей философской науки он считает идею тождества. Согласно его словам, нет ничего, кроме самого понятия абсолютного разума, в котором присутствует неразрывная связь субъекта и объекта. Разум для него уже не является чем-либо объективным или субъективным, т.к. объект может существовать лишь в отношении субъекта, который мыслит. Так в философии объективное и субъективное становятся тождественны. Аналогичным образом понимает язык Гумбольдт.
Гумбольдт говорит, что язык, выступая субъективным по отношению к познаваемому, по отношению к человеку становится объективным. А субъективность всего человечества вообще становится для языка объективностью. Объективное всегда будет чем-то собственным и его необходимо постигнуть, и кода человек посредством субъективного пути языковой индивидуальности становится ближе к объективному, ему необходимо приложить новые усилия для разделения субъективного и вычленения из него объекта.
Важно отметить, что учение о «духе народа», которое развивал Гумбольдт – это преломление учения об абсолютной идее, которое развивал Гегель в своей работе «Феноменология духа». Изначальное тождество, которое образует субстанциональную мировую основу, согласно Гегелю, представляет собой тождество мышления и бытия
Мышление здесь выступает не просто субъективной человеческой деятельностью, а ещё и объективной сущностью – первоисточником всего, что существует. Мышление отделяет своё собственное бытие в форме материи, являющейся «инобытием» собственно мышления, которое Гегель называет абсолютной идеей.
Самая высокая ступень развития абсолютной идеи представляет собой абсолютный дух, который можно назвать человечеством и его историей. Гумбольдт же проецирует эту идеалистическую концепцию об абсолютном духе, существующем вне человека как нечто мистическое, на плоскость языка. По его словам, язык самыми тонкими своими фибрами и корнями взаимосвязан с «духом народа». Он является одной из причин, стимулирующих духовную силу человечества к непрерывной деятельности. Язык функционирует вместе с духовными силами, а вместе они составляют единую и неразделимую деятельность разума. Термин «дух народа» во всей лингвистической концепции Гумбольдта можно назвать одним из самых неопределённых терминов.
Интересно то, что Гегель отдельно рассматривает язык, исследуя диалектический характер исторического процесса. Он говорит, что язык – это творение теоретического ума, т.к. является его внешним выражением. В развитии языка он выделяет две стадии: во-первых, языки, присущие всем неразвитым народам, позднее достигали высокой ступени развития, и, во-вторых, по мере развития цивилизации в социуме и государстве, язык беднеет и становится не таким расчленённым. Эта теория Гегеля о двух стадиях существования языка также сильнейшим образом воздействовала на лингвистическую концепцию Гумбольдта.
Создавая всю свою лингвистическую концепцию, Вильгельм фон Гумбольдт, помимо того, что впитал базовые предпосылки немецких философов, унаследовал также и достижения языковедов прошлого времени.
Жажда путешествий
Но Александр Гумбольдт не мог отправиться в экспедицию, поскольку ему в этом препятствовала мать. Только после её смерти в 1796 году он смог начать свои масштабные исследования. К сожалению, выполнить его планы оказалось совсем непросто. Политическая обстановка в мире была нестабильной, войны бушевали на территориях, которые он хотел обследовать. Компаньон Александра лорд Бристоль был арестован. Исследователь хотел присоединиться к французской экспедиции капитана Бодена, но она не состоялась, так как войны опустошили французскую казну. А экспедиция Франции в Египет была отменена из-за прекращения морского сообщения с Александрией. В попытках отправиться в плаванье Гумбольдт побывал по многих городах Европы, но его везде ждала неудача. Во время этих попыток, он не оставлял научные исследования и изучал топографию, метеорологию и ботанику.
Спецпредложение от школы Humboldt-Institut
Пакетное предложение от школы-партнера Humboldt-Institut оценят те, кто готов активно провести лето: максимальный интенсив немецкого языка, насыщенная экскурсионная программ, ну и конечно, всё что вы любите — смотровые туры по городу, посещение музеев, спортивные мероприятия, поездки на теплоходе, вечернее барбекю, вечеринки и многое другое.
Город | Возраст | Продолжительность | Интенсивность | Стоимость |
---|---|---|---|---|
Кёльн | 15-18 | 2 недели | 30 час./нед. | 2,343 USD |
Мюнхен | 15-18 | 3 недели | 30 час./нед. | 3,150 USD |
Дюссельдорф | 14-18 | 2 недели | 30 час./нед. | 2,181 USD |
Раймлинген | 9-13 | 2 недели | 25 час./нед. | 2,100 USD |
Досуг, культурные и спортивные мероприятия в школах сети Humboldt-Institut
Ежедневно студенты принимают участие в спортивных и культурных мероприятиях, поскольку преподаватели Humboldt-Institut уверены, что благодаря интересной программе досуга слушатели курсов смогут быстрее адаптироваться к новой языковой и культурной среде, а также лучше познакомиться с другими участниками группы. Основная часть мероприятий входит в стоимость курса, в нее включены такие развлечения как бильярд, настольные игры, футбол, вечер кино, барбекю, посещение городских музеев, занятия плаванием, пешие экскурсии по городу, настольный футбол и т. п. Посещение кинотеатров и театров не входит в стоимость программы.
Каждую среду центр организует экскурсии во второй половине дня, которые обычно включают посещение самых известных достопримечательностей города, например, студенты берлинской школы отправляются в зоопарк, делают селфи на фоне знаменитой Берлинской стены, фотографируются с друзьями у Бранденбургских ворот и т. д. В выходные дни Humboldt-Institut приглашает своих учеников отправиться в поездку на целый день в близлежащие города, например, из Берлина в Лейпциг, Дрезден или отправиться в круиз по Балтийскому морю.
Дальнейшая жизнь
Учёный снова вернулся в Европу и продолжил свои научные труды. На основе информации, полученной из поездок по России, он изготовил карту предположительно действующих вулканов. И хоть его теория морского их происхождения не подтвердилась, в Средней Азии действительно нашлись действующие экземпляры. Авторитет Александра в научных кругах был велик, он снискал себе дружбу со многими великими умами того времени. В 1832 году он приступает к масштабному труду, который объединял все знания, полученные им в ходе исследований. Этот труд получил название «Космос». 6 мая 1859 года Александр Гумбольдт скончался от быстро прогрессировавшей простуды. До конца своих дней 90-летний учёный был в здравом уме и продолжал свою научную деятельность.
Второе открытие Америки
Путь Гумбольдта в науке не был особенным: обучение, экспедиции, обобщение материалов, написание книги, чтение лекций. Но, обладая энциклопедическими знаниями, увлекаясь буквально всем подряд, он сумел систематизировать и обобщить все то, что он увидел в Южной Америке. Он прибыл в Венесуэлу в 1799 году и путешествовал несколько лет, вплоть до 1803 года.
Гумбольдт и Бонплан на реке Ориноко. По рисунку Ф. Келлера.1877 г.
При всей своей энциклопедической начитанности, он совершенно не был «кабинетным ученым», все узнавал на собственном опыте, стремился везде побывать и увидеть своими глазами. Проблема многих ученых была в том, что они смотрели, но не видели. Гумбольдт счастливо осуществил свое намерение «объять небо и землю». И для этого намерения Южная Америка подходила как нельзя лучше. Тропический мир этого континента позволял ему совершать экспедиции в девственные степи и влажные леса, где вся жизнь сосредоточена на разных высотных «этажах», где каждое дерево «несет на себе целый лес лиан и орхидей»; позволил увидеть высокие горы и вулканы, водопады и океанское побережье, пережить землетрясения. Впервые появившаяся у Гумбольдта идея о смене растительных сообществ с высотой была блестяще проиллюстрирована на примере подножий Анд: поднимаясь по склонам, он мог наблюдать смену природных и климатических зон – от роскоши тропических лесов в долинах до скудной растительности и тундры на вершинах. Все это вылилось в связную картину природы в уме Гумбольдта. По существу ему обязаны своим появлением география растений и климатология. Были собраны огромные ботанические и зоологические коллекции – одних растений около 4 тыс. видов, в том числе 1,8 тыс. новых для науки.
Вулкан Чимборасо в Эквадоре. Современный вид
Гумбольдт действительно хотел все увидеть и испытать сам: со своим компаньоном и другом французом Эме Бонпланом они поднимались на высокие горы Анд. Гумбольдт первым в мире побывал на высоте 5800 м, собираясь покорить вулкан Чимборасо в Эквадоре (он считал эту гору (6267 м) высочайшей в мире). Он экспериментировал с ядом кураре, доказывая, что только при попадании в кровь он имеет смертельное действие (не зря этим ядом пропитывают наконечники стрел индейцы); он держал в руках электрических скатов и замерял атмосферное электричество во время гроз, в то время как остальные прятались в укрытиях. Словом, Южная Америка дала Гумбольдту столько пищи для обобщений, а его личный опыт был так велик, что это вылилось в огромное количество записей, а по приезде в Старый Свет – во многие тома книг. До Гумбольдта все экспедиции ограничивались описаниями (пусть даже очень подробными), он же сумел сделать выводы относительно общего устройства природы и ее закономерностей.
Маршрут экспедиции А. Гумбольта в 1799-1804 гг.
Его любознательность, помимо географии, позволила ему внести вклад в медицину, физику атмосферы, археологию и этнографию. Совершив поездку вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, он правильно определил связи между холодным течением у этих берегов, высокими грядами Анд и безжизненными пустынями. Впоследствии это течение было названо его именем (также известно как Перуанское холодное течение). Нет смысла даже повторять, сколько названий гор, ледников, видов растений сейчас получили имена Гумбольдта.
По возвращении в Европу он был так популярен, как ни один другой путешественник. Его научный вояж сравнивали со вторым открытием Америки, а его друг и учитель Гёте сравнил его с великими мыслителями эпохи Возрождения и целой академией.
Грязевые вулканы в Турбако (Колумбия). 1810–1815 гг.
Мост у деревни Пенипе, Эквадор. Из книги «Виды Кордильер и памятники туземных народов»
Гумбольдт прожил долгую и очень активную жизнь. Тем не менее, практически перед смертью, он говорил: «Берегитесь прожить так долго. Слава растет вместе с ослаблением сил, и роль дорогого старика-юноши, достойного старейшины всех живущих ученых… – несносная роль».
Рисунки из книги Гумбольдта, сделанные в экспедиции
Путешествие Гумбольдта в Анды. Гравюра XIX в.
Поделиться ссылкой