Сухумская епархия
Содержание:
- Храм Симона Кананита
- Христианство доминирует в Абхазии
- Действующие храмы
- Христианство
- 👁 На что обратить внимание при осмотре
- Большинство абхазских христиан — православные
- Действующие монастыри Абхазской Епархии
- Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику
- Действующие храмы Абхазской Епархии
- 🕘 История постройки
- Илорский храм
- Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию
- Новоафонский монастырь
- «Абхазская религия»
- Пицундский храм
- Бедийский собор
- В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается
Храм Симона Кананита
Большой интерес отдыхающих в Новом Афоне (в древности Анакопия) вызывает памятник церковного зодчества 10 в – церковь Симона Кананита. Именно здесь обосновался проповедник христианства после странствий в середине 1-го века, здесь был казнён римлянами. На месте его захоронения, сохранённого в памяти верующими, позже вырос храм в его честь.
После официального признания православия церковь Симона Кананита стала религиозным центром Анакопийской епархии. Сооружение греческого типа, выложенное из дикого камня, не один раз разрушалось и перестраивалось. В 1875-82 гг. церковь подверглась основательной реставрации силами монахов.
Последняя реконструкция объекта после периода забвения прошла в 1956 г. Были частично восстановлены настенные фрески. В настоящее время открыт для посетителей. Проходят богослужения, венчания, крещения. Симон Кананит слывёт покровителем семейного счастья и брака. Сотни паломников стремятся под его своды 23 мая (день рождения святого).
Они принимают участие в крестном ходе, просят о благополучии и любви в семье. На стенах святыни сохранилось 2 надписи на греческом языке – одна над южным портиком, вторая – на восточном фасаде. Они котируются как этнографические памятники. Изящные опоры, арки, своды, выразительная пластика стен придают церкви великолепный вид.
Христианство доминирует в Абхазии
Абхазия или Апсны по-грузински — это регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Исторически в её состав входило и входит 7 областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.
В настоящее время Абхазия считается частично признанной Республикой Абхазия. Грузия считает Абхазию частью своей территории и согласно документам ООН она признается Абхазской Автономной Республикой.
Новоафонский монастырь в ходе реконструкции 2014 года. Новоафонский монастырь считается одной из главных святынь Абхазии, где большинство н7аселени себя считают христианами. Фото: upload.wikimedia.org
Большинство населения Абхазии признает себя христианами. Именно поэтому можно достаточно легко ответить на вопрос: какая религия у абхазцев. При этом по состоянию на 2003 год среди жителей Абхазии:
- 64 % — христиане, как правило, православные;
- 14 % — мусульмане, как правило, сунниты;
- 8 % — атеисты;
- 3 % — приверженцы абхазской религии;
- 3 % — язычники;
- 2 % — прочие конфессии;
- 6 % затруднились ответить на вопрос о своей религиозной принадлежности.
64%
столько абхазов считает себя христианами
Институтом Востоковедения РАН в 1994 — 1998 годах, были проведены исследования, которые показали, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. На это указывает то, что христиане в Абхазии редко посещают церкви.
Абхазские мусульмане едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто из верующих читает Библию или Коран. Кроме того, исследователи отмечают, что религиозные праздники христиане, мусульмане и представители традиционной абхазской религии отмечают совместно религиозные праздники.
Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии. Фото: ic.pics.livejournal.com
Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Религиоведы говорят о том, что абхазская религия — это уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества Поэтому её можно признать реликтом, дожившим до наших дней.
В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, два монастыря. Также в стране иметься, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви, синагога. В любом случае большинство абхаз — это христиане или мусульмане.
Действующие храмы
- Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Настоятель собора — иерей Виссарион Аплиаа (на фото). Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г. Сухум, ул. Абазинская, 75. Тел. 6-33-33, (8 442) 73333.
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра. Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра, ул. Апсны, 22.
- Храм-часовня Пицундских Святых в п. Пицунда. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п. Пицунда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута. Настоятель — иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г. Гудаута, ул. Харазия 26. Тел. (8 442) 50192.
- Храм Успения Богородицы в с. Лыхны. Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с. Лыхны. Тел. (8 442) 32511.
- Храм Покрова Богородицы в г. Новый Афон. Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм святого апостола Симона Кананита в г. Новый Афон. Служащий священник — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. (8 442) 72504.
- Храм Преображения Господня в с. Яштуха. Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с. Яштух.
- Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа. Настоятель — иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с. Акапа. Тел. 6-31-64.
- Храм Пророка Илии в п. Агудзера. Адрес: Гульрипшский район, п. Агудзера. Тел. (8 442) 74470.
- Драндский Успенский собор. Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда. Тел. (8 442) 72504.
- Храм архангела Гавриила в п. Дранда. Адрес: Гульрипшский район, п. Дранда.
- Моквский Успенский собор. Священнослужитель — иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. (8 442) 72348.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Елыр. Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с. Елыр.
- Храм святого Георгия Победоносца в с. Чубурхинджи. Служащий священник — иерей Никита Адлейба. Адрес: Гальский район, с. Чубурхинджи.
Христианство
Основная статья: Абхазская православная церковь См. также: Абхазский католикосат См. также: Сухумо-Абхазская епархия
В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.
Католическая церковь
Основная статья: Католицизм в Абхазии
В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.
Лютеранская церковь
С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход св. Иоанна (ул. Абазинская 65), состоящий в основном из лиц немецкого происхождения
👁 На что обратить внимание при осмотре
Здание храма отлично сохранилось до наших дней. Построен он был так добросовестно, что 10 веков не смогли его разрушить. Своды устояли, купол не рухнул. Но сегодня местные власти заботятся о дальнейшем его сохранении для потомков. От дождя он закрыт деревянными щитами, а стены зашиты в леса.
Фото: Светлана Винокурова
Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы.
Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.
В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела.
Гостепрееимство Авраама
Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы.
Фреска Святого Причастия
Сегодня Лыхненский храм действует, принимает прихожан, для посетителей предусмотрена парковка, кафе, лавки с сувенирами. Полюбоваться фрагментами фресок можно, войдя внутрь, но фотографировать запрещается.
Интересно то, что в храме есть два важных захоронения: упомянутый уже Сафар-Бей Шервашидзе, не очень уважаемый абхазами, и его внук Георгий.
У стен храма находится одно из семи святилищ Абхазии – Лых-ныха. По сути, это место для языческих жертвоприношений. Так сегодня здесь успешно соседствуют две такие разные, но уникальные, достопримечательности Абхазии.
Большинство абхазских христиан — православные
Зачем нужна религия
Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.
После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.
Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org
Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.
Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.
Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.
Современная Православная церковь в Абхазии находиться в состоянии раскола.
Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.
Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.
Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org
С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.
Действующие монастыри Абхазской Епархии
Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г. Новый Афон.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар).
Количество насельников – 25 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеимона и храм мученика Иерона.
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. +7 (840) 227-19-71.
Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
Монастырь Святого Иоанна Златоуста в с.Каман.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Количество насельников – 5 человек.
На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска.
Адрес: Сухумский район, с.Каман, монастырь. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику
Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.
В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.
Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org
В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.
На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.
2012
в этом году в Абхазии действовала всего одна синагога и насчитывалось около 200 иудаистов
Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.
Действующие храмы Абхазской Епархии
Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа.
Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий.
Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел. +7 (840) 226-33-33.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель — иеромонах Павел (Харченко).
Адрес: г. Гагра
Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.
Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.
Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин).
Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.
Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.
Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов).
Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут).
Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел. +7 (840) 223-25-11.
Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.
Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.
Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин).
Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.
Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.
Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов).
Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел. +7 (840) 226-31-64.
Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел. +7 (840) 227-44-70.
Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар).
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.
Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев.
Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел. +7 (840) 227-23-48.
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа).
Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба.
Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.
🕘 История постройки
Достоверно неизвестно, в правление какого князя был построен этот храм, но дата его сооружения установлена достаточно точно, это начало X века. Предполагается, что Лыхненский храм – образец зодчества абхазских архитекторов под руководством какого-то могущественного местного епископа, проповедовавшего христианство в этих краях.
Более точных данных о том, кто строил храм, нет. Позднее, в XIV веке, стены были расписаны византийского стиля фресками. До наших дней дошли лишь фрагменты уникальных творений средневековых мастеров.
В XV веке в Абхазии наблюдался упадок христианства, но Лыхненский храм сохранился, благодаря тому, что находился под покровительством князей Шервашидзе, до XVIII века остававшихся православными христианами. После они перешли в Ислам, но храм, тем не менее, не разрушили. Сафар-Бей, сын мусульманина Келеш-Бея, снова крестился, умер православным и был похоронен в стенах Лыхненского храма.
После 1830 года, когда в Абхазию пришли русские, они возродили церковную жизнь и храм вновь стал действующим.
Илорский храм
Популярный среди верующих религиозный объект расположен в Илорах, небольшом посёлке. Возведён в XI в. и носит имя Георгия Победоносца. С момента его возведения он слыл образцом богатого убранства внутренних интерьеров. Ёмкости для литургии из золота и серебра, золотая престольная чаша, серебряный меч-складень, кованые иконы с серебряными окладами хранились в роскошной ризнице.
Одна из серебряных икон с изображением Георгия Илорского считается чудотворной. Сюда на поклонение ей прибывали паломники и миссионеры из разных стран. Чудодейственной силой, по мнению прихожан, обладает и икона Евстафия Апсильского, замученного в арабском городе Харане (738 г.).
В 19 веке в обветшавшей церкви сделали железную крышу, покрыли стены слоем штукатурки. Мастера сохранили все барельефы и надписи на фасадных стенах, воссоздали аутентичную булыжниковую ограду. После советского периода закрытия церковь обрела прежнее величие, пользуясь необыкновенной популярностью верующих и туристов.
Каждый год в день Св. Георгия (21 октября) при большом стечении народа здесь организовывают торжественную литургию. Внешняя красота белоснежного строения не может не восхищать.
Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию
Исследования, проведенные в 1994 — 1998 годах Институтом востоковедения РАН, свидетельствуют о том, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм).
Многие из них, при этом, считают себяихристианами или мусульманами. Это отражается во многих сторонах жизни абхазов.
Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания. Фото: planetguide.ru
Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями. Так, например, значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия.
Кроме того, они не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Что же касается абхазов-мусульман, то они едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку.
Абхазские христиане и мусульмане не читают Евангелие и Коран.
Большинство абхаз не читает Евангелия или же Корана, кроме того, христианские, мусульманские и традиционные праздники отмечаются в Абхазии совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. Это обстоятельство позволяет некоторым религиоведам утверждать, что абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма. Также утверждается, что она представляет собой реликт, доживший до наших дней.
Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом. Фото: cdn1.img.sputnik-abkhazia.info
Христианство неоднозначно относится к традиционной национальной религии Абхазии. Так, например, в абхазской национальной религии присутствует обожествление человека, что неприемлемо для христиан.
Кроме того, традиционно, за абхазским застольем первый тост звучит как «уа Анцәа улха ҳат» (о Анцва, освети нас лучами своими).
Христианам также запрещено произносить такой тост, так как это трактуется как «вспоминаешь бога только тогда, когда тебе хорошо». Также этот тост не поднимают за Аллаха, Иисуса Христа, иудейского Бога и т.д.
Новоафонский монастырь
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь – это самый большой и известный храмовый комплекс в Абхазии. Здесь находится сразу шесть храмов, образующих двор и центральные постройки. В самом центре располагается Пантелеимоновский собор – самый большой в Абхазии, очень просторный и светлый, и примечательный фресками на стенах и потолке.
Он был основан в 1875 году, но строительство завершилось лишь в 1900 году. Место для постройки выбрали недалеко от храма святого апостола Симона Кананита и его пещерной кельи, отчего он и получил свое основное название, которое на самом деле полностью звучит как монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Но поскольку инициаторами основания стали монахи русского монастыря святого Пантелеимона из Старого Афона в Греции, он также известен как Пантелеймоновский монастырь.
Просуществовал после постройки он недолго, и в советское время был разорен, в нем организовали краеведческий музей. А во время грузино-абхазского конфликта здесь функционировал госпиталь. Вернулся церкви он лишь в 1994 году, реставрация до сих пор не завершена.
Для туристов монастырь интересен как одна из самых важных архитектурных и культовых достопримечательностей Абхазии. Комплекс хоть и не древний, но выглядит очень привлекательно и необычно, поскольку окружен пальмами. Можно беспрепятственно гулять по территории, фотографировать, в том числе можно осмотреть внутри Пантелеймоновский собор, главное – не мешать верующим. Для входа в собор нужно быть одетым подобающе, для чего на входе бесплатно можно взять платок или накидку. Женщинам в брюках, коротких юбках, всем в шортах и с оголенными плечами в храм лучше не заходить, хотя строгого контроля на этот счет нет. При желании можно заказать молебен о здравии и за упокой сразу на 10 человек (не более), причем это бесплатно.
Время работы: в дневное время.
Входная плата / стоимость билетов: бесплатно.
Как добраться: монастырь находится почти в самом центре Нового Афона, добраться из любого места города можно пешком (монастырь на карте ). С других курортов Абхазии сюда можно добраться с экскурсией или самостоятельно на маршрутных такси, курсирующих по главному шоссе страны E60 между всеми городами на побережье. От шоссе до него пешком 15 минут.
Если вы будете ехать на собственном транспорте, то есть два варианта подъехать к нему:
- Можно подъехать непосредственно до парковки рядом с монастырем по ул. Курортная. Парковка бесплатная, под видеонаблюдением, но ограничение по нахождению на ней – 1 час.
- Другой вариант – подъехать по ул. Эшба до пересечения с Водопадный переулок. Здесь удобно то, что рядом можно посмотреть и другие достопримечательности города: храм, водопад, музей, маршрут в грот Симона Кананита. Здесь можно запарковать машину вдоль дороги или возле одного из кафе или рынка, и дальше до монастыря идти пешком вверх по грунтовой дороге 10 минут. Здесь же предлагают проехать этот путь на джипе за 300 рублей в одну сторону, что явно завышенная цена.
Панорама монастыря
- Присоединиться к найшей группе в VK, Facebook, ОК, или подписаться на канал Telegram и Viber
- ☻ Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
- Купить авиабилеты на проверенном поисковике – Aviasales.ru
- Забронировать отель среди более чем 1 000 000 предложений на Agoda.com или Booking.com
- Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
- Арендовать машину на Rentalcars.com или autoeurope.ru, чтобы быть свободным в своих планах
- Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
- Проверить наличие экскурcий, чтобы познакомиться самыми интересными местами, на tripster.ru
Лучшие цены на авиабилеты по популярным направлениям:
ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ | ДАТА ВЫЛЕТА | ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ | НАЙТИ БИЛЕТ |
Адлер | 2020-03-11 | 2020-03-19 | НАЙТИ ОТ 2 970 ₽ |
Нячанг | 2020-04-10 | 2020-11-02 | НАЙТИ ОТ 20 479 ₽ |
Бангкок | 2020-02-28 | 2020-03-13 | НАЙТИ ОТ 20 510 ₽ |
Пхукет | 2020-04-17 | 2020-04-24 | НАЙТИ ОТ 24 094 ₽ |
Симферополь | 2020-02-27 | 2020-03-03 | НАЙТИ ОТ 5 244 ₽ |
Бали | 2020-05-16 | 2020-05-28 | НАЙТИ ОТ 31 009 ₽ |
Казань | 2020-04-20 | 2020-04-28 | НАЙТИ ОТ 2 598 ₽ |
Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.
Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram
«Абхазская религия»
Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.
Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.
Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.
Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.
Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).
3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.
См. также: Народное христианство
Пицундский храм
Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.
Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.
В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.
Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.
Бедийский собор
Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).
Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.
Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.
Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.
В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается
Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую. Дело в том, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа).
При этом Анцва не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий. Несмотря на сильное давление ислама и христианство, национальна религия Абхазии не только сохранилась, но и активно развивается.
Жрец святилища Дыдрыпш Заур Чичба. За каждым абхазским святилищем закреплен жрец из определенного рода (фамилии)
Так проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии.
Дело в том, что в ходе этого опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, которые назвали себя христианами, признались в посещении абхазских святилищ.
47,4%
столько абхазских христиан посещают абхазские святилища
Во времена СССР национальная религия абхаз подвергалась гонениям. Начиная с 1990-х годов, она начала восстанавливать свои позиции. Святилища у наших абхазских друзей — это семь мест, расположенных на территории Абхазии, которые почитаются абхазами в качестве священных. Вот этот перечень:
Святилище | Местонахождение | Район |
Дыдрышп-ныха | Гора Дыдрыпш-ныха у села Ачандра | Гудаутский район |
Лых-ныха | поляна Лыхнашта, центр села Лыхны | Гудаутский район |
Лдзаа-ныха | около села Лдзаа в районе Пицунды | Гагрский район |
Инал-Куба | гора Инал-Куба у села Псху | Сухумский район |
Адагуа ныха | гора Адагуа в районе села Цабал | Гульрипшский район |
Лашкендар | гора Лашкендар около города Ткуарчал | Ткуарчалский район |
Елыр-ныха | Село Илор | Очамчырский район |
Совокупность семи святилищ в Абхазии называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими.
По поводу места нахождения седьмого святилища до сих пор нет единого мнения. Так некоторые исследователи называют в качестве такового Бытху — древнее святилище убыхов.
Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха. 3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.